Краткосрочный проект по работе с родителями. Детско - родительский проект Цель детско родительских проектов в доу

Детско – родительский проект «КРОССБУКИНГ» в детском саду.

Предназначен для детей старшего дошкольного возраста.

Участниками проекта также являются родители, дети и воспитатели группы.

Кроссбукинг - это так называемый обмен прочитанными книгами, газетами, журналами.

Детско – родительский проект «КРОССБУКИНГ» в детском саду можно отнести к проектам социальной направленности. Он также охватывает следующие образовательные области: художественное творчество, художественная литература, познание, коммуникация, музыка.

Именно в дошкольном возрасте у человека закладываются основы социально-эмоционального развития, в частности, эмпатии – умения сопереживать другим, чувствовать тех, кто рядом, видеть проблемы и потребности других и относиться к ним деятельностно. Развить эмпатию можно разными способами, в том числе, и обменом прочитанных книг.

Данный проект основан на синтезе развития эмпатии, социальной компетентности и творческого потенциала личности, связанных воедино одной целью – обменом прочитанных книг, журналов, газет, которая поможет развить в детях все вышеперечисленные качества личности.

Цели проекта:

развитие эмпатии у детей;

формирование у детей и родителей потребности в совершении добрых, бескорыстных поступков на основе креативного мышления.

Предполагаемые результаты проекта :

повышение уровня эмпатии у детей;

развитие потребности в совершении добрых дел и помощи окружающим;

приобретение детьми различных прикладных навыков;

развитие речи при рассказывании о прочитанном;

знакомство с незнакомыми ранее произведениями, новостями;

повышение интереса к чтению книг.

Ход реализации детско – родительского проекта «КРОССБУКИНГ»

1 этап – подготовительный.

Педагог проводит исследование социума на предмет потребностей в посильной социальной помощи воспитанников детского сада: договаривается с воспитателями других групп детского сада, родителями и детьми об обмене прочитанными книгами, газетами, журналами.

Педагог проводит для родителей вводную беседу по проекту «Кроссбукинг», объясняя идею проекта и договариваясь, что они с разрешением детей принесут в детский сад прочитанные детские книги, журналы и газеты.

2 этап – раскрытие проблемы.

На первом этапе педагог в процессе беседы формулирует проблему: наличие в окружающей детей действительности людей, которым необходима различная помощь, что есть такие семьи, которые не могут купить книги, чтобы прочитать их. Педагог вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию - предлагает детям вспомнить, какие сказочные герои в сказках исполняли желания людей. Вспомнив Золотую рыбку из сказки Пушкина, дети представляют, чьи желания они бы смогли исполнить, если бы стали волшебными золотыми рыбками.

Педагог объясняет детям, что у многих дома есть уже прочитанные книги и журналы, которые просто лежат на полке, а если они принесут их в детский сад, чтоб их прочитали другие дети, у которых нет этого- было бы здорово!!!

Таким образом, у детей формируется активная жизненная позиция, умение самостоятельно находить проблемы.

Педагог предлагает детям вместе с родителями подумать и предложить различные варианты добрых дел, которые они могут совершить для окружающих. Так как в процессе реализации проекта детям предлагается стать «Золотыми рыбками», педагог проводит с детьми (а возможно и вместе с родителями) мозговой штурм, в процессе которого они все вместе придумывают, что, основываясь на кроссбукинге, можно придумать и воплотить для радости окружающих.

Это может быть:

создание поделок-сувениров по прочитанным книгам;

рассказывание стихов и пение песен из прочитанных книг;

исполнение реальных желаний окружающих и так далее.

3 этап - основной.

На этом этапе педагог подробнее знакомит детей с «кроссбукингом», выбирая произведения, походящие их возрасту и организует выставку книг на полках. Учит детей и родителей где и как надо записывать книгу, которую взяли почитать. Затем дети выбирают понравившиеся книги для чтения. После они обмениваются информацией о прочитанном, вместе с воспитателем и родителями решают, как можно интереснее рассказать другим детям об этой книге (создание поделок-сувениров по прочитанным книгам;

маленький театр по одной из прочитанной книги;

выставка рисунков по прочитанным книгам;

рассказывание стихов и пение песен из прочитанных книг).

В ходе выполнения проекта у детей формируются разнообразные знания, умения и навыки. Дети осваивают новые техники выполнения изделий прикладного творчества; разучивают новые стихотворные и музыкальные произведения.

4 этап - итоговый.

Дети и педагоги презентуют подготовленные в процессе третьего этапа реализации проекта формы творческой деятельности в заранее оговорённых местах: других группах детского сада, в музыкальном зале, в своей группе.

На разных уровнях (дети, родители, педагоги) подводятся и анализируются результаты реализации проекта. Оформляется фотовыставка и презентации по итогам проекта, проводится родительское собрание по результатам реализации проекта «Кроссбукинг» в детском саду с целью анализа хода проекта и обсуждения дальнейших перспектив взаимодействия.

Организация: МБДОУ№79 «Садко»

Населенный пункт: Тюменская область, г. Сургут

«Если с детства у ребенка не воспитана

любовь к книге, если чтение не стало его

духовной потребностью на всю жизнь -

в годы отрочества душа подростка

будет пустой, на свет божий выползает, как

будто неизвестно откуда взявшееся плохое»

В.А. Сухомлинский

В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. Часто ли мы задаем себе вопрос: « Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе. Кто встретится на пути?» От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни. Новая социальная ситуация заставляет искать новые подходы к проблеме. Книга и мир видеотехники в жизни дошкольника существуют параллельно, не отменяя и не подменяя друг друга. Надо глубоко осознать сказанное русским писателем Н.Лесковым: «Истинно глаголю вам: дано печатному слову пребыть не только во времени, но и над временем» - и начиная с раннего возраста приобщать ребенка к книге, к процессу чтения обдумывание ее, не считать этот процесс ненужным в жизни современного человека. Удачной находкой в работе с родителями является метод проектов. На сегодняшний день он получает все более широкое применение в педагогической практике. Метод проектов – это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в работе с семьей – через совместную деятельность детей и родителей.

По составу участников : групповой

По целевой установке : практико-ориентировочный

Цель проекта: Создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса и мотивации к чтению.

Задачи проекта:

Приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя.

Повышать эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.

Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.

Повышать культуру речи педагогов, родителей, детей.

Воспитывать бережное отношение к книге.

Ожидаемый результат

Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе на 50%.

Возрождение традиции домашнего чтения.

Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.

Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя и слушателя.

Основное содержание проекта

Современная система дошкольного образования использует большое количество вариативных и альтернативных программ для обучения и воспитания детей. Подходы к процессу образования и воспитания дошкольников весьма разнообразны, но основной целью этих программ является воспитание доброго, умного, творческого человека, способного чутко относиться к людям, к окружающему миру, тот есть заложить основы настоящего человека. Положение о формировании читателя в дошкольнике стали ведущими в комплексной программе непрерывного образования «Из детства в отрочество» Т.И. Дороновой, по которой работает ЦРР. Программа дает возможность взаимодействовать с семьей на основе современных, научных, психолога–педагогических требований к развитию, воспитанию и образованию ребенка дошкольного возраста. Содержание проекта строится так, что в процессе его реализации родители не всегда осознанно, ненавязчиво способствуют:

  • развитию личности ребенка, его творческих способностей;
  • приобщению детей к общечеловеческим ценностям;
  • формированию творческого воображения;
  • развитию любознательности, как основа познавательной активности.

