Все правила в русском языке 1 4. Все правила русского языка — начальная школа. Правописание сложных слов

Русский язык. Все правила. 1-4 классы. Справочник. Игнатьева Т.В., Тарасова Л.Е.

2-е изд., стер. - М.: 2012. - 192 с.

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы. Справочник по русскому языку предназначен для учителей младших классов и родителей. Пособие содержит информацию по теории языка, сопровождающуюся достаточным количеством примеров. Структура справочника соответствует основным разделам языкознания. Большое внимание уделено материалу, который составляет содержание обучения русскому языку в начальной школе. Для удобства в справочнике используются разнообразные выделения и значки.

Формат: pdf

Размер: 3,9 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. АКЦЕНТОЛОГИЯ
Звуки и буквы 8
Гласные звуки и буквы, их обозначающие 9
Согласные звуки и буквы, их обозначающие 10
Согласные звуки, парные и непарные по глухости/звонкости 11
Длительность звучания согласных звуков 12
Согласные твёрдые и мягкие 12
Согласные звуки, парные и непарные по твёрдости/мягкости 12
Согласные шипящие 14
Слог 15
Акцентология 16
Ударение 16
Орфоэпия 19
Произношение отдельных слов и грамматических форм 20
Некоторые сведения по культуре речи 21
Глава 2. ГРАФИКА. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РУССКОЙ ГРАФИКИ
Основные принципы русской графики 23
Алфавит 24
Русский алфавит с указанием названий букв 24
Твёрдый согласный [ц] и способы его обозначения на письме 25
Шипящие согласные звуки и способы их обозначения на письме 26
Способы передачи устной речи на письме 26
Глава 3. ОРФОГРАФИЯ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ
Основные принципы русской орфографии 27
Некоторые орфографические правила 28
Правописание НЕ с различными частями речи 28
Перенос слов 28
Употребление заглавных (больших) букв 29
Правописание гласных после шипящих иц 33
Правописание безударных гласных 34
Правописание слов с мягким знаком - показателем мягкости 37
Правописание слов с шипящими согласными на конце и в середине 38
Правописание грамматического мягкого знака после шипящих 39
Правописание слов с разделительными ъ и ь 40
Правописание слов с удвоенными (двойными) согласными 40
Правописание слов с непроизносимыми согласными 42
Правописание слов с сомнительными согласными на конце и в середине слов 42
Правописание корней с чередованием гласных 44
Глава 4. ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ЭТИМОЛОГИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ
Лексическое значение слова 45
Однозначные и многозначные слова 47
Прямое и переносное значения слова 48
Виды переноса значений 49
Синонимы 50
Антонимы 51
Омонимы 53
Пути появления омонимов 54
Паронимы 54
Слова русского языка с точки зрения сферы их употребления 55
Стилистическая окрашенность слов 55
Стили русского языка и распределение по ним слов 56
Этимология 56
Устаревшие и новые слова 57
Фразеология. Фразеологизм 57
Лексикография. Словари русского языка 58
Классификация словарей русского языка 59
Глава 5. МОРФЕМИКА
Состав слова: из каких частей состоит слово 60
Окончание 60
Основа слова 61
Корень 62
Приставка 63
Суффикс 65
Глава 6. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Способы словообразования 69
Глава 7. МОРФОЛОГИЯ КАК РАЗДЕЛ ГРАММАТИКИ
Части речи. Система частей речи в русском языке 71
Самостоятельные части речи 72
Имя существительное 72
Имя прилагательное 95
Имя числительное 107
Местоимение 113
Глагол 119
Причастие как особая форма глагола 132
Деепричастие как особая форма глагола 133
Наречие 133
(-лона категории состояния 135
(1лужебные части речи 135
Частицы 136
Союзы 138
Предлоги 141
Особые части речи 143
Модальные слова 143
Междометие 144
Звукоподражания 145
Глава 8. СИНТАКСИС КАК РАЗДЕЛ ГРАММАТИКИ
Словосочетание 147
Предложение 148
Виды предложений по цели высказывания 149
Предложения и их эмоциональная окраска (интонация) 152
Члены предложения. Распространённые и
нераспространённые предложения 153
Простые и сложные предложения 157
Односоставные и двусоставные предложения 158
Полные и неполные предложения 159
Осложнённые и неосложнённые предложения 160
Знаки препинания 164
Глава 9. РЕЧЬ И ЕЁ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Текст 168
Текст-повествование 169
Текст-описание 170
Текст-рассуждение 171
КРАТКИЙ ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 172

