Что такое прилагательные антонимы примеры. Что такое слова антонимы: конкретные примеры. Что такое антонимы
Антоним это слово, которое имеет противоположное значение другого слова и создает семантический контраст в паре лексических единиц.
Антонимы в русском языке
Два слова с противоречащими значениями образуют антонимическую пару. Слово может иметь более одного антонима, что обусловлено многозначностью лексических единиц в русском языке. Например, антонимом слова «лёгкий» (багаж) в прямом смысле является «тяжёлый»; в переносном значении наблюдается его антонимическая связь с иными словами: лёгкий (ветер) – сильный (ветер), лёгкое (задание) – трудное (задание).
Антонимы выступают одной частью речи; часто относятся к имени прилагательному, поскольку в основе антонимических отношений слов лежат общие качественные признаки (хороший – плохой). Яркие контрастные понятия также выражают имена существительные (добро – зло), наречия (легко – трудно) и т. д. Не все слова предусматривают наличие антонимов, например, некоторые конкретные существительные (дом, яблоко), цвета не предполагают противоречащих слов.
Обратное понятие антонима представляет собой синоним. Горячий и холодный – антонимы, тогда как горячий и жаркий – синонимы.
Виды антонимов
В зависимости от характера связи между словами, имеющими противоположные значения, различают следующие их виды:
- языковые, или словарные, антонимы – антонимы, построенные на буквальном значении слова, например: найти – потерять;
- дополнительные, или комплементарные, антонимы – слова, противоположные значения которых достигаются путем отрицания других слов, например: неправдивый (подразумевается «ложный»);
- контекстуальные, или реляционные, антонимы – слова, которые приобретают антонимическое значение только в пределах контекста. Слова «учитель» и «ученик» – не представляют собой антонимов, но противопоставляются в контексте их отношений.
По морфологической структуре различают однокоренные (прийти – уйти) и разнокоренные (глубокий – мелкий) антонимы.
Значение антонимов
Антонимы распространены в фольклоре как лексическая антитеза, учитывая их смысловую бинарную позицию (Ученье – свет, а неученье – тьма). Антонимы широко используются в ораторском искусстве, художественной, публицистической литературе как инструмент усиления выразительности и контрастности речи.
Пример использования антонимов в литературе
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
(А. С. Пушкин; «Евгений Онегин»)
Антонимы употребляются писателями в заголовке для подчёркивания антитетичности структуры произведения: «Поэзия и правда» И. В. Гёте, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Блеск и нищета куртизанок» О. де Бальзака, «Красное и чёрное» Стендаля, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Толстый и тонкий» А. П. Чехова, «Принц и нищий» М. Твена.
Использование антонимов в речи для выражения различия в однородных по характеру качествах, предметах, явлениях называется антонимией. Антонимия лежит в основе ряда стилистических фигур, построенных на контрасте лексических значений (оксюморон, хиазм).
Слово антоним произошло от греческого anti – против и onyma, что в переводе означает имя, слово.
Антонимы – это слова, принадлежащие к одной части речи, различающиеся в произношении и написании, и имеющие противоположные значения. Например, холодный – горячий, громко – тихо, друг – враг, радоваться – грустить.
В антонимические отношения могут вступать слова, значения которых несут в себе противоположные свойства, при этом в основе сравнения должен быть некий общий признак (размер, вес, температура, скорость и т. д.). Противопоставляются только слова, принадлежащие к одной части.
Антонимичные пары не образуют следующие категории слов :
- – имена существительные, имеющие конкретные предметные значения (дерево, пещера, карандаш);
- – имена собственные (Петя, Вася);
- – большинство местоимений и числительных;
- – имена существительные, указывающие на половой признак (внучка и внук, тетя и дядя);
- – слова из разных стилистических категорий (молчать и вещать);
- – слова с суффиксами со значением увеличения или уменьшения (корабль и кораблик, человек и человечище).