Для успешной реализации проекта определенны задачи, которые необходимо решать в семье и детском саду.

В семье

В детском саду

ежедневное чтение детям художественных произведений;

ежедневное чтение художественных произведений, проведение бесед по содержанию произведения, формирование у ребенка умения высказывать собственное мнение о прочитанном;

использовать в процессе домашнего чтения рукописные книги и журналы созданные детьми;

ввести в круг чтения детскую периодику;

контролировать процесс семейного чтения. Давать рекомендации родителям по организации семейного чтения;

следить за подбором детской литературы, беседовать о прочитанном, о литературе, о пользе чтения;

развивать у детей индивидуальные литературные предпочтения;

заинтересовать детей чтением с продолжением, побуждать удерживать в памяти содержание прочитанного;

привлекать детей к созданию собственных книг, рукописных журналов, использовать их в процессе группового чтения;

учить ребенка правильному обращению с книгой, концентрировать его внимание на том, кем создана книга, как называется, кто ее иллюстрировал;

активизировать работу библиотеки детского сада (обсуждение отдельных литературных произведений, выставки книг с иллюстрациями разных художников по одному литературному произведению);

создавать детскую домашнюю библиотеку, учить пользоваться книжным и журнальным фондом публичной детской библиотеки;

вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной литературой, учить детей уважать книгу, осознавать ее роль в человеческой жизни;

Круг чтения детей расширяется и усложняется, как постоянный вводится такой вид работы, как чтение «с продолжением», вводится периодика: детские журналы. Проект предлагает разнообразные формы, методы и приёмы работы с детьми: подготовка к восприятию с помощью рассказа отдельных эпизодов из биографии писателя; пересказ занимательного эпизода, прерванного на самом интересном месте; выразительное чтение воспитателя (родителя); «письмо», якобы адресованное детям автором произведения; словесное рисование – цель которого: приблизить к ребенку образы произведения, включить детское воображение, сконструировать возникшие представления.

Детям предлагается широкий спектр игр:

  • сюжетно – ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин», «Переплетная мастерская»;
  • игры по прочитанным книгам, викторины, кроссворды;
  • игры – драматизации - ребенок, исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Слово связано с действиями персонажей. В данных играх разыгрываются готовые тексты;
  • театрализованные игры – драматизации воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, совершенствуется внимание детей, зрительное восприятие, подражательность, как основа самостоятельности.

Кроме того, свои впечатления от прочитанных книг дети отображают в продуктивных видах деятельности: лепке и рисованию.

Обоснованный отбор нужных приемов, методов, игр, во многом решает дело. Благодаря такому отбору происходит самое близкое общение воспитателя, родителя и ребенка, которого взрослые побуждают к речевому действию, а так же повышают интерес к художественной литературе.

Реализация проекта предполагает:

  • совместную деятельность родителей и детей;
  • взаимодействия воспитателя с родителями;
  • взаимодействие воспитателя с детьми;
  • взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги – дети – родители.

Участники

Формы взаимодействия

воспитанники

непосредственно образовательная деятельность;

организация книжного уголка в группе;

утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома книге» (ежедневно);

игры-драматизации, театрализованные игры-драматизации; дидактические игры;

дневные литературные чтения;

создание книг-самоделок, книжные выставки;

тренинги, ситуативное обучение;

Мастерская по изготовлению творческих работ;

родители

презентация опыта семейного чтения;

наглядное информирование, анкетирование, практические консультации, родительские встречи

родители, воспитанники

открытые мероприятия с участием родителей;

арт-выставки «Вместе с книгой я расту»;

выставки детских рисунков и поделок по прочитанным произведениям;

экскурсия в городскую детскую библиотеку

; книжные выставки «Книжный парад для дошколят»;

традиции группы: «Гость группы», «Книга напрокат»;

Литературный КВН, конкурс «Папа, мама, я – читающая семья»

Методическое обеспечение :

  • демонстрационный материал: серия сюжетных картин;
  • тематические картотеки «стихи», «загадки», «сказки»;
  • биографии детских писателей, портреты, методические рекомендации по организации различных форм работы с детьми по творчеству писателей;
  • конспекты образовательной деятельности из опыта работы педагогов;
  • сценарии литературных праздников, викторин,
  • детская художественная литература;
  • детская познавательная литература.

Технические средства обучения :

  • Проектор
  • Ноутбук
  • Мультимедийная установка.

Целевая аудитория: Участниками проекта являются: дети 5-6 лет 27 человек и родители.

План мероприятий по реализации проекта.

Организационный этап (октябрь – ноябрь2015 год)

2. Изучить методико-педагогическую литературу по данной теме.

Составить конспекты образовательной деятельности, сценарии литературных праздников, викторин.

Разработать перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.

Провести анкетирование родителей.

Разработать перспективное планирование по взаимодействию с родителями.

Обновить развивающую среду.

Продуктивная деятельность (рисование и аппликация) «Книжка-самоделка», «Герои любимых сказок», «Обложки любимой книжки» и т.д.

Беседы (этические) «Как беречь книгу», «Твоя любимая книга», «Мой любимый сказочный герой», «От глиняной дощечки к печатной страничке» и т.д.

Чтение детской художественной литературы (сказки, были, рассказы, басни и т.д.)

Консультации для родителей: «Организация книжного уголка в семье», «Как правильно выбрать детскую книгу», «Организация чтения в семье», « Экскурсия в библиотеку 2 раза в год на тематические выставки» и т.д.

Музыкальная деятельность (разучивание песни) «Чтоб мы делали без книг», «Мы дружны с печатным слово» и т.д.

Заучивание пословиц о книге, стихов, загадок о книге.

Игровая деятельность (сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Книжный магазин» и т.д.

настольно-печатные игры «Расскажи сказку», «Что было до….», «Как родилась книга» и т.д.

Словесные игры «Узнай героя сказки», «Закончи предложение», «Составь название книги из картинок» и т.д.

Заключительный этап (март-апрель 2016 года).

Оформить памятки для родителей «Семейное чтение, как один из аспектов подготовки ребенка к школьному обучению».

Книжки – самоделки в семье и в группе «Моя любимая книга»

I. Ожидаемые результаты проекта

  • Разработан перспективный план работы с детьми в образовательной; деятельности и по приобщению детей к художественной литературе
  • Проведен мониторинг детей на начало и конец проекта.
  • Оформлены рекомендации: «Вы хотите, что бы ваш ребенок читал?», «Как организовать домашнее чтение», « Как учить детей размышлять и обсуждать прочитанное», «Литературное воспитание ребенка в семье»;
  • Обобщен опыт семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе презентацией семьи Гавриловых «Моя читающая семья» и семьи Окуловских «Мама,папа,я-читающая семья» на совместном мероприятии с родителями и с детьми -клуб семейного чтения «Читаюшка»

Родители:

  • Ежедневно поддерживают традиции семейного чтения;
  • Повышают интерес ребенка к художественной литературе;
  • Расширяют круг детского чтения за счет введения новых тематических рубрик;
  • Проявляют уважение к чтению и относятся к нему, как к серьезному и очень важному и нужному занятию.

