Полярная экспедиция Фритьофа Нансена на корабле «Фрам. Фритьоф Нансен и шхуна «Фрам» - гордость Норвегии Через арктические льды к Северному полюсу

Самое интересное про Осло я, однако, оставил на десерт. Вы, наверное, догадались - это я про шхуну «Фрам» , детище Колина Арчера и один из самых легендарных кораблей в истории мореплавания.
В его активе - три полярные экспедиции с научными открытиями мирового значения: арктический дрейф Нансена (1893-1896), исследования Канадского Арктического архипелага Свердрупа (1898-1902) и вершина карьеры - антарктическая экспедиция Руала Амундсена к Южному Полюсу (1910-1912).

Неудивительно, что на борт «Фрама» экспедиционеры поднимались с некоторым волнением: что-то там нас ждёт? что мы увидим? Должен сказать, что наши ожидания полностью оправдались и мы не пожалели после этого, что заехали в норвежскую столицу, несмотря на некоторую унылость общих впечатлений от города - «Фрам» всё реабилитировал! И вообще, если вы не видели «Фрам», то и в Осло, на мой взгляд, не были.
* * *
Однако этот корабль в своё время вполне мог и пропасть для истории, когда он догнивал в Буэнос-Айресе в середине 1920-х, никому уже не нужный и со снятым такелажем. Как обычно в таком случае, судьбу его решила кучка энтузиастов, озаботившихся его спасением и восстановлением внутренних интерьеров. А потом уже подключилось и государство, понявшее через некоторое время, что «Фрам» - это не просто корабль, но и выражение норвежского национального духа, свидетель славных деяний отважных исследователей - и, более того - часть идентичности этой нации. В 1935 году он стал кораблём-музеем, и даже нацисты в годы окупации не тронули его.
И вот теперь и мы можем его посмотреть.
Давайте же пройдем на борт!
Предупреждаю, пост большой, иллюстраций много - полсотни.

Со стороны Осло-фьорда, если подходить по воде, избушку с "Фрамом" видно издалека (жёлтая, в центре), а справа от неё - музей "Кон-Тики" и "Ра". Однако нужно выходить на второй пристани - сперва катер от Ратуши привезёт нас гораздо правее, в некотором отдалении от этого места.

Вид на музей "Фрама" с берега. Рядом - вторая избушка, там стоит другое судно, относящееся к Морскому музею, мы на него уже не успели.

Музей "Фрама" позиционирует себя как мировой, а не локальный - и поэтому при входе наличествуют приветствия на основных языках планеты, кроме норвежского - на английском, немецком, французском, итальянском, испанском, русском, японском и китайском.

Внутри этой "избушки" стоит и сам легендарный корабль, как в сухом доке. Это правильно, поскольку цель хранения - обеспечить полную сохранность реликвии для потомков. Слишком он важен для Норвегии.

Вид на "Фрам" спереди. Для масштаба в кадре есть люди и первая, "нижняя" линия стендов с различными экспонатами.

Около форштевня стоит Нансен, руководитель первой экспедиции и заказчик корабля, определивший его параметры (было высказано предположение, что это Арчер, но по-моему, это именно Нансен).

«Фрам» считается самым прочным кораблём из дерева, среди когда либо построенных . Арчер создал «Фрам» специально для арктической экспедиции Фритьофа Нансена, который предполагал вмерзнуть в арктические льды и с помощью дрейфа достичь Северного полюса. Необходимое условие прочности корпуса, способного выдержать давление льдов, конструктор заложил в проект, кроме того, Нансен проводил опыты по трению различных материалов о лёд. Из-за этого корабль имел значительную осадку и нетипичные для того времени обводы. Поперечное сечение корпуса соответствовало форме яйца, борта корабля были сделаны толщиной 80 сантиметров, носовая часть усилена - ее толщина достигала 120 см. Набор - дубовый, обшивка - сосновая в четыре слоя. Расстояние между шпангоутами не превышало 3-4 см., это пространство было залито битумом с опилками, для достижения полной водонепроницаемости. Изнутри борта обиты пробкой, войлоком, оленьими шкурами и декоративной панелью из ели.

