Конспект занятия в подготовительной группе. Комнатные растения. Логопедическое занятие на тему "Комнатные растения. Уход за ними." Развитие речи комнатные растения в подготовительной группе

Занятие

Тема: Комнатные растения

Цели:

Коррекционно-образовательные:

    учить детей употреблять глаголы в прошед­шем времени;

    учить выделять из текста однокоренные слова.

Коррекционно-развивающие:

    закреплять у детей навык употребления при­тяжательных местоимений;

    активизировать и расширять словарь по теме;

    упражнять в подборе имен прилагательных и глаголов, противоположных по смыслу.

Коррекционно-воспитательная:

    воспитывать у детей интерес к комнатным растениям, трудолюбие и желание помогать взрослым в уходе за ними.

Оборудование: предметные картинки с изображени­ем комнатных растений, сюжетные картинки, на которых изображены различные действия по уходу за комнатными растениями.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед: Сядет тот, кто назовет комнатные рас­тения, которые изображены на картинках. (На­званное растение дети уносят с собой.)

2. Объявление темы.

Логопед: Сегодня мы поговорим о комнатных растениях и о том, как нужно за ними ухаживать.

3. Вводная беседа.

Цветы

Цветы бывают разных цветов и форм: голубые, желтые, красные, похожие на колокольчики и звездочки... Они растут в дикой природе и в саду. Садовые цветы - это нередко очень красивые род­ственники диких цветов. Весной и летом на поля­нах полным-полно цветов. Бабочки и другие насе­комые «посещают» цветы, потому что им нравится яркая окраска лепестков и их запах. Некоторые цветы являются редкими и растут лишь в опреде­ленных местах. Такие цветы рвать нельзя!

А еще цветы можно выращивать дома, на подо­коннике. Они хорошо растут, если им достаточно света, их поливают и ухаживают за ними. И даже зимой они будут покрыты листьями. У комнатных растений обычно красивые листья или цветы.

4. Развитие лексико-грамматических категорий.

Логопед: У каждого из вас есть картинка с изо­бражением комнатного растения. Сейчас мы рас­скажем, чье это теперь растение.

Игра «Ванин или Катин?». Образование притя­жательных прилагательных.

У Вани кактус. Чей это кактус? (Это Ванин кактус.)

У Коли толстянка. Чья это толстянка? (Это Колина толстянка.) И т.д.

Логопед: Чтобы комнатные растения хорошо рос­ли, за ними нужно ухаживать. Посмотрите на кар­тинки. Я назову действия, которые выполняют с цветами, а вы представьте, что это случилось вчера.

Игра «А вчера?». Образование формы прошед­шего времени глаголов. Проводится по картин­кам с изображением данных действий.

Оля поливает кактус. А вчера? (Оля поливала кактус.)

Ваня и Лида протирают листья у сансивьеры.

Света пересаживает фикус.

Ира рыхлит землю вокруг фиалки.

Анжела опрыскивает ли­стья у бегонии.

Денис подкармливает толстянку.

Дети ухаживают за цветами.

Логопед: Мы с вами уже говорили о том, что такое слова-родственники. Сейчас я прочитаю не­большой рассказ, а вы должны найти в нем слова-родственники к слову цветы.

Скоро наступит весна. На лугу, в поле и на клум­бах расцветут разноцветные цветы. Весной насту­пит время для посадки и пересадки комнатных растений. Цветоводы посадят семена в разноцвет­ные горшки и будут ждать появления цветов. Вско­ре цветы наберут силу, начнут расцветать один за другим и радовать глаз своим цветением. Один цве­точек отцветает, а другой ярким цветом зацветает.

Физкультминутка.

На солнечном окошке

«Солнце» над головой.

Фиалка расцвела -

«Цветочек».

Лиловые цветочки

Тихонько подняла.

Взмахи рук снизу вверх.

Средь листьев она прячется,

Не любит лезть вперед,

Закрывают лицо руками.

Но всякий к ней наклонится

Наклоняются, не касаясь руками пола.

И бережно возьмет.

По Е. Серовой

Тихонько встают.

Логопед: Посмотрите внимательно на цветок и назовите его части.

Игра «Назови части». Пополнение словаря по теме «Цветы».

Стебель, лист, цветок, черенок, корни. (Несколько детей повторяют названия частей цветка.)

Логопед: Мы назвали по одной части у цветка, а сейчас назовем их много.

Игра «Один - много». Образование формы мно­жественного числа существительных.

Один стебелек, а много... (Стебельков.)

Один лист, а много... (Листьев.)

Один цветок, а много... (Цветков.)