Воспитанники:

  • Умеют самостоятельно подбирать художественные произведения для семейного чтения;
  • Умеют правильно обращаться с книгой, вести беседы о прочитанном, анализировать текст на доступном уровне;
  • Сформирован интерес к литературе как к виду искусства;
  • Сформированы нравственные качества ребенка;
  • Выработана потребность ежедневного общения с художественной литературой;

Список используемой литературы

  1. Алиева Т.Н., Антонова Т.В. Программа «Истоки» - М.: Просвещение, 2003 г.
  2. Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения - М.: Просвещение, 2000г.
  3. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга. – М.: Просвещение, 1992.
  4. Доронова Т.Н. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет. «Из детства – в отрочество».- М.: Просвещение, 2002 г.
  5. Жукова Г.Д Родительское собрание по детскому чтению.- М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007 г.
  6. Жукова Г.Д. Семейное чтение в год семьи.- М: Русская школьная ассоциация, 2007
  7. Канавина Г. А. Особенности деятельности библиотеки в поддержку социальной «семьи» и в сохранении традиции семейного чтения в условиях детского дома, организованного по семейному типу. - М.: Просвещение, 2000г
  8. Международный день детской книги.- Ж.: Дошкольное образование, 2010. - №6.
  9. Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения – М.: Просвещение, 1996 г.
  10. Праздник книги и чтения. Сборник сценариев по привлечению детей к чтению и умению работать с информацией. Российская государственная детская библиотека.-М: Школьная библиотека Программа поддержки чтения.
  11. Пименова И. П., Сластникова Л. А. Семейное чтение: Целевая программа на 2008-2010 г.
  12. Руденко Т., Мелик – Пашаева М. Книги хорошие, книги плохие. Ж.: Дошкольное образование. 2010. - №6.

Прохорова О.А.,
воспитатель дошкольного отделения ГБОУ «Школа № 1874» г. Москвы

Как в образовательную деятельность ДОО? Как научить их интересно проводить время с ребенком? Для педагогов эти вопросы сегодня особенно актуальны. Автор статьи нашел на них ответы и делится опытом эффективного . Под его руководством они разрабатывают тематические детско-родительские проекты, превращая прогулки с детьми по родному городу в познавательное путешествие.

В ГБОУ «Школа № 1874» г. Москвы на протяжении нескольких лет ведется работа по ознакомлению воспитанников и родителей с историей развития родного города и его достопримечательностями в рамках детско-родительских проектов.

Авторы проектов - родители. На заседаниях семейной гостиной воспитатель помогает им разработать план предстоящей деятельности, обсуждает особенности каждого проекта. Вместе они ищут интересные пути их реализации.

Каждый из проектов имеет свои задачи в зависимости от темы. При этом все они направлены на достижение общих целей:

  • вовлечь семьи воспитанников в образовательную деятельность ДОО;
  • создать условия для продуктивного общения родителей и детей в ходе экскурсий по городу;
  • расширить и закрепить знания дошкольников о столице нашей Родины;
  • познакомить с историей возникновения и развития города - Москвой деревянной, белокаменной, краснокаменной;
  • сформировать понятие о Родине как месте, где человек родился и живет;
  • воспитать уважение к родному городу, чувство гордости за то, что они являются жителями столицы;
  • сформировать понимание того, что все в Москве создавалось веками, трудом и талантом жителей.

Итог проектной деятельности - презентация, которая предусматривает рассказ ребенка о проекте (с декламированием стихов о Москве) и заключительное мнение родителей о его важности, достижении поставленных целей и полученных впечатлениях. Педагог проводит анализ совместной деятельности родителей и детей. По результатам выступлений они получают грамоты и подарки.

С момента начала этой работы были реализованы проекты, которые отразили различные аспекты жизни горожан - отдых, занятия спортом, культурный досуг и т. д. Остановимся подробнее на некоторых из них.

Детско-родительский проект «Отдых и развлечения в Москве»

Совместные прогулки, поездки в лес, на рыбалку, пикник, посещение зоопарка - самые яркие и дорогие воспоминания из детства. Где и как можно отдохнуть всей семьей сегодня в условиях современного города, помог выяснить проект «Отдых и развлечения в Москве» (авторы - семья Ломтевых).

Его задачи - закрепить знания ребенка о зонах отдыха в Москве, рассказать о труде людей, создавших множество интересных мест.

Участники проекта выяснили, что отдых в городе может быть разным: прогулки в парке, катание на аттракционах, посещение музеев, просмотр мультфильмов, чтение книг, разнообразные игры во дворе дома и т. д.

Рассказывая о данном проекте, воспитанник отметил, что любит отдыхать в Москве, но давно мечтал о необычной детской площадке. Поэтому решил создать вместе с родителями игрушечный дворик из дерева. Папа смастерил деревянные качели, карусели, скамеечки, а мама с ребенком сделали из цветных ниток человечков.

Родители пришли к выводу, что совместный с ребенком отдых способствует установлению доверительного общения, формирует гармоничные взаимоотношения в семье.

Детско-родительский проект «Мой Северо-Западный округ»

В старшем дошкольном возрасте ребенок должен знать, в каком городе, районе, округе он живет, и уметь рассказать о его достопримечательностях. Этому был посвящен проект «Мой Северо-Западный округ» (авторы - семья Ян).

Его задача - познакомить ребенка с ближайшим социальным окружением, достопримечательностями и интересными местами округа, в котором он живет.

Презентуя проект, участники рассказали, что Москва разделена на округа. В их родном округе - Северо-Западном - большинство улиц названы в честь героев Великой Отечественной войны:

  • улица Маршала Новикова;
  • улица Маршала Василевского;
  • бульвар Генерала Карбышева;
  • улица Маршала Тухачевского;
  • улица Генерала Глаголева;
  • проспект Маршала Жукова.

Район славится уникальным тоннелем под Москвой-рекой и оригинальным вантовым мостом с красивым названием «Живописный».

Нарисовать этот мост - одно из заданий для дошкольника в рамках проекта. Какие изобразительные средства для этого выбрать ребенок решал сам. Родители предложили ему сравнить свойства гуаши и масляной краски. Оказалось, что краски гуще, ярче, сохнут дольше, чем гуашь. Когда краска высыхает, изображение становится твердым. Поэтому для рисования вантового Живописного моста ребенок выбрал масляные краски. Получилась красивая картина, которую авторы проекта подарили на память детскому саду.

По мнению родителей, работа над этим проектом помогла семье лучше узнать родной округ, воспитать у ребенка любовь к тому месту, где он родился и живет.

Детско-родительский проект «Москва театральная»

Москва - огромный культурный центр. Посещение театров, музеев, выставок помогает развивать у детей творческие способности. Эта тема была отражена в проекте «Москва театральная» (авторы - семья Коломейцевых).

Его задачи - расширить представления ребенка о театре и его видах, сформировать интерес к этому виду искусства.

На презентации проекта дошкольник рассказал, что в Москве много театров - музыкальных, кукольных и других. Вместе с родителями он посетил интересные спектакли. Особенно запомнились балет «Чипполино» в Большом театре, спектакли «Золушка» и «Маугли» в театре «Московская оперетта», «Красная Шапочка» в театре под руководством Г. Чихачева, а также представление в цирке танцующих фонтанов «Аквамарин», выступления артистов цирка на Цветном бульваре и ансамбля танца Игоря Моисеева.