Первая экспедиция "Фрама". Ледовый дрейф в Восточной Арктике. 1895 г.

А это уже фото встречи "Фрама" в гавании Христиании, после трехлетнего арктического похода, 1896 г. Его легко узнать по облепленности встречающими лодками и отсутствию расцвечивающих флагов.

Парусное вооружение принималось как у шхуны. Так как мощный корпус получился достаточно тяжелым (420 т. с паровой машиной и наполненным котлом), то скоростные характеристики корабля были принесены в жертву надежности. Судно отличалось превосходной управляемостью, было вёртким, легко всходило на волну, но отличалось валкостью из-за скруглённых обводов и отсутствия киля. Помимо парусов корабль был оборудован паровым двигателем (машина тройного расширения с кулисой, позволяющей превратить её в компаунд; номинальная мощность 220 л.с.). Во избежании поломки во льдах, винт мог быть быстро поднят из воды с помощью лебедки. Также, впервые в истории, для выработки электричества на «Фраме» была установлена динамомашина, которая могла работать либо от паровой машины, либо от ветряка.

"Фрам" в антарктических морях, 1910 г.

Экспедиция, в составе 13 человек (причём 13-й - матрос Бернт Бентсен (1860-1899), вошёл в состав команды за полчаса до отплытия), отправилась из Христиании в июне 1893 года, имея запас провизии на пять лет. Угля было взято 100 т., что соответствовало запасу на шесть месяцев полного хода, а, кроме того, по 20 тонн керосина и сырой нефти для отопления внутренних помещений. Полезная нагрузка (конструкционная - 380 т.) была превышена более чем на 100 тонн, так что при отплытии «Фрам» имел надводный борт высотой не более 50 см .
«Фрам» проследовал вдоль северного побережья Сибири. Не доходя до Новосибирских островов около 100 миль, Нансен изменил курс на более северный. К 20 сентября, достигнув 79º с.ш., «Фрам» прочно вмерз в паковый лед. Нансен и его команда приготовились к дрейфу на запад, к Гренландии.
Дрейф «Фрама» прошел не так близко к полюсу, как надеялся Нансен. Нансен вдвоем с Ялмаром Йохансеном покинули судно и попытались достигнуть полюса пешком. Они смогли достичь 86º14’ с.ш., и решили повернуть назад, отправившись к Земле Франца-Иосифа. В августе 1895 - мае 1896 гг. они были вынуждены зимовать в экстремальных условиях на о. Джексона. 19 июня 1896 г. Нансен и Йохансен вышли на базу Эльмвуд экспедиции Фредерика Джексона на мысу Флора о. Нордбрук.
У Шпицбергена «Фрам» смог освободиться из льдов и направился к югу, после 1041 дня дрейфа. Блестяще зарекомендовала себя система ветрогенератора для выработки электроэнергии для освещения (работала с октября 1893 по август 1895 г., разобрана из-за износа механизмов). Хотя судно не предназначалось для использования в качестве ледокола, но за 28 ходовых суток было пройдено 100 миль в ледовых полях в июне-июле 1896 г. В августе 1896 году Нансен и Йохансен встретились с судном экспедиции в норвежском порту Варде.

Карта Первой Арктической экспедиции "Фрама".

Как видите, Нансен прошёл аж до дельты Лены, затем повернул на север и проследовал Землю Санникова. "Фрам" без Нансена после дрейфа в 1896 г. вернулся в Тромсё.