По структуре различают антонимы:
- однокорневые –образованные с помощью приставок с противоположным значением (друг – недруг, заходить – выходить);
- разнокорневые (высокий – низкий, поднимать – опускать, горячий – холодный).
Антонимия и многозначность слов
Многозначные слова могут образовывать антонимичные пары с разными словами, в зависимости от того значения, к котором они употреблены в данном контексте:
мягкий диван – жесткий диван,
мягкий тон – резкий тон,
мягкая глина – твердая глина.
Особое явление в языке – это антонимические отношения в структуре значений многозначного слова (энантиосемия ):
просмотреть доклад (в значении ознакомиться) – просмотреть опечатку (пропустить),
одолжить у друга книгу (взять в долг) – одолжить коллеге денег (дать в долг).
Общеязыковые и контекстуальные антонимы
– общеязыковые (языковые) антонимы существуют в системе языка и воспроизводятся вне зависимости от контекста (тьма – свет, большой – маленький );
– контекстуальные (речевые, окказиональные) антонимы возникают только в определенном контексте («Лед и пламя» – название рассказа Р. Брэдбери).
Роль антонимов в речи
Антонимы делают нашу речь ярче и выразительней. Они часто встречаются в названиях художественных произведений («Война и мир», «Отцы и дети»), в пословицах («В людях лапочка, а дома чёрт») , использование антонимов лежит в основе ряда стилистических приемов.
Одним из таких приемов является антитеза – риторическое противопоставление:
– «Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень». (А.С. Пушкин);
– «Я – одинокий сын земли,
Ты – лучезарное виденье». (А. А. Блок).
Другой прием : оксюморон – сочетание несовместимых с точки зрения логики понятий:
– «Мертвые души» (Н. В. Гоголь);
– «Обыкновенное чудо» (Е. Шварц);
– «Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно обнаженной». (А.А. Ахматова).
Cловари
Специальные словари антонимов помогут подобрать антонимичную пару. Можно рекомендовать словари под редакцией Л.А. Введенской (более 1 000 пар антонимов) и Н.П. Колесникова (более 1 300 пар). Кроме того, существуют и узкоспециализированные словари, например, словарь антонимов-фразеологизмов или антонимов-диалектизмов.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Часто приходится слышать споры относительно того, но не надо быть филологом, чтобы понять, что выучить русский – это настоящий подвиг.
Особенно учитывая наличие большого количества слов, сопоставимых по значению, но часто абсолютно разных по написанию (). Или, наоборот, разных по значению, но одинаковых по написанию (). А есть ведь еще слова, которые одинаковы по звучанию, но различаются по написанию ().
В связи с этим нам осталось выяснить лишь, что такое антонимы, какую роль они играют в русском языке и можем ли мы обойтись без них, в принципе.
Забегая вперед скажу, что без них лексическая красота русского языка понесла бы существенный урон.Чтобы понять это, достаточно обратиться к нашим классикам, часто использовавшим этот прием в своем творчестве.
Что же такое антоним
Если кратко, то это противоположность синонимов (разных слов, обозначающих примерно одно и то же, типа «веселый — радостный», «путник — путешественник»). В случае же антонима определение будет звучать так:
это слова, которые имеют противоположные значения (противопоставляются друг другу), но обязательно принадлежащие к одной и той же части речи. Например, «день — ночь», «яркий — темный», «идти — стоять», «холодно — тепло».
Само по себе слово — это производное от древнегреческих слов ἀντί, что означает «против» и ὄνομα, означающего «имя»:
Получается, что антонимы — это чаще всего два слова (лексические противопоставления), принадлежащие к одной части речи , которыми могут быть:
Не имеют антонимов числительные, местоимения и собственные имена, а также слова, относящиеся к разным частям речи. В русском языке есть много слов, которым нельзя найти противопоставление, но в этом случае оно может быть найдено в переносном значении .
Учтите, что переносное значение одного и того же слова может отличаться в разных контекстах.