Под впечатлением от увиденного ребенок решил создать собственный домашний театр. Родители помогли ему в воплощении идеи. Они изготовили куклы бибабо, изображающие героев сказок, и украсили их перьями, кусочками меха, красивыми лоскутками. Для украшения кукол они использовали разные клеи. Для дошкольника стало открытием, что существуют специальные клеи для меха и ткани.

По мнению родителей, в процессе реализации проекта ребенок стал проявлять живой интерес к театру и культурной жизни столицы. Создавая персонажей сказок, они проводили много времени вместе, что сблизило членов семьи. Теперь по вечерам и в выходные дни они показывают домашние спектакли своим гостям.

Детско-родительский проект «Москва спортивная»

Жители Москвы любят спорт, поэтому в столице много спортивных объектов для детей и взрослых. В ритме спортивной жизни города был создан проект «Москва спортивная» (авторы - семья Комчихиных).

Его задачи - сформировать у ребенка представление о здоровом образе жизни, расширить знания о спортивных объектах Москвы, воспитать любовь к спорту посредством посещения спортивных мероприятий в городе.

Дошкольник - участник данного проекта - любит заниматься спортом, особенно плаванием. После наблюдения за соревнованиями парусников в Строгинской пойме он решил смастерить собственные парусники из дерева. Водоемом стала пластмассовая крышка, на дно которой положили камешки и ракушки.

Родители рассказали ребенку, что древесина бывает разной: дубовой, сосновой, березовой. Путем несложного эксперимента он выяснил, что дольше всех намокает дубовая дощечка. Поэтому вместе с папой смастерил лодочки из дубовой древесины. Затем они покрыли кораблики водным лаком.

Когда парусники опустили на воду, два из них заваливались на бок. Выявили причину: парусную мачту надо крепить ровно посередине палубы. Так методом проб и ошибок дошкольник научился делать выводы, открывать для себя что-то новое.

Подводя итог данному проекту, родители отметили, что занятия спортом помогают ребенку расти крепким, здоровым, делают его жизнь насыщенной, а совместная деятельность (катание на велосипедах, плавание, изготовление парусников) вызывает интерес к окружающему миру.

Детско-родительский проект «Город будущего»

В Москве большое разнообразие зданий, отличающихся по архитектуре. Но как же Москва будет выглядеть в будущем? Ответ на этот вопрос позволил найти проект «Город будущего» (авторы - семья Бояркиных).

Его задачи - закрепить знания ребенка о достопримечательностях Москвы, познакомить с современными видами архитектуры, вызвать чувство восхищения красотой родного города и сформировать желание сделать его еще краше.

Представляя проект, участники рассказали о посещении разных мест с целью создания архитектурного образа города будущего. По их замыслу, именно такой будет Москва: люди построят высокие дома с зеркальными окнами и будут жить в них долго и счастливо.

Ребенок высказал желание стать архитектором и построить в городе много красивых домов.

В процессе наблюдения дошкольник сделал вывод, что дома в городе строят из разных материалов - дерева, кирпича, блоков, панелей, стекла, бетона. Они выглядят по-разному: есть низкие, высокие, длинные. Но все сооружения созданы трудом многих людей, который надо ценить.

Чтобы познакомить ребенка с домами, построенными в разные эпохи, родители путешествовали с ним по центру и окраинам города. По мнению взрослых, такие прогулки формируют интерес к родному городу, осознание того, что он очень большой и красивый.

Детско-родительский проект «Кремль - сердце Москвы»

Одной из главных достопримечательностей столицы был посвящен проект «Кремль - сердце Москвы» (авторы - семья Аксеновых).

Его задачи - познакомить ребенка с историей Москвы, рассказать о строительстве Кремля, его значении в жизни города.

В рамках проекта родители организовали экскурсию на Красную площадь и в Кремль. Рассказали детям, что в древние времена Кремль был деревянным, потом белокаменным, а сейчас из красного кирпича. За кремлевской стеной находятся памятники Царь-пушка и Царь-колокол.

Дети высказали желание построить похожие сооружения. Вместе со взрослыми они соорудили деревянный кремль, кремль из белого камня и кремль из красных кирпичиков, слепили колокол и пушку из глины.

Дошкольники узнали, что деревянный Кремль в Москве простоял недолго, потому что дерево - непрочный материал: со временем он становится трухлявым, может сгореть. Кремль из белого камня простоял сто лет и разрушился. В ходе небольшого эксперимента они сравнили, что прочнее: белый камень или красный кирпич? От слабого удара белый камень рассыпался на кусочки, а красный кирпич остался целым. Таким образом, дети сами сделали вывод, почему Кремль из красного кирпича стоит до сих пор.

Чтобы расширить кругозор детей, родители проводили с ними познавательные беседы и увлекательные занятия (например, изготовление макета стены или башни Московского кремля).

Каких результатов удалось достичь благодаря детско-родительским проектам

В ходе совместной проектной деятельности дошкольники узнали много интересного о Москве. Они стали гордиться тем, что живут в таком большом красивом городе, где много музеев, театров, выставок и замечательных мест для прогулок.

Совместные прогулки способствовали развитию у дошкольников связной речи и коммуникативных навыков.

Презентуя проекты, дети и родители показали, как они любят город, в котором живут, как много знают о нем.

Некоторые проекты были выдвинуты для участия в различных конкурсах. Так, на городском фестивале «Я покажу тебе Москву» был представлен проект «Прогулка по набережной Москвы-реки», ставший победителем в номинации «Зеленые уголки Москвы».

В рамках его реализации родители совместно с педагогом разработали образовательный маршрут прогулки с детьми. Описание этого маршрута представлено в приложении .

Наша страна славится не только Москвой и ее достопримечательностями. Каждый уголок России имеет свою историю, хранит память о предках. Поэтому реализовать такие проекты могут педагоги ДОО любого города или поселка.

Приложение

Образовательный маршрут «Прогулка по набережной
Москвы-реки» для дошкольников и их родителей

Цель: познакомить детей с достопримечательностями города Москвы, округа, в котором они живут.

Задачи:

  • воспитать чувство гордости за родной город (район), бережное отношение к нему и окружающей среде;
  • сформировать интерес к достопримечательностям;
  • развить коммуникативные компетенции в совместной деятельности со взрослыми;
  • познакомить с правилами безопасного и культурного поведения в городе.

Предварительная работа:

  • провести беседу о предстоящем маршруте;
  • оформить карту маршрута;
  • подобрать необходимое оборудование.

Оборудование: карта маршрута; листы бумаги формата А4; папка-планшет с зажимом; небольшие контейнеры для сбора камней; бинокль; цветные карандаши; формочки для лепки из песка; велосипед для катания на спортивной площадке с мини-треками.

Время проведения прогулки: 1 ч (без учета дороги до пункта начала маршрута).

Пункт начала маршрута: набережная Москвы-реки.

Примечание. Участникам прогулки предлагаются подробные рекомендации, как добраться до пункта начала маршрута на общественном, личном транспорте и пешком.