В 1907 г. «Фрам» был передан экспедиции Амундсена, во время которой предполагалось начать пятилетний дрейф через Арктику в районе Берингова пролива, для чего следовало предварительно пересечь Атлантический и Тихий океаны. Судно подверглось генеральной ревизии, в ходе которой выяснилось, что деревянная конструкция, выдержавшая две арктические экспедиции, не повреждена, однако внутренняя теплоизоляция и угольные ямы поражены грибком. В ходе капитального ремонта в 1909 г. «Фрам» был переоборудован для перехода через Тихий океан. Паровая машина была заменена на двухцилиндровый дизельный двигатель (180 л.с.). Запас керосина (90 т.) обеспечивал 95 дней беспрерывной работы двигателя.
Поскольку двигатели фирмы Дизеля в 1909 г. были, скорее, экспериментальными моделями, бортмехаником «Фрама» стал конструктор его двигателя - Кнут Сюндбек. Помещения для экипажа были расширены, чтобы можно было вместить 20 человек и запасы продовольствия на 2 года вперёд, 100 ездовых собак, дом для зимовки в Антарктиде, запасы угля и дров и т. д. После всех перестроек, водоизмещение «Фрама» достигло 1100 т. В 1910 году Руал Амундсен отправился в Антарктику, причём с мая 1910 по январь 1911 г. было пройдено 16 тыс. морских миль без захода в порты . 13 января 1911 года, Амундсен подошёл к ледяному барьеру Росса в Антарктиде. Он высаживается в Китовой бухте Антарктиды, выехав на собачьих упряжках 19 октября 1911 года, уже к 14 декабря 1911 года достигает Южного полюса, на месяц опередив английскую экспедицию Роберта Скотта.

Карта Третьей Антарктической экспедиции "Фрама" (только южная часть экспедиции).

На этой карте из архива "Лайфа" наглядно показана часть антарктического пути "Фрама" (линии внизу карты).

Ну вот, я немного вам рассказал об истории этого замечательного корабля.
А теперь давайте взойдём на борт "Фрама".

Корабль сам по себе небольшой (водоизмещение 800 - 1100 тонн). Он по размеру и вместимости примерно эквивалентен среднему рыболовному траулеру, на которых я часто бывал, живя на Камчатке. Однако по устройству он совершенно уникальный, учитывая его назначение. У него очень большая для такого водоизмещения осадка (около 5 метров) и маленькая, даже смешная, крейсерская скорость экономичного хода (5,5 узлов). Скорость принесена в жертву всем остальным характеристикам корабля, который предназначен для плавания в экстремальных условиях.

На палубе "Фрама", вид в сторону носа. Деревянная дверь - вход внутрь.
Один из экспедиционеров (Маэстро) усердно снимает другие виды, пока я стою на мостике и снимаю этот ракурс:)

Носовая часть, близ якорных клюзов.

Вентиляционные трубы машинного отделения. Вид в сторону кормы.

Фрагмент такелажа.

Вид на корму.

Кормовой штурвал.

"Polarskibet. FRAM"

Между мачтами, на тонких и почти невидимых лесках, очень оригинально подвесили тяжёлого антарктического буревестника.
Впечатление производит!

Конечно, в экспедициях палубы "Фрама" были весьма непрезентабельными - ведь это корабль-работяга, а не яхта для увеселений. Вот, скажем, фото 1911 г. (архив Life), антарктическая экспедиция Амундсена: на палубе гуляют и лежат гренландские лайки, которые потом повезут полярников по льдам к Южному полюсу.

Из книги Амундсена "Южный Полюс" :
Самым важным при снаряжении было найти хороших собак. Как я уже говорил, я должен был действовать уверенно, быстро и без промедления, чтобы с успехом привести все в порядок. На следующий же день после принятия мною решения, я уже был на пути в Копенгаген, где как раз в это время находились два инспектора гренландской администрации. Я с ними договорился, и они взялись доставить мне к 1 июля 1910 года в Норвегию 100 самых лучших гренландских собак. Таким образом, "собачий" вопрос был разрешен, так как выбор собак находился в опытных руках.