Один черенок, а много... (Черенков.)

Один корень, а много... (Корней.)

Игра «Скажи наоборот». Подбор антонимов.

Колючий лист - гладкий лист.

Влажная земля - сухая земля.

Теплая вода - холодная вода.

Толстый лист - тоненький лист.

Большой цветок - маленький цветок.

Расцвел цветок - отцвел цветок.

Мягкая земля - твердая земля.

Толстый стебелек - тонкий стебелек.

5. Итог занятия.

Логопед: Как назвать одним словом: сансивьера, фиалка, фикус, толстянка, кактус? Что нужно де­лать для того, чтобы комнатные растения хорошо росли? (Рыхлить, поливать, пересаживать...)

Что это: стебель, лист, цветок, черенок, корни.

Тема. Комнатные растения. Уход за ними.

Цели занятия:

Коррекционно-образовательная : Продолжить знакомство с комнатными растениями и их видами. Уметь называть части растения корень, стебель, лист, цветок. Расширять, активизировать словарь по теме «комнатные растения» за счёт имён существительных-названий комнатных растений (роза, кактус, рео, фикус, сансевьера, толстянка, бегония, лимонное дерево, денежное дерево) . Образование имен существительных единственного и множественного числа.

Коррекционно-развивающая : развивать логическое мышление, внимание.

Коррекционно-воспитательная : воспитывать интерес к растениям и уходу за ними. Дать представления об условиях жизни растений.

Оборудование : картинки с изображением комнатных растений роза-гибискус, денежное дерево, лейка. Предметные картинки кактус, папоротник, герань, фиалка, бегония, кактус, цикломен, фикус и комнатные растения из уголка.

Ход занятия.

1. Организационный момент .

Дети садятся на стульчики полукругом, перед ними стоит стол, на котором стоят горшки с комнатными растениями из уголка детского сада.(Рео, фикус, сансевьера, толстянка, бегония, лимонное дерево, денежное дерево).

Отгадайте загадку: «Дышит, растет, а ходить не может» (растение).

2. Выявление знаний детей по теме.

Логопед: О чем мы говорили на прошлом занятии по развитию речи. (Ответы детей).

Какие вы знаете комнатные растения? (ответы детей).

Зачем мамы, наши воспитатели выращивают комнатные растения? (ответы детей).

Давайте вместе с вами вспомним, с какими комнатными растениями мы познакомились. (На доску вывешиваются картинки комнатных растений: фикус, папоротник, фиалка, цикламен, кактус, бегония, герань).

3. Выявление знаний по теме.

Логопед: Эти растения называются «комнатные растения».

Давайте вспомним, почему эти растения называют комнатными? (ответы детей). (Комнатными называют их, потому что эти растения выращивают только в помещениях, так как родина большинства их них – жаркие страны, где круглый год лето, поэтому человек создает и зимой примерно такие же условия, как и летом, иначе они погибли бы)

4. Беседа о строении растений.

Какие есть части у растений? (Дети выходят по очереди и, проговаривая, показывают части растений).

Ребята, давайте вспомним, как называются эти растения.

Это что за растение?

Покажи на нем части растения.

5. Пальчиковая игра «Цветок»

Наши красные цветки

Расправляют лепестки.

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет.

Наши красные цветки

Закрывают лепестки.

Головой качают.

Тихо засыпают.

(Сомкнутые и чуть округлые ладони - бутон цветка. Утром, когда восходит солнце, лепестки цветка медленно начинают раскрываться. Пальцы начинают расходиться в стороны. Цветок распустился, смотрит на солнце. Лишь его лепестки слегка трепещут от легкого ветерка. Пальцы расходятся полностью, далее немного прогибаются, а чуть-чуть шевелятся кончики пальцев. Вечером, когда на землю начинают опускаться сумерки, цветок медленно закрывает лепестки и засыпает. Пальцы вновь медленно смыкаются.)

6. Игра «Какого растения не стало?»

На столе выставлены растения: денежное дерево, рео, фикус, сансевьера, толстянка, бегония, лимонное дерево, денежное дерево. Дети закрывают глаза или отворачиваются, одно растение убирается. Нужно назвать растение, которого не стало.

7. Выявление знаний по уходу за комнатными растениями

Как нужно ли ухаживать за растениями?

Что будет с растениями, если не ухаживать за ними?

Все растения живые, они дышат и растут, поэтому за ними нужно ухаживать.

А как нужно ухаживать?

Логопед :

8. А теперь игра "Один-много"

стебель - стебли, цветок - цветы, лист - листья, лейка- лейки, горшок-горшки, корень - корни.