Остановки на маршруте: Канал имени Москвы, шлюз № 8 в СЗАО, ЖК «Алые Паруса», причал, Строгинский мост, песчаная насыпь, Живописный мост.

Правила безопасности при прохождении образовательного маршрута:

  • нельзя заходить за ограждаемые охраняемые зоны;
  • подходить к набережной можно только в сопровождении взрослого;
  • запрещается бросать в воду разные предметы.

Прогулка начинается с мостика на набережной. Это удобное место для наблюдений и осмотра окрестностей. На Канале имени Москвы устроены 11 шлюзов. Они имеют одинаковые размеры и различаются только в некоторых деталях. Их камеры наполняются, когда приподнимаются верхние ворота. Электромоторы приводят в действие все механизмы и затворы. Управление ими осуществляется централизованно с помощью одного пульта.

  • Предложите ребенку внимательно рассмотреть и определить, что за сооружение виднеется за шлюзом - транспортный мост (Строгинский).
  • Будьте внимательны: в любой момент по нему может проехать поезд! Поинтересуйтесь, какого цвета поезд и успел ли ребенок сосчитать вагоны.
  • Предложите ребенку выполнить задания.

Задания на рабочих листах

Лист № 1: дорисовать ворота шлюза, учитывая их реальный цвет.

Лист № 2: раскрасить и вырезать якоря, затем наклеить их на башню управления шлюзами.

Лист № 3: придумать и нарисовать свою почтовую марку.

Лист № 4: придумать и изобразить свой вариант орнамента ограждения.

Информационно-познавательная часть

Здания жилого комплекса «Алые Паруса» представляют собой современную архитектуру. Здесь есть двухуровневая пешеходная набережная с каскадными фонтанами, ротондой, причалом для яхт и действующим маяком.

На территории комплекса находится аквапарк, боулинг, два взрослых и один детский теннисные корты, футбольное поле и беговая дорожка. Особенностью комплекса является система надземных галерей-переходов между зданиями: в любой корпус можно попасть, не выходя на улицу.

Задания на рабочих листах

Лист № 5: сделать аппликацию «Кораблик».

Лист № 6: закрасить опоры моста розовым цветом.

Лист № 7: поиграть в игру «Третий лишний» (два ряда картинок с изображениями: «дельфина», «рака», «карася»; «щуки», «акулы», «окуня»).

Информационно-познавательная часть

Интересный объект на данном маршруте - вантовый Живописный мост. Особенностью его является сама конструкция: ванты перекинуты с одного берега реки на другой, и в верхней части арки построена смотровая площадка. Ванты - это тросы, свисающие с цепи и поддерживающие полотно сооружения.

  • Встаньте лицом к реке. Слева, вдалеке, вы увидите мост необычной конструкции. Поинтересуйтесь у ребенка, что необычного в нем.
  • Обратите внимание ребенка на карту и предложите определить, какой мост - Строгинский или Живописный - ближе к вашему местоположению. Попробуйте сравнить мосты и найти сходства и отличия.
  • На спортивной площадке (роллердроме) можно покататься или попробовать свои силы на склоне для начинающих, если ребенок делает это впервые.
  • Подойдите ближе к воде. Обратите внимание ребенка на то, что около воды песок мокрый, тяжелый, из него можно лепить. Дальше от берега песок рассыпчатый.
  • Предложите ребенку поискать в песке камни. Соберите их в контейнеры и сравните. Какие они? Найдите на земле деревянную палочку. Бросьте в воду камень и палочку. Что легче: камень, деревянная палочка или бумажный кораблик?
  • Поинтересуйтесь у ребенка: какие еще предметы могут плавать?
  • Обратите внимание на следы на песке и предложите определить, кто их оставил и что отпечаталось. Используйте специальные формочки и создайте вместе с ребенком свои необычные следы.
  • Обратите внимание ребенка на то, что на протяжении всего маршрута встречаются различные типы набережных: заросшие травой, бетонированные и песчаные.

Задания на рабочих листах

Лист № 8: сложить из бумаги кораблик.

Лист № 9: дорисовать вантовый мост.

Лист № 10: решить кроссворд.

По горизонтали:

  1. Как называется город, в котором ты живешь?
  2. С чем ты проводил опыты?
  3. Что помогает кораблям ориентироваться на реке?
  4. Что буксирует баржу?
  5. Ворота на реке - это?
  6. На чем можно покататься на реке?
  7. Как называется спортивная лодка с веслами?
  8. Как называется берег вдоль реки?
  9. Где ты живешь?

По вертикали:

  1. Северо-Западный…?
  2. Время, проведенное на улице, - ?
  3. Вантовый или Строгинский…?
  4. Из чего ты собрал коллекцию?
  5. Как называется транспорт для перевозки груза?
  6. Как называется специальное место, где можно плавать?
  7. Что стоит у причала жилого комплекса «Алые Паруса»?
  8. Что протекает под Строгинским мостом?

Ответы

По горизонтали: 1. Москва. 2. Песок. 3. Маяк. 4. Буксир. 5. Шлюз. 6. Катер. 7. Скиф. 8. Набережная. 9. Город.

По вертикали: 1. Округ. 2. Прогулка. 3. Мост. 4. Камни. 5. Баржа. 6. Бассейн. 7. Яхта. 8. Река.

Завершение образовательного маршрута

В конце маршрута взрослый проводит с ребенком беседу о том, что он увидел и узнал во время прогулки. Для того чтобы закрепить названия достопримечательностей, они вместе их перечисляют.

Рабочие листы с выполненными заданиями ребенок может принести в детский сад и рассказать о своем путешествии другим воспитанникам группы.

Детско-родительский проект по патриотическому воспитанию "Нам есть, кем гордиться!"
Алексей Тихонов - спортсмен из Самары

Актуальность
Патриотическое воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая решается сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью тоже. Гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций, понимание неповторимости культуры своего народа, почитание его героев – все это входит в понятие патриотизм.
Знакомя детей с достижениями известных спортсменов, мы развиваем патриотические чувства, чувство сопричастности к спортивным победам, приобщаем дошкольников к их ценностям и идеалам, развиваем лучшие нравственные качества, присущие спортсменам, пропагандируем здоровый образ жизни, формируем потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Цель проекта:
Формирование у дошкольников основ патриотизма через знакомство с жизнью известных самарских спортсменов, прославивших нашу страну.
Задачи проекта:
Образовательные:
- расширять и активизировать словарный запас по теме «Спорт»;
- формировать интерес к фигурному катанию через совместную активную деятельность детей и родителей;
- формировать первичные представления детей о здоровом образе жизни.
Развивающие:
- развивать нравственно-волевые качества детей, поддерживать целеустремленность;
- Развивать физическую активность детей в самостоятельной и совместной со сверстниками деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать чувство патриотизма, любовь к спорту и уважение к труду спортсменов.
Длительность – проект краткосрочный.
Проектирование – две недели, реализация – одна неделя.
Участники проекта:
Дети старшей группы, сотрудники детского сада, родители и социальные партнеры (юные фигуристы школы олимпийского резерва; администрация «Ледового дворца» поселка Мехзавод Красноглинского района).
Разработчики проекта:
Инструктор по физической культуре Нилова Елена Витальевна
Старший воспитатель Лаврушева Елена Викторовна
Воспитатель старшей группы Былинина Лариса Петровна
Музыкальный руководитель Рагозина Ирина Евстахиевна
Целевая аудитория:
Воспитанники старшей группы
Ожидаемый результат:
- В ходе реализации проекта у детей и родителей значительно расширится круг знаний о спортсменах-фигуристах Самары и ценностях их спортивных достижений.
- Совместная активная деятельность детей и родителей в данном направлении приобщает к здоровому образу жизни.