К примеру, мы можем сказать про животное разных возрастов «старый» и «молодой» (волк, гусь, баран), но не можем точно так же охарактеризовать автомобиль, станок, диван. Они также могут быть старыми, но нет такого выражения «молодой» автомобиль (диван, станок). В этом случае лучше подойдет другой антоним – «новый».
И таких примеров достаточное множество, поэтому и объяснить в двух словах что это такое не получится (равно как и про синонимы, паронимы и омонимы). Я уж про иностранцев не говорю — для них это прямой путь в «желтый дом».
Разновидности антонимов, по каким признакам они делятся
Говоря о разновидностях автономических образований можно выделить:
Теперь закрепим усвоенный материал, просмотрев короткое видео по теме, не пропустив ничего интересного:
Примеры различных антонимов
Лексический набор русского языка настолько богат, что иностранцам, чтобы разобраться в том, что такое синонимы, антонимы и омонимы, не хватает целой жизни. Носителям языка в этом плане несравненно проще.
Существуют следующие разновидности антонимических слов и выражений:
Очевидно, что без этих лексических укращательств наш язык был бы скучным и неинтересным. Как смогли бы вы без них описать человека, имеющего полную противоположность другой личности или передать переживания и чувства.
Можно противопоставить, таким образом, сразу несколько понятий, как в примере «любить добро и ненавидеть зло».
Антонимы в русских пословицах
Можно много говорить о том, насколько полезны антонимы, и как без них тяжело, но лучше рассмотреть примеры. В этом плане хорошо проиллюстрируют материал русские пословицы и поговорки.
Каждый, к примеру, понимает смысл пословицы, в которой говорится о том, что «сани надо готовить летом, а телегу зимой». Антонимы усиливают эффект . Каждый из нас знает, что «сытый голодному не товарищ», «утро вечера мудренее», а «в закромах плохого хозяина то густо, то пусто».
Иногда противоположность обозначается целыми фразами. К примеру, про богатого человека можно сказать, что «у него денег – куры не клюют», а вот у бедного человека их – «как кот наплакал». Можно также «держать ухо востро», а можно «ворон считать», «жить своим горбом» или «на чужой шее сидеть».
Воистину богат русский язык, и не позавидуешь тем, кому его приходится учить «с нуля», ведь как объяснить иностранцу, что такое «семь пядей во лбу» и чем отличается выражение «без царя в голове».
А в завершение проверьте, насколько правильно вы усвоили материал и поняли, что такое антоним:
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт
Вам может быть интересно
Семантика как раздел лингвистики Импонировать - что это (значение слова) Искренне или искренно - как правильно Что такое шипперить и кто такой шиппер Этимология слова и раздел языкознания Что такое мейнстрим простыми словами Разница между «кампания» и «компания» - как правильно писать Сленг - что это, его разновидности (молодежный, игровой, профессиональный) и примеры сленговых слов Как правильно писать - туннель или тоннель Протеже: кто это такой Что изучает морфология (раздел грамматики) - предмет изучения и основные понятия Многозначные слова - это примеры разных граней русского языка
подбор антонимической пары является очень сложным актом мыслительной деятельности для ребенка с общим недоразвитием речи. Чтобы ему помочь в усвоении антонимической пары, необходимо руководствоваться принципом наглядности, направлять ребенка в течении всего коррекционного периода на исследование отличий двух понятий на примере картинок, предметов, подвижных игр, вырабатывать желание к использованию слов в повседневной жизни. приведен практический материал для усвоения антонимов детьми с ОНР при изучении некоторых лексических тем
Скачать:
Предварительный просмотр:
Усвоения антонимов детьми дошкольного возраста с ОНР.
