Бальмонт К.Д. Основные даты жизни и творчества. Константин бальмонт - биография, информация, личная жизнь Константин дмитриевич бальмонт биография

Константин Дмитриевич Бальмонт родился 15 июня 1867 года в Гумнищах Владимирской губернии. Отец поэта, Дмитрий Константинович, небогатый помещик, полвека прослужил в Шуйском земстве - мировым посредником, мировым судьей, председателем съезда мировых судей и, наконец, председателем уездной земской управы. Мать, Вера Николаевна, получила институтское воспитание, учила и лечила крестьян, устраивала любительские спектакли и концерты, печаталась в провинциальных газетах. В Шуе она была известной и уважаемой особой.

В 1876 году Бальмонта отдали в подготовительный класс Шуйской гимназии, в которой он учился до 1884 года. Исключен из гимназии он был за принадлежность к революционному кружку. Через два месяца Бальмонт был принят во Владимирскую гимназию, которую закончил в 1886 году. Во Владимирской гимназии юный поэт начал литературную деятельность - в 1885 году в журнале «Живописное обозрение» было опубликовано три его стихотворения. Сразу же по окончании гимназии по приглашению Бальмонт совершил путешествие по уездам Владимирской губернии: Суздальскому, Шуйскому, Меленковскому и Муромскому.

После окончания гимназии Бальмонт поступил в Московский университет на юридический факультет, через год был исключен за участие в студенческих беспорядках и выслан в Шую. Пытался продолжить образование в Демидовском лицее в Ярославле, но снова неудачно. Своими обширными знаниями в области истории, литературы и филологии Бальмонт был обязан только себе.

В феврале 1889 года К. Д. Бальмонт женился на Ларисе Михайловне Гарелиной, дочери . Родители поэта были против - он решился на разрыв с семьей. Брак оказался неудачным.

Бальмонт окончательно решил заняться литературой. У него вышел первый «Сборник стихотворений», выпущенный на собственные деньги в Ярославле. Ни творческого ни финансового успеха это предприятие не принесло, но решение продолжить литературные занятия осталось неизменным.

Бальмонт оказался в трудном положении: без поддержки, без средств, он буквально голодал. К счастью, очень скоро нашлись люди, принявшие участие в судьбе начинающего поэта. Это прежде всего В. Г. Короленко, с которым он познакомился еще во Владимире, будучи гимназистом.

Другим покровителем Бальмонта стал Н. И. Стороженко, профессор Московского университета. Он помог Бальмонту получить заказ на перевод двух фундаментальных сочинений «Истории скандинавской литературы» Горна - Швейцера и двухтомной «Истории итальянской литературы» Гаспари. Время профессионального становления Бальмонта приходится на 1892 - 1894 годы. Он много переводит: делает полный перевод Шелли, получает возможность печататься в журналах и газетах, расширяет круг литературных знакомств.

В начале 1894 года вышел первый «настоящий» сборник стихов Бальмонта «Под северным небом». Бальмонт - уже довольно известный литератор, переводчик Э. По, Шелли, Гофмана, Кальдерона.

В 1895 году Бальмонт печатает новый сборник стихотворений «В безбрежности».

В сентябре 1896 года он женился на (за два года до этого поэт развелся с прежней женой). Сразу же после свадьбы молодые уехали за границу.

Несколько лет, проведенных в Европе, дали необычайно много Бальмонту. Он посетил Францию, Испанию, Голландию, Италию и Англию. Письма этого периода переполнены новыми впечатлениями. Много времени Бальмонт проводил в библиотеках, совершенствовал языки, был приглашен в Оксфорд - прочесть лекции по истории русской поэзии.

Сборники «Под северным небом», «В безбрежности», «Тишина» принято считать в истории русской поэзии тесно связанными с более ранним периодом творчества поэта.

В 1900 году выходит сборник стихотворений «Горящие здания». С появлением этой книги начинается новый и главный период жизни и литературной деятельности Бальмонта.