План реализации проекта
Дни недели:
Понедельник
Деятельность детей:
Коммуникативная: Знакомство и беседа с тренером по фигурному катанию; с учащимися школы фигурного катания, выпускниками и воспитанниками детского сада.
Деятельность педагога: Организация информационной выставки "Растем здоровыми"; организация встречи.
Взаимодействие с родителями: Сбор информации о здоровом образе жизни.Родительская конференция "Здоровье - это серьезно".
Познавательно-исследовательская:
Деятельность детей: Просмотр презентации «Знаменитые спортсмены Самары. Фигурист Алексей Тихонов».

Деятельность педагога: Подготовка материалов к электронному сборнику по проекту «Знаменитые спортсмены Самары. Фигурист Алексей Тихонов».Подготовка разных видов коньков.
Деятельность детей: Знакомство с фигурными коньками (возможность одеть, правильно зашнуровать и походить в них по спортивному залу, соблюдая правила безопасности).
Деятельность педагога: Подготовка разных видов коньков.
Взаимодействие с родителями: Помощь в подготовке снаряжения фигуриста.
Игровая:
Деятельность детей: Дидактическая игра «Зашнуруй конек».
Деятельность педагога: Подготовка коньков по количеству детей.
Взаимодействие с родителями: Помощь в подборе коньков.
Деятельность детей
Двигательная: «Веселые эстафеты» с летним спортивным оборудованием.
Деятельность педагога: Подготовка спортивного и игрового инвентаря.
Взаимодействие с родителями: Участие в эстафетах вместе с детьми.
Вторник.
Коммуникативная:
Деятельность детей: Просмотр и обсуждение видео выступлений А. Тихонова на соревнованиях различного уровня.
Деятельность педагога: Запись видео выступлений А.Тихонова на соревнованиях различного уровня.
Взаимодействие с родителями: Просмотр видео выступлений А.Тихонова на соревнованиях различного уровня.
Музыкальная
Деятельность детей: Разучивание песни П.Аедоницкого «Мы со спортом дружим»
Деятельность педагога: Подготовка музыкального материала.
Взаимодействие с родителями:
Двигательная
Деятельность детей: Игровая эстафета "Снаряди спортсмена".
Деятельность педагога: Подготовка инвентаря.
Взаимодействие с родителями: Помощь в подготовке инвентаря.

Деятельность детей: Т.А. Шарыгина «Спортивные сказки».
Деятельность педагога: Подготовка наглядного материала.
Деятельность педагога: Приобретение книги.
Изобразительная
Деятельность детей: Рисунки по теме «На катке"
Деятельность педагога: подготовка принадлежностей для рисования.
Взаимодействие с родителями: оформление выставки детских работ.

Деятельность детей: Просмотр презентации «Какими коньки были раньше».
Деятельность педагога: Подготовка презентации.
Взаимодействие с родителями: помощь в сборе информации.
Среда
Познавательно-исследовательская
Деятельность детей: Сбор информации и составление рассказа о других известных фигуристах Самары.
Деятельность педагога: Систематизация материала по теме.
Взаимодействие с родителями: помощь детям в сборе информации.
Чтение художественной литературы
Деятельность детей: Знакомство с книгой Е. Ярцевой «Принцесса льда».
Деятельность педагога: Подготовка вопросов для беседы по теме.
Взаимодействие с родителями: Приобретение книги, совместное чтение.
Двигательная
Деятельность детей: «Веселые старты»
Деятельность педагога: Подготовка команд ДОУ, спортивного оборудования для соревнований
Взаимодействие с родителями: Приобретение призов и наград участникам соревнований
Игровая
Деятельность детей: Дидактическая игра «Фигурное катание»
Деятельность педагога: Составление игры, подбор сюжетных картинок.
Четверг
Чтение художественной литературы
Деятельность детей: «Загадки о спорте».
Деятельность педагога: Подбор загадок.
Коммуникативная:
Деятельность детей: Мастер-класс тренера по фигурному катанию «Маленькие фигуристы».
Деятельность педагога: Организация встречи.
Взаимодействие с родителями: Участие в мастер-классе.
Познавательно-исследовательская
Деятельность детей: Спортивная гостиная "Режим и питание фигуриста".
Деятельность педагога: Консультации для родителей.
Взаимодействие с родителями: Приготовление меню фигуриста.
Пятница
Итоговое мероприятие «Будь спортсменом!
Чтение стихов о спорте
Посещение соревнований юных фигуристов, в числе которых воспитанники ДОУ, в «Ледовом дворце» поселка Мехзавод.
Фото и кинорепортаж родителей о проведенном мероприятии.
Поздравление маленьких спортсменов, воспитанников ДОУ.
Массовое катание на коньках всех участников проекта в «Ледовом дворце» поселка Мехзавод.
Оформление выставки фотографий юных спортсменов, воспитанников ДОУ «Нам есть, кем гордиться!»

Литература:
1. Тимофеева Л.Л. «Маленькая дверь в волшебный мир загадок». М.; Дрофа,2010.
2. Тимофеева Л.Л., Деркунская В.А., Корнеичева Е.Е., Грачева Н.И. «Планирование образовательной деятельности в летний период»; ООО «Центр педагогического образования», 2014.
3. Филиппова С.О., Волосникова Т.В. «Олимпийское образование дошкольников»; Методическое пособие, СПб.; «Детство-Пресс», 2007.
4. Иванова Е.В. «Проектная деятельность в детском саду». Спортивный социальный проект. Волгоград, издательство «Учитель», 2014.
5. Филатова н. «Фигурное катание и Я», М.; издательство Гриф и Ко.; 2007.
6. Лавряшина Ю. «Жаркий лед»; М.;ВВЦ, 2008.

Скачать Детско-родительский проект по патриотическому воспитанию "Нам есть, кем гордиться!"

Педагогический проект

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ЯГОДКИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА НА ТЕМУ:

«Наша большая семья»

Исполнители:

Шипачева Е. Ю.

Участники проекта:

дети, родители

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Участники проекта: воспитатели, учитель-дефектолог, учитель- логопед, психолог, родители, дети группы компенсирующей направленности «Ягодки» .

Заказчик проекта: Администрация МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 53 База экспериментальной работы: МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 53 Сроки работы: Сентябрь 2016г - май 2017г.

Тип проекта:

  1. По доминирующей в проекте деятельности: практико-ориентированный.
  2. По содержанию – интегративный (включает ребенка и его родителей).
  3. По характеру участия ребенка в проекте – участник от зарождения идеи и до получения результата.
  4. По характеру контактов – осуществляется внутри группы компенсирующей направленности «Ягодки» в контакте с семьей.
  5. По количеству участников – групповой.
  6. По продолжительности – долгосрочный.

Значимая для родителей проблема, на решение которой направлен проект:

творческое взаимодействие родителей и педагогов, ориентированное на личностное развитие детей.