Данное пособие предназначено как для занятий на уроках русского языка, так и для самостоятельной работы дома. Учебный материал представлен в таблицах, что способствует его лучшему запоминанию, а также развитию зрительной памяти.

Морфологический разбор имён существительных.
I - часть речи; II - начальная форма (и. п.5 ед. ч.); собственное или нарицательное; одушевлённое или неодушевлённое; род, склонение; падеж, число; III -член предложения.

Был на выставке.
I - на выставке, был на (чём?) выставке, имя сущ.;
II - (выставка); нариц.; неодушевл.; ж. р.;
1 скл.; п. п.; ед. ч.;
III - был (где?) на выставке - обстоятельство.

Содержание
Объяснение сокращений
Алфавит
Гласные звуки
Гласные буквы
Согласные звуки
Звукосочетания
Парные звонкие и глухие согласные в корне слова
Сложные слова
Переноси правильно
Не переноси
Перенос слов с удвоенными согласными
Безударные гласные в корне слова: а, о, и, е, я
Фонетический разбор слова
Большая (заглавная) буква в словах
Состав слова
Однокоренные слова
Форма слова
Порядок разбора состава слова
Предлоги пиши отдельно!
Члены предложения
Разделительный Ъ после приставки перед гласными е, ё, ю, я
Приставки над-, под-, пред-, об-
Приставки на -з, -с
Разделительный Ь пишем после согласных перед гласными
Различие между приставками и предлогами
Непроизносимые согласные в корне слова
СН без Т
Приставки пиши слитно!
Запомни
Суффиксы
Части речи
Род имён существительных
Число имён существительных
Падежи имён существительных
Склонение имён существительных
Три склонения имён существительных
Первое склонение имён существительных
Второе склонение имён существительных
Третье склонение имён существительных
Несклоняемые существительные
Окончания сущ. 2 скл. ед. ч. в род. падеже мн. ч
Нулевое окончание парные предметы
Падежные окончания имён существительных
Неопределённая форма глагола
Время глагола
Изменения глагола по лицам и числам
Спряжение глаголов
Спряжение глаголов настоящего времени
Однородные члены предложения
Род имён прилагательных
Число имён прилагательных
Склонение имён прилагательных мужского рода
Склонение имён прилагательных женского рода
Склонение имён прилагательных среднего рода
Склонение имени прилагательного во множественном числе
Мягкий знак после ч, ж, ш
Морфологический разбор имён существительных
Морфологический разбор глагола
Морфологический разбор имён прилагательных
Местоимение
Правописание наречий
Имя числительное
Виды предложений
Разбор предложения
Разбор предложения по членам предложения
Однородные члены предложения
Знаки препинания в конце предложения
Ударение в словах.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Правила по русскому языку в таблицах и схемах, 1-4 класс, 2015 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Русский язык, Орфографическая копилка, Опорные конспекты для учащихся 1-5 классов, Ткаченко Е.В., 2000
  • Веселые диктанты, Стихотворные примеры и рифмовки к основным правилам, 1-5 классы, Агеева И.Д., 2002
  • Правила и упражнения по русскому языку, 1-5 класс, Алмазова О.В., Сосунова Е.А., 1997
  • Программа курса, К учебникам Л.В. Кибиревой, О.А. Клейнфельд, Г.И. Мелиховой «Русский язык», 1-4 классы, Кибирева Л.В., Клейнфельд О.А., Мелихова Г.И., 2012

За редким исключением, русский язык - один из самых нелюбимых предметов в школе. Сложные контрольные, много домашней работы и бесконечные правила... К сожалению, сегодняшние уроки не помогают школьникам становиться грамотнее и, главное, совершенно не развивают речь. В чём дело?