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений дошкольника и становится общей основой воспитания и обучения личности. В современной логопедической литературе слово рассматривается как знак, обозначающий результат познания, мышления. Главной особенностью слова является единство его лексического и грамматического значений. Слова в языке входят в единую лексическую систему. Вокруг слова формируются семантические поля. В связи с этим изучение антонимии позволяет выявить особенности организации ядра семантического поля, точность значения слова. Выполнение заданий на подбор антонимов требует от ребенка достаточного объема словаря, сформированности семантического поля, в котороевключено данное слово, умения выделять в структуре значения слова диференцированный семантический признак, сравнения слова по существенному семантическому признаку. Эти задания могут успешно выполняться только при условии активного поиска словапротивоположного значения. Правильный поиск слова осуществляется лишь в том случае, когда у ребенка сформирован определенный антонимический ряд.
При проведении логопедической работы по развитию лексики необходимо учитывать современных лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики в онтогенезе, особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией.
С учетом данных факторов формирование лексики проводится по следующим направлениям;
Расширение объема словаря одноременно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование высших психических функций (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);
Уточнение лексического значений слов;
Активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного словаря в активный словарь.
При работе над антонимами сначала целесообразно использовать приемы работы над изолированными словами, затем – с такими же словами в предложениях и связных высказываниях.
У детей с общим недоразвитием речи отмечаются замены прилагательных, существенные признаки которых – величина, высота, ширина, толщина, не дифференцируются: высокий-длинный, низкий-маленький, узкий-маленький, узкий-тонкий, короткий-маленький, пушистый-мягкий и другие.
При таком смешении необходимо разбирать антонимические ряды с использованием наглядности.
Итак, подбор антонимической пары является очень сложным актом мыслительной деятельности для ребенка с общим недоразвитием речи. Чтобы ему помочь в усвоении антонимической пары, необходимо руководствоваться принципом наглядности, направлять ребенка в течении всего коррекционного периода на исследование отличий двух понятий на примере картинок, предметов, подвижных игр, вырабатывать желание к использованию слов в повседневной жизни.
Ниже приведен практический материал для усвоения антонимов детьми с ОНР при изучении некоторых лексических тем (использованы материалы Пожиленко Е.А., Лалаевой Р.И. и некоторые собственные адаптированные материалы)
- Осень
- Весна
Весной природа оживает, а осенью (замирает).
Вода в ручье мутная, а в реке (прозрачная).
Зимой снег белый, а ранней весной (серый)
- Зима
- Вставьте нужное слово.
В морозную погоду снег рассыпчатый, а в оттепель липкий.
В гору на лыжах поднимаемся, а с горы (спускаемся).
Зимой наступают холода, а с приходом весны холода (заканчиваются).
- Лето
- Дикие животные.
- Какого слова не хватает? Дополните предложения.
Осенью медведи, ежи, барсуки засыпают, а весной (просыпаются).
Летом медведь сытый, а весной (голодный).
У лисы шерстка пушистая, а у лося (гладкая).
- Домашние животные.
- Сад. Фрукты. Ягоды.
- Дополните предложение.
Банан сладкий, а гранат (кислый).
Яблоко твердое, а абрикос (мягкий).
Куст смородины высокий, а куст земляники (низкий).
Кожица киви шероховатая, а кожица сливы (гладкая).
Ягоды клубники заморозили, а потом (разморозили).
Абрикосы растут высоко, а земляника (низко).
- Птицы.
- Овощи. Огород.
- Дополните предложения.
Помидоры бывают зрелые и (незрелые)
Морковь сладкая, а лук (горький).
Сырой картофель твердый, а вареный (мягкий).
Укроп сеют густо, а морковь (редко).
Весной картошку сажают, а осенью (копают).
- Транспорт Город
- Мебель
- Закончи предложения
Стул твердый, а диван (мягкий).
На стуле посидели, потом (встали).
Стул уронили, потом (подняли).
Спинка у стула вверху, а ножки (внизу).
- Дом.
старый - новый наружный - внутренний | порядок - беспорядок |
- Составьте предложения со словами строить, разрушать, снаружи, внутри.
Старый дом разрушили, а новый - построили.
Снаружи стены красят, а внутри - клеят обоями.
- Одежда Обувь.