Амундсен взял с собой в рейс 97 собак (в т.ч. 10 сук - четыре щенка родилось в пути, два было оставлено), на поход к полюсу - 52 собаки, назад с ним вернулось 12. После покорения Южного полюса предшественники "Гринписа" лили на него грязь и обвиняли в жестокости: как так, дескать, хладнокровно забил большую часть ездовых собак, изверг! Но факт остаётся фактом: для выживания и покорения полюса часть ездовых собак в пути была забита, сложена в специальные "холодильники" и пошла на пропитание другим собакам на обратном пути.

Теперь давайте спустимся вниз, в недра "Фрама".

Трапы круче, чем на пассажирском лайнере - видно, что при проектировании инженеры очень ответственно относились к использованию пространства.

Первый внутренний ярус помещений (где находится кают-компания и каюты).

Зайдём в кают-компанию. Она сделана подчёрнуто комфортно, в противовес другим, "рабочим" помещениям: бильярдный стол, граммофон, библиотека, пианино, мягкие диваны. Предполагалось, что в течение сурового трёхлетнего плавания это помещение должно было было служить средством релаксации экипажа.

Диваны на самом деле тёмно-красного цвета.

Проход от кают-компании к каютам экипажа. Там уже значительно меньше места.

Камбуз.

Очень интересна точка зрения Амундсена (из книги "Южный полюс" ):

Интерьеры "Фрама" во время Третьей (антарктической) экспедиции, из архива Life.
Как видите, в начале похода на борту были даже живые свинки:)

Команда "Фрама" в Третьей (антарктической) экспедиции.
Часть этих людей впервые в истории достигнет Южного полюса, 14 декабря 1911 года.

Граммофон в кают-компании.

Каюта №7, где жили Отто Свердруп (вторая экспедиция) и Руал Амундсен (третья).

Теперь спустимся в трюмную часть "Фрама", ниже ватерлинии.

Силовые "рёбра" конструкции.

Конструкции в носовой части.

Машинное отделение, со 2-го яруса (стоит дизель, который был в Третьей антарктической экспедиции). В первых двух была паровая машина.

Вид машинного отделения с 1-го яруса, трюмного.

Надпись на основании дизеля.

Стол в углу машинного отделения с инструментом.

Запасные винты в трюме.

А вот, кстати, винт и руль "Фрама" (вид снаружи).

Лыжное полярное оснащение, в трюме.

Набор хирургических, медицинских инструментов и спасательный инвентарь (2-й ярус).

Больше я показать не смогу: иначе пост раздуется до слишком больших размеров. Скажу лишь, что от обхода и осмотра корабля и его деталей впечатление осталось грандиозное. И конечно, экспедиционеры просто не могли не сняться на память на его борту.
Маэстро решил запечатлеться за штурвалом...

А Командор - на мостике.
Боцмана Зеленого мы не смогли нигде найти в момент сьёмки: он куда-то запропал и был обнаружен нами уже внизу, минут через двадцать.

Внизу продается много разных сувениров о "Фраме", причём по весьма высоким ценам. Но, кто хочет - тот купит на память.

Можно приобрести и портреты полярников (тут - Нансен), книги, видеофильмы, диски...

Сувенирная вилка и конверт.
Вот такие сувениры поехали после нашего посещения в разные концы света - в Америку и в Россию.

Вывод такой: кто вдруг окажется в Осло и любит путешествия - обязательно идите! Просто даже без вопросов и раздумий! Даже если больше ничего там не посмотрите. Впечатление - потрясающее. Только надо идти пораньше, пока народу мало.

Текст, выделенный коричневым , взят

В XIX веке Северный полюс не давал покоя многим мореплавателям и морским путешественникам. Полярный архипелаг в тот период был мало изучен. Считалось, что в этом районе расположена обширная суша, поэтому много смельчаков стремилось туда. Одним из них был молодой норвежский ученый Фритьоф Нансен (Fridtjof Nansen). Одержимый желанием исследовать Арктику и добраться дальше всех мореплавателей Нансен возглавил экспедицию, состоявшую из 13 человек.