9. Физминутка

10. Игра: “Да” и “Нет”

Ход игры: перед учащимися ставится комнатное растение. Ответить на вопросы, употребляя слова “да” и “нет”.

Это дерево?

Это комнатное растение?

Это растение называется кактус?

Это растение выращивают на улице?

Этот цветок белого цвета?

Листья у цветка крупные?

Листья у растения оранжевые?

Листья у цветка синие?

Этот цветок нравится вам?

14. Итог занятия.

Логопед.

Вопросы:

- о чем мы говорили, на этой неделе с вами?

- Почему растения называются комнатными?

- Какие части растений вы узнали?

- Что нужно растению, чтобы оно хорошо росло?

- Вам понравилось сегодняшнее занятие?

Конспект занятия по развитию речи на тему

“Комнатные растения” (подготовительная группа.)

Задачи:

  • активизация, расширение и уточнение представлений о комнатных растениях. Совершенствование грамматического строя речи, слоговой структуры слова, обучение разгадыванию изографов.
  • Развитие диалогического общения, связной речи, зрительного, слухового внимания, мышления, памяти, согласованию речи с движением, тонкой моторики.
  • Воспитание положительной установки на участие в занятии, активности, самостоятельности, доброжелательности, взаимопомощи. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование:

Предметные картинки по теме, живые комнатные растения, предметы ухода за ними, мяч, изограф “Кактус”, штриховка “Кактус”, карандаши.

Предварительная работа:

Рассматривание комнатных растений в уголке природы, их изображений в альбоме “Живая природа”, уход за ними на занятии по ознакомлению с окружающим. Расширение словаря по теме, отгадывание загадок

Ход занятия:

  1. Организационный момент. (введение в тему занятия)

Дети встают около столов.

Сядет тот, кто назовёт любое комнатное растение. (дети называют и садятся)

  1. Беседа (активизация словаря, развитие диалогического мышления)

Почему эти растения называются комнатными?

Могут они выжить на улице?

Эти растения родом из жарких стран, тропиков. У них на родине очень

жарко и светло или сыро. Когда мы начинаем выращивать растения дома, то мы должны создать им такие условия, чтобы растения чувствовали себя как дома.

Как надо ухаживать за комнатными растениями? (поливать, брызгать , протирать, рыхлить, удобрять)

Зачем надо это делать?

Какие инструменты нужны для этого?

  1. Упражнение “Покажи и расскажи” (развитие умения понимать

словесную инструкцию, образовывать формы глаголов)

Антон, полей фикус. (названный ребёнок встаёт и выполняет действие)

Антон, что ты делаешь? (поливаю фикус)

Миша, что делает Антон? (поливает фикус)

Спасибо, Антон, садись. Катя, что Антон сделал? (полил фикус)

Аналогично выполняются другие действия по уходу за растениями.

  1. Упражнение “Четвёртый лишний” (развитие слухового

внимания, логического мышления)

Слушайте внимательно. Какое слово лишнее. Почему?

Папоротник, фикус, крапива, фиалка.

Роза, лилия, хлорофитум, тюльпан.

Герань, алоэ, фикус, лютик.

Папоротник, хлорофитум, кактус, фикус.

Фиалка, бегония, герань, папоротник.

  1. Физкульт. минутка “Мы – растения” (согласование речи с движением, снятие эмоционального напряжения и агрессии)

Представьте, что вы – маленькие растения. Сейчас я буду поливать

вас, а вы – расти, подниматься вверх, тянуться к солнцу. Когда я отойду, растения будут вянуть, сохнуть, опускать листочки. Нужно медленно-медленно расслабиться, сесть, опустив руки.

  1. Упражнение “Назови слово” (активизация словаря, совершенствование слоговой структуры)

Дети продолжают сидеть в кругу. Воспитатель передаёт мяч по кругу.

Назовите, комнатные растения, в названии которых 2 слога.

Ге-рань…

  1. Упражнение “Сравни и расскажи” (развитие связной речи, зрительного внимания)

Воспитатель помещает на доску изображения фиалки и фикуса.

Посмотрите внимательно. Чем эти растения отличаются друг от друга.

(дети находят различия и составляют сравнительный рассказ)

Аналогично сравнивают алоэ и герань, кактус и папоротник.

  1. Разгадывание изографа “Кактус”

Посмотрите на эту картинку. Как вы думаете, какое слово здесь

спряталось? Почему вы так считаете? Что вам помогло отгадать эту загадку?

  1. Штриховка “Кактус” (развитие тонкой моторики)

Посмотрите на свои рисунки. Что на них изображено? Заштрихуйте свои кактусы по образцу.