- Посуда. Продукты питания.
- Скажите, какого слова не хватает.
Борщ наливают в глубокую тарелку, а кашу - раскладывают в... (мелкую) тарелку.
Эмалированная кастрюля прочная, а фарфоровая чашка... (хрупкая).
Молоко жидкое, а сметана (густая).
В жару приятно есть (холодное) мороженое, а в холод - пить (горячий) чай.
- Семья.
- Ответьте, какого слова не хватает.
Младший брат трудолюбивый, а старший (ленивый).
Сестренка послушная, а братик (дерзкий).
Если вы поссорились, надо быстрее (помириться).
- Мое тело. Человек.
- Дополните предложения.
Если вас спросили, надо (отвечать).
Сначала заболел, а потом (выздоровел).
Не надо печалиться, надо (радоваться).
Даже если вы уже давно закончили школу, все равно не поздно разобраться в том, что такое антонимы, в том числе контекстуальные. Антонимы − это слова одной части речи с прямо противоположными лексическими значениями, контрастные явления: добрый - злой, правда - ложь, говорить - молчать, много – мало, вверх - вниз, появиться – исчезнуть. Антонимы – это пары слов, в основе которых всегда лежит общий признак (рост, вес, качество, количество, чувство, время суток, пространство), но значения противоположны.
Теперь должно быть предельно ясно, что такое слова-антонимы. Однако это еще не вся необходимая информация. У собственных имен, числительных и местоимений антонимов нет. Однако служебные слова также могут быть связаны антонимическими отношениями: за и против, с и без (Они любят пить чай с сахаром и без).
Классификация слов-антонимов
По структуре слова-антонимы делятся на:
- разнокорневые (вперёд - назад);
- однокорневые: они образуются с помощью противоположных по смыслу приставок (входить - выходить), а также с помощью приставки, которая прибавляется к исходному слову (монопольный - антимонопольный).
Обычно к антонимам относят разнокоренные слова, но некоторые лингвисты считают антонимами и такие пары слов: спокойный - беспокойный, большой - небольшой, любить - не любить. Здесь антоним образуется с помощью отрицательной частицы "не", приставок "бес", "не" и т. д.
С точки зрения языка и речи есть антонимы:
- языковые (узуальные): они существуют в системе языка (громкий – тихий);
- речевые (окказиональные): возникают в определённом контексте. Чаще они встречаются в пословицах и поэзии.
Итак, что такое контекстуальные антонимы? Контекстуальные антонимы – это слова, которые противопоставляются в определенном контексте. Это явление носит индивидуально-авторский характер: волки и овцы (как вы понимаете, полярность значений этих слов в языке не закреплена). Писатель может открыть противоположные качества у определенных понятий и противопоставить их в речи: солнечный свет - лунный свет, один год - вся жизнь, не мать, а дочь. Противопоставление подобных понятий не воспроизводится в языке. Это окказиональные (контекстуальные, речевые) антонимы.
Антонимы с точки зрения действия бывают:
- соразмерные: обозначают действие и противодействие (богатеть - беднеть, вставать - ложиться);
- несоразмерные: в широком смысле обозначают действие и отсутствие действия (зажечь - не зажигать, думать - раздумать).
Многозначные слова и их антонимы
В разных значениях многозначное слово может иметь различные антонимы.
Например: свежий хлеб - чёрствый хлеб, свежая мысль - избитая мысль, свежий вечер - душный вечер и т. д.
Антитеза
Антонимы могут служить средством поэтической выразительности. Этот прием называется антитезой. В основном антитеза характерна для поэтической и ораторской речи: "черный вечер, белый снег" (А. А. Блок). Антитеза встречается и в заглавиях: "Толстый и тонкий" (А. П. Чехов), "Отцы и дети" (И. С. Тургенев),
Итак, теперь вы знаете, что такое антонимы, примеры этих пар слов для вас не составят труда. Запомните, что такое контекстуальные антонимы и антитеза.