В марте 1901 года поэт стал подлинным героем в Петербурге: он публично прочитал антиправительственное стихотворение «Маленький султан», и это событие имело огромный политический резонанс. После этого незамедлительно последовали административные репрессии и ссылка.

С весны 1902 года поэт живет в Париже, затем переезжает в Лондон и Оксфорд, далее последуют Испания, Швейцария, Мексика и Соединенные Штаты Америки. Результатом этой поездки, помимо стихов, стали путевые очерки и переводы мифов ацтеков и майя, которые были объединены в книге «Змеиные цветы» (1910).

В конце 1905 года в Москве в издательстве «Гриф» была напечатана книжка «Фейные сказки». В ней было помещено 71 стихотворение. Посвящена она Нинике - Нине Константиновне Бальмонт-Бруни, дочери Бальмонта и Е. А. Андреевой.

В июле 1905 года поэт вернулся в Москву. Революция захватила его. Он пишет обличительные стихи, сотрудничает в газете «Новая жизнь». Но решив, что он один из явных претендентов на царскую расправу, Бальмонт уезжает в Париж. Поэт покинул Россию на семь с лишним лет.

Все семь лет, проведенных за границей, Бальмонт большей частью живет в Париже, отлучаясь ненадолго в Бретань, Норвегию, на Балеарские острова, в Испанию, Бельгию, Лондон, Египет. Любовь к путешествиям поэт сохранил на всю жизнь, но всегда отчетливо чувствовал отрезанность от России.

Первого февраля 1912 года Бальмонт отправляется в кругосветное путешествие: Лондон - Плимут - Канарские острова - Южная Африка - Мадагаскар - Тасмания - Южная Австралия - Новая Зеландия - Полинезия (острова Тонга, Самоа, Фиджи) - Новая Гвинея - Целебес, Ява, Суматра - Цейлон - Индия.

В феврале 1913 года в связи с «трехсотлетием дома Романовых» была объявлена политическая амнистия, и Бальмонт получил долгожданную возможность вернуться на родину. В Москву он приехал в самом начале мая 1913 года. На Брестском вокзале его ждала огромная толпа людей.

В начале 1914 года поэт снова ненадолго уезжает в Париж, потом в Грузию, где выступает с лекциями. Ему устраивают пышный прием. После Грузии Бальмонт уехал во Францию, где и застала его Первая мировая война. Лишь в конце мая 1915 года поэту удалось вернуться в Россию.

Бальмонт восторженно принял Февральскую революцию, но вскоре разочаровался. После Октябрьской революции большевики, памятуя о прошлых либеральных взглядах Бальмонта, вызвали его в ВЧК и спросили: «В какой партии Вы состоите?» Бальмонт ответил: «Я - поэт».

Для К. Д. Бальмонта настали трудные времена. Нужно было содержать две семьи: жену Е. А. Андрееву и дочь Нину, которые жили в Москве, и Елену Цветковскую с дочерью Миррой, живших в Петрограде. В 1920 году они переезжают в Москву, которая встречает их холодом и голодом. Бальмонт начинает хлопоты о поездке за границу.

25 мая 1920 года Бальмонт с семьей навсегда покидает Россию. Разлуку с родиной Бальмонт переносил тяжело. Его отношения с русской литературной эмиграцией складывались не просто. Тесные связи поддерживал с .

Бальмонт умер (от воспаления легких) в ночь на 24 декабря 1942 года. К востоку от Парижа расположен Нуази-ле-Гран. Здесь, на местном католическом кладбище, высится крест из серого камня, на котором по-французски написано: «Константин Бальмонт, русский поэт».

Источники:

Бальмонт К. Д. Избранное: стихотворения, переводы, статьи / Константин Бальмонт; сост., вступ. ст. и коммент. Д. Г. Макогоненко. ­– М. : Правда, 1991. – С. 8-20.