Чего не хватает вашим кактусам, чтобы они стали как настоящие? (колючек ). Нарисуйте их.

Иногда кактусы что делают? (цветут). Пусть ваши кактусы тоже зацветут.

  1. Итог. (оценка работы детей)

О чём мы с вами сегодня говорили?

Какое комнатное растение вам понравилось больше всего?

Вам понравилось, как вы работали? А работа кого из детей вам сегодня

понравилась? Какое задание вам понравилось больше всего?


Занятие
Тема: Комнатные растения
Цель:
учить детей употреблять глаголы в прошедшем времени;
Задачи::
активизировать и расширять словарь по теме;
упражнять в подборе имен прилагательных и глаголов, противоположных по смыслу.
воспитывать у детей интерес к комнатным растениям, трудолюбие и желание помогать взрослым в уходе
за ними.
1. Организационный момент.
На моем окошке
Весь под волосами

Настоящий сад!
Крупные сережки
Фуксии висят.
Лезет финик узкий -
Листики свежи.
А у пальмы русской
Листья, как ножи.
Вспыхнул угольками
Скромный огонек.
2. Объявление темы.
Кактуса пенек.
Прыгают синицы
Под окном моим.
Радуются птицы -
Ведь приятно им
Посмотреть на это
Милое окно,
Где зимою - лето,
Где цветов полно.
В: ­ Ребята! О чем говорится в этом стихотворении? (О цветах).
В: ­ Ребята! А как называются цветы, которые растут в комнате? (Комнатные).
В: ­ Правильно, ребята!

В: ­ Сегодня на занятии мы будем разговаривать о комнатных растениях и цветах.
В:
3. Вводная беседа.
Цветы
Цветы бывают разных цветов и форм: голубые, желтые, красные, похожие на колокольчики и звездочки...
Они растут в дикой природе и в саду. Садовые цветы - это нередко очень красивые родственники диких
цветов. Весной и летом на полянах полным­полно цветов. Бабочки и другие насекомые «посещают» цветы,
потому что им нравится яркая окраска лепестков и их запах. Некоторые цветы являются редкими и растут
лишь в определенных местах. Такие цветы рвать нельзя!
А еще цветы можно выращивать дома, на подоконнике. Они хорошо растут, если им достаточно света, их
поливают и ухаживают за ними. И даже зимой они будут покрыты листьями. У комнатных растений
обычно красивые листья или цветы.
Презентация(на слайдах картинки с изображением цветов)
Чтобы комнатные растения хорошо росли, за ними нужно ухаживать. Поливать, рыхлить землю, протирать
тряпочкой влажной пыль с листьев, пересаживать.
Слайд как ухаживать
4. Развитие лексико­грамматических категорий.

В: У каждого из вас есть картинка с изображением комнатного растения. Сейчас мы расскажем, чье это
теперь растение.
Игра «Чей?». Образование притяжательных прилагательных.
У Маши кактус. Чей это кактус? (Это Машин кактус.)
У Ульяны фиалка.
У Леры фикус
У Сережи герань
У Кирилла орхидея
5.Подвижная игра­физминутка «На окне в горшочках».Физ.минутка
Цель: Развитие общей моторики, координации речи с движением.
В: приглашает детей предлагает им сделать упражнение.

На окне в горшочках
(Дети сидят на корточках лицом в круг)
Поднялись цветочки
(Медленно встают).
К солнцу потянулись
(Тянутся на носочках, руки вверх).
Солнцу улыбнулись
(Широко в стороны).
К солнышку листочки
(Ладони повернуть вверх).
Повернут цветочки.
Повернут бутоны,
(Руки соединить над головой).
В солнышке утонут
(Медленно повернуть в стороны).
В: Посмотрите внимательно на цветок и назовите его части.
6.Игра «Назови части». Пополнение словаря по теме
«Цветы».
Стебель, лист, цветок, черенок, корни. (Несколько детей
повторяют названия частей цветка.)

Игра «Один - много». Образование формы множественного числа существительных.
Один стебелек, а много... (Стебельков.)
Один лист, а много... (Листьев.)
Один цветок, а много... (Цветков.)
Один черенок, а много... (Черенков.)
Один корень, а много... (Корней.)
Игра «Скажи наоборот». Подбор антонимов.
Колючий лист - гладкий лист.
Теплая вода - холодная вода.
Толстый лист - тоненький лист.
Большой цветок - маленький цветок.
Мягкая земля - твердая земля.