Мореплаватели отправились к Северному полюсу 24 июня 1893 года на трехмачтовом парусном судне с нетипичным видом корпуса. Шхуна под названием «Фрам », что в переводе с норвежского означает «вперед» считается одним из уникальных судов деревянной постройки и поэтому заслуживает определенного внимания. Дело в том, что для подобных мореплаваний требовался корабль, способный сдерживать натиск льда. Зная этот факт Ф. Нансен обратился к малоизвестному тогда судостроителю Колину Арчеру, который жил и работал в норвежском городке Larvik. Инженер понял проблему и предложил революционную идею, которая принесла известность кораблестроителю и его творению.

Шхуна «Фрам » была спущена на воду в 1893 году. К числу уникальных характеристик судна можно отнести: корпус, который имел форму в виде яйца - это позволяло выталкивать его на поверхность в случае сжимания льдов. Кроме того состояла из двух корпусов - внешний был выполнен из древесины и покрыт слоем специальной краски, которая могла противостоять обмерзанию и была нанесена по всей поверхности корпуса от киля до руля. На одно судна Нансен положиться не мог, поэтому для уверенности была дополнительно установлена паросиловая установка, развивающая мощность до 220 лошадиных сил. В свою очередь, руль и винт были сделаны так, что их можно было убирать вовнутрь. Также на судне Нансена был впервые смонтирован примитивный генератор для производства электрической энергии. Каюты корабля были тщательно утеплены и изолированы от холода для комфортного пребывания в них экипажа.

шхуна «Фрам» фото



Итак, шхуна «Фрам » и ее экипаж оставили Осло 24 июня 1893 года. Сразу после выхода в Северное море команда мореплавателей попала в небольшой шторм. Шхуна вела себя ужасно, но уже 12 июля благополучно добралась до норвежского порта Трёмсе. Пополнив запасы и взяв с собой еще несколько необходимых теплых вещей, моряки покинули Норвегию 20 июля 1893 года.

Спустя несколько дней «Фрам » благополучно достиг Новосибирских островов. Следуя вдоль кромки льда севернее острова Котельный, первооткрыватели пришвартовались к льдине и расположились на зимовку. хорошо понимали, что в таком дрейфе они могут провести несколько месяцев. На льдине моряки соорудили небольшую ветряную мельницу, обеспечив себя электричеством, для чего им понадобилось демонтировать паросиловую установку судна.

Нансен на льдине

«Фрам» теперь был не кораблем, а арктической станцией. Все люди на борту были заняты исследованиями. На льдине были установлены метеорологические датчики для измерения температуры моря, глубины, солености и т. д.

Время тянулось медленно. Милю за милей проходил дрейф. Предположения Ф. Нансена подтвердились - шхуну несло на северо-запад. Во время такого плавания экспедиция установила, что глубина Северного Ледовитого океана достигает 3 километра.

Прошел один год. Шхуна «Фрам » продрейфовала 189 миль и достигла 81 градус северной широты. Ф. Нансен принял решение продолжить путешествие к Северному полюсу на каяках. Собрав группу людей, первопроходчик взял с собой провиант на несколько недель и отправился в путь. С большим усердием, преодолевая нагромождения торосов и постоянный ветер, исследователи медленно продвигались к вершине Земли. Вскоре через три недели пути обессиленный Нансен сделал вывод, что к назначенной цели полярникам не дойти, а если даже попытаться - можно погибнуть от холода, к тому же некоторых из них уже сразил синусит . Однако было у Нансена и утешение - путешественник приблизился к Северному полюсу намного ближе, чем кто-либо и достиг 86°14" северной широты.