Русский как иностранный

Давайте представим себя на месте ребёнка. Он с самого рождения слышит родной язык и практически с года-двух начинает на нём говорить. К семи годам будущие первоклашки говорят в целом не хуже взрослых.

В первом классе основная задача - научить ребенка писать и читать. Как с этим справляется школа?

Именно в первый школьный год ребенок осваивает и понимает важную сущность нашего языка: говорим мы одно, а пишем другое. Тот, кто уже научился читать не по слогам, осознает, что слово «молоко» читается как «малако», и соглашается с этим.

Между тем, изучение русского (родного!) языка в нашей школе напоминает изучение иностранного – ребёнку постоянно подсовывают фонетическую транскрипцию, хотя он и сам прекрасно знает, как звучат слова.

Если ребёнок уже читает, то, несомненно, понимает разницу между звуками и буквами, поскольку процесс чтения, собственно, и состоит в переводе букв в звуки. Транскрипция только мешает ученику, запутывает его, не позволяя запомнить единственно правильный вид, «образ» слова.

Так дети уже в первом-втором классах на раз-два делают фонетический разбор слова «путь», определяя мягкость согласных, количество букв и звуков. Зачем? Чтобы благополучно забыть об этом в средней школе, вспомнив только перед ГИА и ЕГЭ.

Есть мнение (и оно поддерживается учебниками), что именно благодаря активному изучению фонетики в начальной школе дети начинают писать грамотно. Увы, это совершенно не согласуется с наблюдениями любого родителя - дети сейчас не более (а возможно, и менее) грамотны, чем предыдущие несколько поколений, которые фонетику изучали в 5-6 классе и не дольше одной четверти.

Страшная грамматика

Судя по учебникам и рабочим тетрадям, ученики научаются грамотности, просто применяя и запоминая правила или (если правил нет) словарные слова.

Кстати, попробуйте вспомнить хоть одно правило (кроме «жи, ши пиши с буквой и»).

Названия падежей? Окончания существительных первого склонения в родительном падеже? И вообще, существительные первого склонения – это какие? А глаголы первого спряжения? Вспомнили? А теперь подумайте, какие правила вы регулярно применяете при письме?

Вспомним правило правописания гласных после шипящих в суффиксе:

Под ударением в суффиксах существительных и прилагательных, не образованных от глаголов, пишется О, (девчонка, галчонок), а без ударения – Е (песенка).

Когда в классе «проходят» эту тему, ученики делают много упражнений, большинство из которых просто предлагает вставить пропущенную букву. По сути, задания сами подсказывают место применения правила, так же как, впрочем, и диктанты на заданную тему. После того, как параграф «пройден», упражнения можно забыть практически до итогового экзамена.

А теперь попробуем представить себя на месте школьника, который выучил множество правил, и ему теперь нужно просто писать грамотно (в общем-то, мы все на этом месте и так находимся). Подсказок в виде скобочек и многоточий нет. Чтобы применить правило, надо для начала вообще осознать необходимость его применения. Каким образом это сделать? Скажем, пишет человек слово «девченка» и… что? Есть три варианта:

    написание слова не вызывает сомнений;

    написание слова по какой-то причине вызывает сомнения (по какой?);

    человек проверяет каждое слово вообще, поэтому сразу выделяет корень, суффикс, подбирает правило и исправляет ошибку.

Как вы думаете, часто ли встречается последний вариант?

Дело в том, что на самом деле вариантов два: либо человек пишет и не замечает ошибку, либо замечает по причине того, что ему не нравится «вид» слова.

Многие называют второй вариант «врожденной грамотностью», хотя на самом деле она не столько врожденная, сколько приобретенная. Хорошая зрительная память и любовь к чтению помогают запоминать «образы» слов, и, соответственно, грамотно писать.