В августе 1876 года в возрасте 9 лет К. Д. Бальмонт поступил в приготовительный класс Шуйской прогимназии, впоследствии преобразованной в гимназию. Приемные испытания были сданы на круглую четверку. На оборотной стороне экзаменационного листа детский автограф поэта - диктант и арифметическая задача. Учился Бальмонт посредственно, что видно из так называемых балловых книг, в которые заносились четвертные и годовые отметки учеников: лучшие успехи он показывал по истории и по французскому языку, в III-м классе оставался на 2-й год. По отзыву учителей, - это был способный мальчик, не страдавший гимназическим честолюбием, почему он и не гнался за хорошими отметками.

Поведение Бальмонта, кроме приготовительного класса (где было 5), отмечалось всегда баллом 4, вероятно благодаря живости его характера. Записей о поведении почти нет, и никаких серьезных проступков не отмечено.

Осенью 1884 года из Шуйской гимназии было уволено сразу 5 учеников, среди которых 18-го сентября и самый младший - 17-летний Бальмонт Константин 7-ой класс. Все эти ученики были уволены согласно прошений родителей - Бальмонт - «вследствие болезни». Увольнение учеников последовало с нарушением существовавших правил без участия педагогического совета. Директором гимназии Рогозинниковым было предложено родителям взять своих сыновей из гимназии, конечно, под угрозою исключения, в случае неисполнения этого требования, с худшей аттестацией, так что родители были вынуждены подчиниться. В тот же день, когда ученики были уволены, им были выданы документы и свидетельства об образовании, причем всем была поставлена пониженная отметка в поведении - 4 и тоже без педагогического совета, которому принадлежало право аттестовывать поведение учеников. В свидетельстве К.Бальмонта за № 971 по всем предметам были выставлены тройки. Все его бумаги - свидетельство, метрику и медицинское свидетельство по доверенности его матери получил старший брат - Аркадий.

В чем же состояла вина этих учеников? Что послужило причиной столь быстрого их увольнения из гимназии? Вот что позднее писал об этом Константин.

«В 1884 году, когда я был в седьмом классе гимназии, в мой родной город Шую приехал некто Д., писатель, привез номер революционных газет «Знамя и Воля» и «Народная Воля», несколько революционных брошюр, и на зов его собрались в одном доме, в небольшом количестве, несколько мысливших гимназистов и несколько взрослых людей, настроенных революционно. Д. сообщил нам, что Революция разразится в России не нынче - завтра, и что для этого лишь нужно покрыть Россию сетью революционных кружков. Я помню, как один из любимых моих товарищей, сын городского головы (Николай Листратов), привыкший устраивать с товарищами охотничьи походы на уток и вальдшнепов, сидел на окне и, разводя руками, говорил, что, конечно, Россия совершенно готова для Революции и нужно только ее организовать, а это совершенно не просто. Я молча полагал, что все это не просто, а очень сложно, предприятие же глупо. Но я сочувствовал мысли о распространении саморазвития, согласился вступить в революционный кружок и взялся хранить у себя революционную литературу. Весьма быстро последовали в городе обыски, но в те патриархальные времена жандармский офицер не посмел сделать обыск в домах двух главных лиц города - городского головы и председателя земской управы. Таким образом, ни я, ни мой товарищ не попали в тюрьму, а лишь были исключены из гимназии, вместе с еще несколькими. Нас вскоре приняли в гимназии, где мы оканчивали ученье под надзором». Надзорное состояние К. Бальмонта дало и свои положительные результаты. Он почти не отвлекался от учения, изучения языков, чтения книг, писал и переводил стихи.

В начале ноября 1884 года Бальмонта приняли в 7-й класс Владимирской губернской гимназии. Он не был молчаливым или застенчивым, но и красноречивым тоже не был, и отношения со своими новыми товарищами наладил быстро. Жить во Владимире ему было предписано на квартире у своего строгого классного наставника, учителя греческого языка Осипа Седлака. Первое полугодие учебного года уже подходило к концу, новичку пришлось резко догонять сверстников и ценой больших усилий все же удалось сдать все предметы успешно и вовремя.