Путь на юг был не менее трудным. Через три мучительных месяца полярникам удалось добраться до Земли Франца Иосифа. Перезимовав до лета 1896 года, мореплаватели неожиданно встретили английскую экспедицию Джексона и на их судне вернулись в Норвегию.

Ф. Нансен волновался за судьбу шхуны. От экипажа судна не было новостей уже полтора года. Но вскоре стало известно, что благополучно завершил дрейф в районе острова Шпицберген, а оттуда продолжил свой рейс, прибыв в норвежский городок Tromso.

Вернувшись на родину Фритьоф Нансен получил мировое признание. Первооткрывателя чествовали во многих географических обществах и до наших дней его считают одним из величайших полярников. Нансен стал прекрасным мореплавателем, а полярные льды он превратил в союзников, и в этом ему помогла шхуна «Фрам ».

В 1893 г. Фритоф Нансен построил корабль «Фрам». Его корпус имел округлую яйцеобразную форму, поэтому льды не могли разрушить его, выжимая вверх. Нансен преследовал цель достичь Северного плюса, дрейфуя вместе со льдом. Это ему не удалось, но в течение всего путешествия, длившегося три года, «Фрам» оставался невредимым. Вот как рассказывает об этом историк мореплавания:

«Если бы устроить так, чтобы судно вмерзло во льды у берегов Сибири, то оно непременно стало бы дрейфовать к Северному полюсу. Эта мысль целиком захватила Нансена, испытывавшего страстный интерес ко всему, что имело отношение к Северному полюсу. После недолгих размышлений он решил построить в Ларвике судно с особо прочными шпангоутами. 22 июля 1893 г. на этом судне по имени Фрам, ставшем впоследствии одним из самых прославленных исследовательских судов мира, Нансен вместе с 12 земляками отправился из Вардё в свое рискованное путешествие. Фрам прошел на восток вдоль берегов Сибири, Там, севернее дельты Лены, Нансен решил, что пора вмерзать в паковый лед.

Правда, достичь своей цели этой необычной экспедиции, во время которой, может быть, впервые в истории мореплавания, судно «покоилось», а море «плыло», так и не удалось. Вмерзший в льдину Фрам продрейфовал в 450 км от Северного полюса. И тем не менее, её научные результаты были столь же велики, как и героизм её участников. Скептики, сидящие возле тёплых каминов, называли этот проект не иначе, как «самоубийственным планом сумасшедшего молодого человека». И действительно, Нансен едва не погиб, когда, покинув судно, отправился дальше, к полюсу, на нартах, запряжённых собаками.

Молодой норвежский исследователь убедительно доказал, что, в отличие от Гренландии или Антарктиды, Центральная Арктика представляет собой не покрытый льдами континент, а глубоководный бассейн, в котором доминирует ярко выраженное Восточно-Западное течение. Нансен первым прошёл на судне (правда, способом, весьма необычным!) по этому практически несудоходному морю. Как-никак, Фрам за 1055 дней совершил дрейф от дельты Лены до Шпицбергена. Лишь там судну удалось освободиться ото льдов.

Дрейф Фрама показал также, что судно способно выступать в незнакомом до сих пор амплуа, а именно: в роли вспомогательного средства для научных исследований, которые, в свою очередь, сами идут на пользу мореплаванию. Ведь для того, чтобы установить, представляет ли Северный Ледовитый океан, несмотря на его ледяной панцирь, интерес для судоходства, нужно было сначала хотя бы доказать существование самого океана. В наши дни по нему привычно ходят ледоколы с караванами судов за кормой, а под его ледяным куполом скользят подводные лодки».

Х. Ханке, Люди, корабли, океаны (6000-летняя авантюра мореплавания), Л., «Судостроение», 1976 г., с. 320-321.

В 1896 году «Фрам» благополучно вернулся в Норвегию.