Уже в первом классе школьники обязаны выучить довольно много «словарных» слов, написание которых не подчиняется правилам. Как их учат? Да просто переписывают каждое 10-20 раз в тетрадь. И после этого пишут правильно.

Вот здесь-то и собака зарыта. Для того чтобы правильно писать большинство слов в русском языке, совсем необязательно учить и применять правила. Достаточно просто читать и писать побольше - переписывать тексты из книг и учебников. Тексты без пропусков и многоточий, так, чтобы были видны все важные буквы слова. Тогда и сформируется та самая «врожденная грамотность», которой так завидуют те, кто вынужден постоянно заглядывать в словарь.

Кстати, в этой связи можно вспомнить, как учат в нашей школе иностранные языки. И в английском, и во французском никто не зубрит правила (и в любом случае их количество просто несопоставимо с количеством правил в русском языке), а просто запоминают вид слова и его звучание.

Получается, многие правила не помогают писать грамотно, они лишь упорядочивают базу языка, создают его «логику».

Большинство людей пишет грамотно, не применяя правил или применяя их иногда, причем в этом случае они часто представлены не в виде правил, а в виде удобных ассоциаций (например, что делает? - купается; что делать? - купаться).

Кстати, несмотря на такое простое правило, многие люди в данном случае всё равно неправильно пишут мягкий знак… С чего бы это? Все же в школе это учили!

Развитие речи? Нет, не слышали!

Интересно, что многие русские учёные-лингвисты, педагоги и историки языка ХIХ века ставили на первое место отнюдь не грамматику, а развитие речи! Умение вдумчиво читать, понимать и излагать прочитанное, овладение живой речью ещё сто пятьдесят лет назад считалось гораздо более важным умением, чем грамотное письмо.

Например, Фёдор Иванович Буслаев , лингвист и историк языка, положивший начало научному изучению русской народной словесности, писал:

«Все грамматическое учение должно быть основано на чтении писателя. Главная задача состоит в том, чтобы дети ясно понимали прочитанное и умели правильно выражаться словесно и письменно».

Константин Дмитриевич Ушинский , учёный и педагог, считал, что изучение русского языка имеет три цели: развитие речи, сознательное овладение сокровищами родного языка и усвоение грамматики. Обратите внимание, что грамматика стоит на третьем месте!

Владимир Петрович Шереметевский , преподаватель русского языка и методист, писал, что предметом преподавания родного языка является живое слово. И на первое место снова ставил овладение учащимися живой речью.

Но в начале ХХ века в методике преподавания русского языка стала сильнее научно-лингвистическая направленность, хотя и уделялось внимание развитию всех сторон устной и письменной речи: произносительной культуре, работе над лексикой и фразеологией, развитию навыков связной речи.

Но уже к концу ХХ века, несмотря на всяческие новые методики (а может быть, и благодаря им), русский язык как предмет практически выхолащивается до чистой грамматики. Безусловно, в современных учебниках существуют упражнения по развитию речи, но их мало, и на них не сильно обращают внимание дети и учителя. Да и не до того! Столько правил надо выучить, столько разборов сделать, что написание сочинения или изложения кажется пустяковой и не требующей внимания задачей. Неудивительно, что навыки связной речи (хотя бы!) и связного письма, умение грамотно формулировать мысли развиты очень плохо. Зато любой пятиклассник за пару минут сделает синтаксический и морфологический разборы.

Но ради чего, собственно, мы учим наш язык? Уж наверное, не ради того, чтобы поразить аудиторию на конференции синтаксическим разбором предложения.

Ворд подправит наши грамматические ошибки, а вот с умением связно излагать мысли устно и письменно он, увы, не поможет.

А между тем, дети тонут в ворохе правил и разборов, даже и не подозревая, что умение говорить, читать и понимать - гораздо важнее склонения и спряжения. Жаль, что именно в русском языке бесконечное изучение правил совсем не гарантирует грамотности, более того, прививает отвращение к урокам родного языка (попробуйте найдите школьника, который любит «русский»).