Толстый стебелек - тонкий стебелек.
Наше занятие подходит к концу.
В: Как назвать одним словом: кактус, герань, фикус, фиалка? (Комнатные растения)
Что нужно делать для того, чтобы комнатные растения хорошо росли? (Рыхлить, поливать,
пересаживать...)
А теперь каждый из вас выберет картинку с понравившимся вам комнатным растением и раскрасит его.

Конспект занятия в детском саду: В мире комнатных растений для детей 5-7 лет.


Автор : Нерсесян Наира Игоревна, воспитатель МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 144", г. Воронеж
Назначение : Воспитатели ДОО, учителя начальных классов, любознательные родители. Конспект подходит для занятия с детьми 5-7 лет.
Цель : Называть растения и основные его части. Правильно ухаживать за растениями.
Задачи -Расширять знания о комнатных растениях.
-Дать представление о размножении комнатных растений.
-Развивать навыки исследовательской деятельности детей 5-7 лет в ходе совместной деятельности.
-Воспитывать бережное отношение к природе.
-Развивать любознательность, трудолюбие.
-Научить изображать комнатные растения.
-Совершенствовать навыки по уходу за растениями.
-Ознакомить с несколькими видами комнатных растений.
-Расширять знания воспитанников по экологической культуре.
Предварительная работа Создание предметной среды, направленной на развитие интереса детей к растениям, наличие демонстрационного материала: картинки и плакаты из серии <<Комнатные растения>>. Видеоматериал - для показа на экране.

Ход занятия

Воспитатель Отгадайте загадки:<< Дышит,растет, а ходить не может>> (Растение).
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.(Комнатные растения)
О чем сегодня будем говорить? (О комнатных растениях).
Накрыт бокал с водицей,
Ежовой рукавицей. (Кактус)


В кадке вырос куст,
И широк,и густ:
Лист как кожаный,
Плотно сложенный,
Ствол бузиновый,
Как резиновый. (Фикус)


Лист с горбочком, желобочком,
Шипы имеет,а ранить не умеет,

Зато лечит нас в любой час. (Алое)


На окне стоит горшок,
В нём чудеснейший цветок,
Фиолетовый, изящный,
Ароматом манящий! (Фиалка)


Воспитатель Какие еще комнатные растения,кроме вышеперечисленных вы знаете? (Каланхоэ, кала, папоротник). Покажите картинку?




Воспитатель Действительно, эти растения выращивают только в помещениях, потому что родина большинства из них- жаркие страны, где круглый год лето.Человек создает и зимой примерно такие же условия, как и летом. Но почему?
Дети Создаются все условия, чтобы растения не погибли, зимой не замерзли.
Воспитатель Вспомните, что необходимо для растений?
Дети Растениям необходима почва, свет, тепло, воздух, вода.
Воспитатель Помощников растений пять, как пять пальцев на руке. Растениям нужна почва?
(Да,они растут в горшках с землей).
Почему комнатные растения ставят на подоконник? (Для роста им нужен свет).
Почему комнатные растения осенью и зимой не выносят на улицу? (Им нужно тепло).
Какое еще условие необходимо растениям, чтобы они хорошо росли? (Растениям нужен воздух, чтобы они дышали).
Что надо делать, чтобы им стало легче дышать? (Чтобы воздух попадал к корням растения, нужно рыхлить землю, надо протирать с них пыль).
Пятое условие для роста растений какое?(Необходима вода - их надо регулярно поливать).
Посмотрим как растет цветок.

Дети называют основные части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами).


Комнатных растений очень много, познакомимся еще с несколькими из них.
Вверх по стенке крутой,
По бетонке литой,
Многоножка ползет,
С собой листья везет. (Плющ)


По очереди на экране дети смотрят на картинки растений,с воспитателем повторяют сложные имена и запоминают(герань, колеус, бегония, гардения, агава).






Физкультминутка
Во дворе растёт подсолнух.
Во дворе растёт подсолнух,
Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)
Рядом с ним второй, похожий,
К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперёд,
А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Отдохнули мы чудесно,
И пора нам сесть на место. (Дети садятся.)

Воспитатель Как правильно ухаживать за комнатными растениями?(Поливать, рыхлить, опрыскивать,вытирать пыль, мыть). Давайте будем всегда дружно ухаживать за нашими комнатными растениями. (Дети поливают цветы, вытирают пыль, опрыскивают с указаниями воспитателя)





Для закрепления правильного ухода за растениями смотрят видеоматериал, воспитатель комментирует

Воспитатель Рассмотрите все картинки и нарисуйте ваше комнатное растение.


Воспитатель Из всех рисунков выберите наиболее выразительные и самые аккуратные.