О Норвегии можно сказать, что это страна народов Арктики. Более 40% ее территории лежит к северу от Полярного круга. Не удивительно, что Норвегия приняла участие во многих важных экспедициях, как в Арктике и Антарктике. В Музее Фрама в Осло содержится много экспонатов из самых известных плаваний глобального исторического значения. Центральное место, конечно, отведено деревянному кораблю Фрам. Любой посетитель музея может осмотреть каюты, салоны, грузовой трюм и машинное отделение.

История возникновения

Корабль Фрам был участником трёх экспедиций. Первой из них руководил Нансен (1893 год), капитаном корабля назначили Свердрупа. Северный полюс они не смогли покорить. На следующую экспедицию припали 1898 – 1902 годы, тогда во главе с тем же капитаном произошло исследование островов Канадского Арктического архипелага. 3-е путешествие, считают самым великим и драматическим. Его подготовка проходила в строгой секретности. Изначально в планы Рауля Амундсена входило открытие северного полюса, но поскольку это событие уже свершилось, он устремился к Антарктиде. Переплыв Атлантический океан и совершив переход к берегам моря Росса, в январе 1911 года, путешественники разбили зимний лагерь, где всю весну продолжались заготовки припасов и топливных материалов на пути предполагаемого следования. От лагеря Роберта Скотта их отделяло 600 километров. В октябре 1911 года Амундсен выехал на собачьих упряжках к полюсу и через 2 месяца 14.12.1911 достиг его, отметив своё достижение флагом Норвегии. Какие люди, таково и судно. После подобных историй, любого может переполнить священный трепет при виде корабля. Последний попал к родным берегам лишь в 1914 году. В 1920-х годах у норвежцев появляется желание сохранить заброшенный корабль в качестве музея и, в 1935 году поднятый из вод Фрам занимает место на постаменте в Бюгдойнесе, а через два года вокруг него вырастает музей. Перед этим под руководством Отто Свердрупа корабль был отремонтирован. На конкурсе архитекторов 1934 года выиграл Бьярне Тоиен, разработавший дизайн здания музея. Фрам затащили в его новый дом с помощью электродвигателя. Перемещался он со скоростью один сантиметр в минуту. В Среду, 20 мая 1936 года Музей Фрама в Осло был, наконец, открыт.

Архитектура

Фасад здания Музея Фрама в Осло украшен крупной надписью F R A M. В переводе с норвежского это слово означает "вперёд". Достойное название для корабля, ставшего национальной гордостью. Проект этой шхуны составил норвежец с шотландскими корнями: Колин Арчер, который учёл, что главное предназначение корабля, - полярные исследования. Весь процесс строительства проходил под строгим контролем Нансена. Результатом трудов стало небольшое плавучее средство, длиной 39 м. с толстыми бортами (80 см.) и уникальным корпусом, благодаря которому, судно легко выбиралось из ледяного плена.

Окрестности

Перед Музеем Фрама в Осло вы увидите шлюпку Адмундсена - Йоа, а буквально в нескольких шагах красное кирпичное здание Норвежского морского музея.

Туристу на заметку

Музей полярного корабля «Фрам» в Осло работает по графику:
с 1 ноября по 28 февраля с понедельника по пятницу с 10:00 до 15:00, в субботу и воскресенье с 10:00 до 16:00;
с 1 марта по 30 апреля и с 1 по 31 октября с понедельника по воскресенье с 10:00 до 16:00;
с 1 по 31 мая и с 1 по 30 сентября с понедельника по воскресенье с 10:00 до 17:00;
с 1 июня по 31 августа понедельника по воскресенье с 9:00 до 18:00.
Для взрослых стоимость билета составит 50 NOK, для детей и студентов 20 NOK, семейный билет обойдётся в 100 NOK, с OsloPass – бесплатно.

Именно так назывался легендарный корабль, находящийся прямо под крышей необычного музея.

История судна

«Фрам» - это корабль небольших размеров, построенный Колином Арчером, норвежским судостроителем, для исследования полярных широт. Знаменитым этот парусник стал благодаря трем великим путешественникам – Амундсену, Свердрупу и Нансену, оставившим глубокий след в истории покорения далеких северных земель.