1. Слова в предложении связаны по смыслу. Чтобы из слов получилось предложение, слова нужно изменять.

2. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставят вопросительный знак, точку или восклицательный знак.

4. Произношение - это то, как мы говорим, произносим слово. Написание - это то, как мы должны написать слово.

5. Звуки, при произношении которых слышится только голос (без шума), а воздух проходит во рту свободно, называются гласными. Гласный звук образует слог. Гласных звуков шесть: [а], [о], [у], [ы], [и], [э]. Букв, обозначающих гласные звуки, 10: а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я.

6. В слоге бывает только один гласный звук. В слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков: о-сы - [о-сы].

7. Звуки, при произношении которых воздух встречает во рту преграду (губы, зубы, язык) и слышится только шум - [с] или голос и шум - [з], называются согласными. Согласные звуки обозначаются буквами: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.

8. Перенос слов. Переносить слова с одной строки на другую можно только по слогам: ут-ро, кас-са, жур-нал. Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на новую строку. Переносите так: ра-дио, ого-род. Буквы -Й- и -ь- при переносе нельзя отделять от стоящих перед ними буквами. Переносите так: чай-ник, строй-ка, маль-чик, крыль-цо.

9. Один слог в слове произносится сильнее других. Такой слог называется ударным. остальные слоги называются безударными. Знак ударения ставится над буквой, которая обозначает ударный гласный звук. Знак ударения не ставится, если в слове один слог или есть буква -ё-.

10. Орфограмма - это написание слов по определенным правилам.

11. Имена, отчества и фамилии людей, клички животных пишутся с большой буквы. Это все имена собственные. Названия улиц, сел, деревень, городов и рек - имена собственные. Они пишутся с большой буквы.

12. В русской азбуке 33 буквы. Каждая имеет свое место и название. Как правильно они называются:

Аа (а), Бб (бэ), Вв (вэ), Гг (гэ), Дд (дэ), Ее (е), Ёё (ё), Жж (жэ), Зз (зэ), Ии (и), Йй (и краткое), Кк (ка), Лл (эль), Мм (эм), Нн (эн), Оо (о), Пп (пэ), Рр (эр), Сс (эс), Тт (тэ), Уу (у), Фф (эф), Хх (ха), Цц (цэ), Чч (че), Шш (ша), Щщ (ща), ъ (твердый знак), Ыы (ы), ь (мягкий знак), Ээ (э), Юю (ю), Яя (я). ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ!

13. Буква -ь- (мягкий знак) не обозначает звука. мягкий знак показывает, что согласный звук перед ним произносится мягко: уголь - уго[л′]. Мягкость согласных звуков также обозначается на письме буквами е, ё, и, ю, я, ь (мягким знаком), но только в том случае, если стоят после них: [л′]ев.

14. Буквы е, ё, ю, я в начале слова или после гласного звука обозначают два звука: е - [й′э], ё - [й′о], ю - [й′у], я - [й′а].

15. Мы пишем буквосочетания жи и ши с буквой - и . Это нужно запомнить.

16. Мы пишем буквосочетания ча и ща с буквой - а , чу и щу с буквой -у . Это также нужно запомнить.

17. В буквосочетаниях ЧК, ЧН, ЩН мягкий знак не пишется.

18. Согласные звуки бывают звонкие и глухие. звонкие произносятся с голосом и шумом, глухие - с шумом. Звонкие и глухие согласные составляют пары:

(звонкие)[б], [в], [г], [д], [ж], [з]

(глухие) [п], [ф], [к], [т], [ш], [с].

Есть непарные звонкие [р], [л], [м], [н].

Непарные глухие: [ц], [ч], [щ], [х].

19. В конце слов парные согласные звуки произносятся глухо. Чтобы правильно обозначить парные согласные звуки в конце слова, их нужно проверить. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный: слолБ - стол[БЫ].

20. Наша речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. Слова в нашем языке делятся на группы, или части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги и другие части речи.

21. Слова могут называть людей и зверей, вещи, явления природы, действия и качества. К ним можно поставить вопрос КТО? или ЧТО? В грамматике такие слова называются именами существительными. Имя существительное - это часть речи.