Проект: «Главное – вместе»

Данный проект, включает в себя подбор и апробацию активных форм взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста для эффективного сотрудничества ДОУ с семьёй ребёнка и вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ как полноправных субъектов деятельности.

Обоснование необходимости разработки педагогического проекта «Главное вместе»

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они закладывают первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Но в современной социокультурной ситуации ослаблено действие естественного механизма формирования успешного родителя. Молодые семьи стремятся к самостоятельности и независимости в решении разных вопросов, в том числе и вопросов воспитания ребенка, что приводит к ошибкам, которые сложно исправить.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического характера, желание учиться родительству у молодых мам и пап отходит на второй план. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Не секрет, что многие родители не понимают значения воспитательного процесса, осуществляемого в детском саду. Они интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. При взаимодействии работы двух структур надо учитывать дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей. Работа с родителями одна из важнейших сторон деятельности ДОУ.

Мы рассматриваем родителей как главных воспитателей ребенка, а ДОУ, в лице педагогического коллектива, как профессионального помощника семье в личностном становлении и социализации ребенка.

В детском саду давно существует опыт взаимодействия педагогов с семьёй. Обобщён опыт работы по теме сотрудничества детского сада и семьи в преодолении трудностей социальной адаптации; организован лекторий для родителей по вопросам оздоровления детей; разработана тематика родительского консультирования. Все эти формы взаимодействия с семьёй показывают положительные результаты. Но характеристика современного родителя, особенно это касается родителей малышей, только пришедших в детский сад, заставляет искать всё более новые формы активного взаимодействия с семьёй, вести в системе педагогическое просвещение родителей для вовлечения их в образовательную деятельность ДОУ.

Осознание этого помогло определить проблему:

При существующих условиях, адекватных для организации сотрудничества с родителями детей младшего дошкольного возраста, недостаточно применяются активные формы сотрудничества, которые позволят осуществлять личностное взаимодействие воспитателя с семьёй ребёнка для успешной адаптации детей в ДОУ и повышение педагогической компетентности родителей. Дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов

Актуальность проекта

Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой - педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями. Работа с родителями одна из важнейших сторон деятельности ДОУ. Семья — первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама — образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляды на мир, их позиции и поведенческие стереотипы. Родители, не владея в достаточной мере, знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Все это не приносит желаемых результатов

Идея взаимодействия педагогов с родителями тесно связана с кардинальной перестройкой работы с семьей: переход от монологических форм работы к диалогу, размышлению, вовлечение родителей в разнообразную совместную деятельность с детьми. Такой подход сделает педагогов единомышленниками, поднимет психолого-педагогическую компетентность родителей и эмоционально сблизит их со своим ребенком.

Характеристика современного родителя, особенно это касается родителей малышей, только пришедших в детский сад, заставляет искать всё более новые формы активного взаимодействия с семьёй, вести в системе педагогическое просвещение родителей для вовлечения их в образовательную деятельность ДОУ.

Цель проекта :

Подбор и апробация активных форм взаимодействия с родителями детей с нарушениями интеллекта группы компенсирующей направленности для эффективного сотрудничества ДОУ с семьёй и вовлечение семьи в единое образовательное пространство, повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах детско-родительских отношений, вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ как полноправных субъектов деятельности.

Задачи проекта :

Изучить семьи и установить тесные доверительные взаимоотношения с её членами с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка;

Разработать план мероприятий по педагогическому просвещению семьи.

Реализовать разработанный план в образовательной практике в группе

— вовлечь родителей в образовательный процесс на основе выявления положительных сторон семьи, активизировать ее творческий потенциал и педагогическую компетенцию через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;

— создать условия для творческого самовыражения, самореализации субъектов образовательного процесса через совместные детско-родительские мероприятия;

— обеспечить родителей специальной литературой и дидактическими материалами для занятий с детьми.

Проанализировать результаты, выявить эффективность и возможности трансляции данного опыта. Основные задачи работы с родителями:

Цели – ориентиры для педагогов детского сада:

  • Воспитание уважения к детству и родительству.
  • Взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды.
  • Повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей.
  • Оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми.
  • Установление доверительных и партнерских отношений с родителями;
  • Объединение усилий для развития и воспитания детей.
  • Повышение педагогической культуры родителей в вопросах развития и воспитания детей.
  • Привлечение взрослых к совместной деятельности с детьми.

Цели – ориентиры для родителей (семьи воспитанников):

  • Совершенствование взаимодействия взрослого и ребенка.
  • Формирование позиции сотрудничества, умения организовывать и осуществлять детскую деятельность.
  • Наполнение жизни семьи созидательной энергией.

Формы работы над проектом

  1. Информационно – аналитические:
  • Анкетирование.
  • Опросы.
  • Консультации.
  • Метод написания родителями мини – сочинения «Мой ребенок».
  1. Наглядно-информационные формы:
  • Открытый показ непосредственной образовательной деятельности для родителей.
  • Фотовыставки.
  • Дни открытых дверей.
  1. Познавательные:
  • Родительские собрания.
  • Совместная работа по тематическому плану проекта.
  • Круглый стол.
  1. Досуговые:
  • Совместные праздники, досуги, развлечения.
  • Участие родителей в конкурсах, выставках.

Название итогового мероприятия проекта: родительское собрание: « Вот и год прошел».

Продукты проекта

Для педагогов:

  • Оформление фотовыставки на темы: Фотовыставка «Летний отдых с семьей», Фотовыставка «Мы с мамой друзья».
  • Конспекты мероприятий.
  • Проведение итогового мероприятия в форме собрания «Вот и год прошел».

Для родителей:

  • Создание развивающей среды, направленной на развитие интереса детей к теме проекта.
  • Оформление фотовыставки на темы: Фотовыставка « Летний отдых с семьей», Фотовыставка «Мы с мамой друзья».
  • Участие в итоговом мероприятии проекта: « Вот и год прошел».
  • Индивидуальные беседы с родителями на тему воспитания детей: День открытых дверей. Консультации. Родительские собрания: «Адаптация детей и взаимодействие детского сада с семьей»; Артикуляционная гимнастика. « Вот и год прошел», Проведение совместных мероприятий: «Встреча друзей»; «Новый год»; «Праздник осени»; « 8 марта».
  • Совместный труд родителей: уборка площадки; операция «Кормушка»; День добрых дел.

Для детей:

  • Дети чувствуют защищенность и поддержку со стороны родителей.
  • Интерес к совместной исследовательской деятельности «ребенок - ребенок», «ребенок - взрослый».

Элементы творческого мышления

Для педагогов:

  • У педагогов – должны сформироваться доверительные, партнерские отношения с детьми и родителями.
  • Интерес к новому виду сотрудничества с семьёй.
  • Мотивация использования метода проектов в педагогической деятельности.
  • Умение планировать проектную деятельность.

Для родителей:

  • У родителей – должны сформироваться доверительные, партнерские отношения с детьми и педагогами.
  • Участие в различных акциях, открывающих детям любящих, творческих, добрых родителей.
  • Формирование чувства ответственности, гордости, любви.
  • Активизируется деятельность родителей в жизни ребенка в дошкольном учреждении.

Планируемые результаты:

– появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей;

– повышение уровня педагогической компетентности родителей.