Все началось, когда Фритьор Нансен начал собираться в очередную , перспективы которой были поначалу совершенно туманными и непредсказуемыми. Подготовить опасное и долгое ему помогал Отто Свердруп, старый друг, прошедший вместе с Нансеном на лыжах через всю Гренландию. Колин Арчер не только выделил средства на постройку судна, но и сам сделал наброски его конструкции, учитывая все пожелания мореплавателей.

Когда корабль был готов, Нансен лично простучал все крепления и прощупал всю его обшивку, чтобы убедиться в надежности судна. Стоит отметить, что создателями было учтено все: суровые погодные условия полярных широт, трение льда о днище корабля и его борта, необходимость постоянного лавирования между застывшими навечно ледяными глыбами.

Далеко не все того времени могли похвастаться такой сложной и надежной экипировкой. Нансен лично разработал специальную горелку для камбуза, которая долгое время служила путешественникам, согревая их длинными полярными ночами.

Покорители северных льдов

Первая экспедиция, капитаном которой назначили Свердрупа, состоялась в 1893 году. Прежде чем приблизиться к цели, «Фрам» долго пробирался вдоль холодных берегов русской Сибири, затем вмерзал в дрейфующие льдины и вместе с ними добирался до Северного полюса.

В итоге корабль прошел в стороне от назначенного места, и экспедицию пришлось на этом закончить. Судно вернулось обратно в . Вторая попытка была предпринята в 1898 году – данная экспедиция, увенчавшаяся успехом, продолжалась до 1902 года. За это время отважным путешественникам удалось исследовать острова, относящиеся к Канадскому Арктическому архипелагу, и нанести на карту их контуры.

Самой опасной стала третья экспедиция, детали которой держались в строгом секрете. Известно, что путешественники посетили многие и земли, на которые до этого не ступала нога человека. Амундсен, намеревавшийся покорить Северный полюс, в последний момент изменил свои намерения и отправился к берегам Антарктиды. Там он добрался до Южного полюса на собачьих упряжках и установил флаг своей страны, подтвердив, что Норвегия является родиной настоящих героев.

Открытие музея

После того, как судно преодолело тысячи морских миль, обтрепав паруса под ледяными ветрами Антарктики, и вернулось к родному берегу, было принято решение отправить его на покой. Однако после долгого стояния на приколе некогда крепкие бока судна стали подтачивать вредители, остов его накренился, паруса поникли.

Люди на короткий период времени забыли о паруснике, принесшем им славу и признание. Однако забвение длилось недолго. В 1920 году начались работы по реставрации корабля, а норвежские власти приняли решение пополнить с его помощью своей страны.

В 1935 году в Осло возвели специальный постамент, на который был водружен обновленный «Фрам». Затем началось строительство здания с двускатной крышей, которое до сих пор охраняет и защищает славное наследие норвежских мореплавателей. Сама конструкция музея сделана таким образом, чтобы рассматривать знаменитый парусник посетители могли с нескольких уровней.

Каждый гость этого заведения имеет возможность лично постоять за штурвалом парусника, неспешно пройтись по его палубе и даже заглянуть в тесную кают-компанию, в которой когда-то принимали важные решения великие мореплаватели. На борту судна хранятся многочисленные вещи, принадлежавшие Амундсену и Свердрупу, а также специальные морские приборы, без которых любое долгое путешествие было бы невозможным.

Все здесь обустроено таким образом, чтобы люди максимально прочувствовали значение и величие этого небольшого парусника, обогнувшего весь земной шар, достигнувшего Южного полюса и покорившего суровые полярные широты. Чтобы не упустить из виду ни одной детали, на осмотр корабля лучше всего выделить целый день. Также рекомендуется посмотреть , расположившийся неподалеку и представляющий не меньший интерес для туристов.