22. Слова, которые обозначают признаки предметов, - это имена прилагательные. Имя прилагательное - это часть речи.

23. Слова, которые обозначают действия предметов, - это глаголы. Глагол - это часть речи.

24. Слова НА, В, ОТ, ОБ, ПО, ИЗ, К, У, ЗА, О, ПОД, НАД, С - предлоги. Предлоги служат для связи слов в предложении. Предлоги пишутся ОТДЕЛЬНО от других слов. Предлог - это часть речи.

Данное пособие предназначено как для занятий на уроках русского языка, так и для самостоятельной работы дома. Учебный материал представлен в таблицах, что способствует его лучшему запоминанию, а также развитию зрительной памяти.

Морфологический разбор имён существительных.
I - часть речи; II - начальная форма (и. п.5 ед. ч.); собственное или нарицательное; одушевлённое или неодушевлённое; род, склонение; падеж, число; III -член предложения.

Был на выставке.
I - на выставке, был на (чём?) выставке, имя сущ.;
II - (выставка); нариц.; неодушевл.; ж. р.;
1 скл.; п. п.; ед. ч.;
III - был (где?) на выставке - обстоятельство.

Содержание
Объяснение сокращений
Алфавит
Гласные звуки
Гласные буквы
Согласные звуки
Звукосочетания
Парные звонкие и глухие согласные в корне слова
Сложные слова
Переноси правильно
Не переноси
Перенос слов с удвоенными согласными
Безударные гласные в корне слова: а, о, и, е, я
Фонетический разбор слова
Большая (заглавная) буква в словах
Состав слова
Однокоренные слова
Форма слова
Порядок разбора состава слова
Предлоги пиши отдельно!
Члены предложения
Разделительный Ъ после приставки перед гласными е, ё, ю, я
Приставки над-, под-, пред-, об-
Приставки на -з, -с
Разделительный Ь пишем после согласных перед гласными
Различие между приставками и предлогами
Непроизносимые согласные в корне слова
СН без Т
Приставки пиши слитно!
Запомни
Суффиксы
Части речи
Род имён существительных
Число имён существительных
Падежи имён существительных
Склонение имён существительных
Три склонения имён существительных
Первое склонение имён существительных
Второе склонение имён существительных
Третье склонение имён существительных
Несклоняемые существительные
Окончания сущ. 2 скл. ед. ч. в род. падеже мн. ч
Нулевое окончание парные предметы
Падежные окончания имён существительных
Неопределённая форма глагола
Время глагола
Изменения глагола по лицам и числам
Спряжение глаголов
Спряжение глаголов настоящего времени
Однородные члены предложения
Род имён прилагательных
Число имён прилагательных
Склонение имён прилагательных мужского рода
Склонение имён прилагательных женского рода
Склонение имён прилагательных среднего рода
Склонение имени прилагательного во множественном числе
Мягкий знак после ч, ж, ш
Морфологический разбор имён существительных
Морфологический разбор глагола
Морфологический разбор имён прилагательных
Местоимение
Правописание наречий
Имя числительное
Виды предложений
Разбор предложения
Разбор предложения по членам предложения
Однородные члены предложения
Знаки препинания в конце предложения
Ударение в словах.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Правила по русскому языку в таблицах и схемах, 1-4 класс, 2015 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Русский язык, Орфографическая копилка, Опорные конспекты для учащихся 1-5 классов, Ткаченко Е.В., 2000
  • Веселые диктанты, Стихотворные примеры и рифмовки к основным правилам, 1-5 классы, Агеева И.Д., 2002
  • Правила и упражнения по русскому языку, 1-5 класс, Алмазова О.В., Сосунова Е.А., 1997
  • Программа курса, К учебникам Л.В. Кибиревой, О.А. Клейнфельд, Г.И. Мелиховой «Русский язык», 1-4 классы, Кибирева Л.В., Клейнфельд О.А., Мелихова Г.И., 2012