Материально – техническое обеспечение проекта:

компьютер;

фотоаппарат;

канцелярские принадлежности;

фонотека;

спортинвентарь

Наглядный материал:

а) книжки-малышки;

б) настольно-печатные игры;

в) дидактические игры;

Ожидаемые результаты.

Собрана полная и достоверная информации о семьях воспитанников в различных аспектах.

Использование разнообразных форм работы даст определённые результаты: родители из «наблюдателей» превратятся в активных участников встреч и помощников воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения, повысится их педагогическая компетентность.

Семьи получат практическую помощь в виде индивидуальных и групповых консультаций специалистов и будут участниками различных мероприятий.

Родители станут открытыми к сотрудничеству детского сада и семьи

Совместная работа коллектива МАДОУ с семьёй будет способствовать созданию единого образовательного пространства для детей и воспитывающих их взрослых

Всей своей работой воспитатели доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Этапы реализации проекта

I этап — подготовительный (накопление знаний).

II этап – основной (совместная деятельность детей и родителей)

III этап – заключительный (результат).

I этап: Подготовительный

  • Анкетирование родителей
  • разработка плана реализации проекта;
  • подбор методической литературы для реализации проекта;
  • подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин, иллюстраций; организация развивающей среды в группе.

II этап: Основной

Беседы, досуги, разучивание игр, фотовыставка, анкетирование родителей, консультации, родительские собрания, тренинги.

III этап – Заключительный

Презентация проекта: «Главное вместе»

Сроки и этапы реализации проекта

  1. Подготовительный

Сроки: 02.09-30.09. 16г.

  1. Изучение контингента семей воспитанников группы, в различных аспектах: пол, возраст, уровень образования; материальное положение; семейное положение; жилищные условия; удовлетворённость отношениями в семье; удовлетворённость здоровьем членов семьи; удовлетворённость работой; понимание роли в участии в образовательном процессе детского сада.
  2. Разработка плана мероприятий взаимодействия с родителями, которые позволят установить доверительные взаимоотношения.
  3. Практический

Сроки: 01.10.15г. -21.04.17г.

Период, когда будут проходить ключевые мероприятия проекта.

  1. Заключительный

Сроки: 22.04-30.05.17г.

Перечень основных мероприятий

  1. Анкетирование по теме «Давайте познакомимся»
  2. Родительское собрание в форме «Круглый стол» «Давайте познакомимся» с участием специалистов: методиста, психолога, инструктора ФИЗО,воспитателей.

Цель: Установить теплые доверительные взаимоотношения с родителями воспитанников с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка.

  1. Организация выставки детско-родительских работ «Дары осени.
  1. . Спортивный праздник совместно с родителями и детьми «Встреча друзей»

Цель: Развитие творческих, интеллектуальных, физических способностей детей. Создание атмосферы дружелюбия, радости, положительного эмоционального настроя всех участников праздника

  1. . «Родительская почта» — размещение почтового ящика для быстрого и систематического обмена информацией воспитателей с родителями;

Цель: Обмен информацией между воспитателями и родителями.

  1. Операция «Кормушка» Изготовление кормушек для птиц.

Цель: Создать условия для творческого самовыражения

  1. «Копилка добрых дел» — стендовая информация пополняется по мере накопления разных дел родителями. Их публичное представление.

Цель: Активизировать творческий потенциал и педагогическую компетенцию родителей. Родительское участие в жизни группы и детского сада.

  1. Консультация «Застольный этикет». Информация для родителей «О портфолио дошкольника».

Цель: Формировать представление родителей об этикете за столом. Создать обстановку, способствующую раскрепощению свободной беседы с родителями.

  1. Новогодний праздник с участием детей, родителей и педагогов группы.

Цель: Привлечь родителей к организации и проведению новогоднего праздника.

  1. Организация выставки: «Генеалогическое древо»

Цель: Познакомить детей с генеалогическим древом семьи в доступной для них форме, привлечь родителей к организации выставки

  1. День 8 Марта совместно с родителями

Цель: Содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечение мам в жизнедеятельность группового сообщества

  1. Семинар-практикум «Не отрываясь от домашних дел», Выставка детско- родительских работ на тему «Дидактические игры своими руками».

Цель: Помочь родителям в домашних условиях занять своего ребенка в процессе повседневных дел (обмен опытом)

  1. Привлечение родителей к оформлению участка группы на улице, изготовление атрибутов для сюжетно- ролевых игр на участке.

Цель: Содействовать к сплочению родительского коллектива и воплощения творчества родителей в оформлении участка.

  1. Презентация проекта «Главное – вместе! »

Цель: Подвести итоги эффективности проекта. Определить перспективу дальнейшей работы по направлениям проекта. Награждение родителей в активном участии жизни группы.

Оценка результатов:

Отзывы родителей;

Выставки.

Возможные риски:

Не все родители будут активны.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Работа с родителями, их педагогическое просвещение должны осуществляться в определенной системе. Совместно воспитателями составляется годовой план работы с родителями.

В годовом плане работы с родителями прежде всего, определяются ведущие задачи, которые тесно связаны со всей воспитательной работой в группе.

Работа по вовлечению родителей в совместную деятельность группы ведётся по следующим направлениям:

Информационно – аналитическое.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка в группе проводится анкетирование. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно – ориентированного подхода к ребёнку в условиях дошкольного учреждения, повышения эффективности воспитательно – образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

С этой целью в группе используются активные формы и методы работы с родителями:

— Общие и групповые родительские собрания.

Традиционным в нашей группе стало проведение общего родительского собрания родителей воспитанников, вновь зачисленных в детский сад. Родителям даются рекомендации, как подготовить ребёнка к адаптации к детскому саду, доводится до сведения родителей родительский договор.

— Работа родительского комитета.

В группе работает родительский комитет, представители которого избираются на групповых собраниях. Родительский комитет организует родителей на оказание помощи в проведении косметического ремонта групп ДОУ, сбором подарков для новогодних праздников, организацией субботников по благоустройству и озеленению территории детского сада, ремонтом и покраской игрового оборудования на участке, члены родительского комитета участвуют в жюри конкурсов, выставок учреждения, в детских праздниках и т. д.

Результат совместного творчества детей и родителей способствует развитию эмоций ребенка, вызывает чувство гордости за своих родителей.

— Консультации.

При выборе консультаций для родителей педагоги проводят тщательное, вдумчивое изучение запросов родителей и выбирают оптимальный вариант. Темы консультаций также бывают приурочены к различным мероприятиям детского сада.

— Дни открытых дверей.

При посещение родителями группы воспитатели стараются вовлечь родителей в жизнь группы детского сада. Родители принимают участие в занятиях вместе с детьми, а иногда и сами выступают в роли педагогов, рассказывая детям о своей профессии, показывая свои умения и навыки при изготовлении поделок и т.д.

— Наглядно – информационное направление.

Родительские уголки

Особое место в пропаганде педагогических знаний занимает организация уголков для родителей. Творческое использование этой формы работы позволяет широко знакомить родителей с вопросами воспитания детей.

Наглядно – информационное направление даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Из опыта работы мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Все, что связано с конкретным ребенком, вызывает неподдельный интерес. Именно этот интерес мы используем при организации выставок фотографий, поделок, рисунков.