И первое выступление Константина в печати относится к владимирскому периоду его жизни. Будучи учеником 8-го класса гимназии, в 1885 г. он опубликовал в журнале «Живописное обозрение» (№ 48, 2 ноября - 7 декабря) три стихотворения: «Горечь муки», «Пробуждение», «Прощальный взгляд». Из них первые два - его собственные, а третье - перевод из Ленау. Подписался - «Конст. Бальмонт». Это событие не было особенно замечено никем, кроме классного наставника, который запретил Бальмонту печататься вплоть до завершения учебы в гимназии.

4 декабря 1885 года Константин из Владимира пишет уже учащемуся в Московском университете Николаю Листратову: «Давно хотел тебе написать, да все не удается, никак оторваться от наук ‑ занимаюсь, брат. Одолела охота кончить гимназию. Увенчаются ли усилия успехом и надолго ли хватит терпения зубрить ‑ покрыто мраком неизвестности. <…> Если я останусь в мае с носом, неважно будет. А коли попаду в Университет, тогда жить буду славно. Кстати, и будущее кажется не будет бледным: здесь был Короленко ‑ сотрудник «Рус<ской> М<ысли>» и «Сев<ерного> В<естника>» (я всем про него говорю ‑ он у меня из головы не выходит, как во время оно у тебя не выходил из головы ‑ помнишь? ‑ Д-ский?) Этот самый Короленко, прочитав мои стихи нашел во мне ‑ представь - талант. Вот у меня мысли о писательстве и получают некоторую опору. Следов<ательно> и изучение общественных наук и изучение новых языков («Шведский, норвежский …») пойдет значительно быстрее. Может и на самом деле вытанцуется что-нибудь».

«Кончая гимназию во Владимире Губернском, я впервые лично познакомился с писателем, - и этот писатель был не кто иной, как честнейший, добрейший, деликатнейший собеседник, какого когда-либо в жизни приходилось мне встречать, знаменитейший в те годы повествователь Владимир Галактионович Короленко. Перед его приездом во Владимир, в гости к инженеру М. М. Ковальскому и его жене А. С. Ковальской, я дал А. С. Ковальской, по ее желанию, тетрадь моих стихов для прочтения. Это были стихи, написанные мною главным образом в возрасте 16-17 лет. Она передала эту тетрадь Короленко. Он увез ее с собой и позднее написал мне подробное письмо о моих стихах. Он указал мне на мудрый закон творчества, который в ту пору юности я лишь подозревал, а он четко и поэтически выразил так, что слова В. Г. Короленко навсегда врезались в мою память и запомнились чувством, как умное слово старшего, которого должно слушаться. Он писал мне, что у меня много красивых подробностей, частностей, успешно ухваченных из мира природы, что нужно сосредоточивать свое внимание, а не гоняться за каждым промелькнувшим мотыльком, что никак не нужно торопить свое чувство мыслью, а надо довериться бессознательной области души, которая незаметно накопляет свои наблюдения и сопоставления, а потом внезапно все это расцветает, как внезапно расцветает цветок после долгой невидной поры накопления своих сил. Это золотое правило я запомнил и памятую ныне. Это цветочное правило нужно было бы, ваятельно, живописно и словесно занести над входом в ту строгую святыню, которая называется - Творчество.

Чувство признательности велит мне сказать, что Владимир Галактионович кончил письмо свое ко мне словами: «Если вы сумеете сосредоточиться и работать, мы услышим от вас со временем нечто незаурядное». Нужно ли говорить, какой хлынул в мое сердце восторг и поток чаяний от этих слов Короленко».

Курс гимназии Бальмонт окончил в 1886 г., по собственным словам, «прожив, как в тюрьме, полтора года». «Гимназию проклинаю всеми силами. Она надолго изуродовала мою нервную систему», — писал впоследствии поэт.

В 1886 году Бальмонт поступил в Московский университет на юридический факультет. Но во Владимир будущий поэт периодически приезжал и писал письма своим знакомым.

Константин Дмитриевич Бальмонт родился 3 (15) июня 1867 года в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии. Отец, Дмитрий Константинович, служил в Шуйском уездном суде и земстве, пройдя путь от мелкого служащего в чине коллежского регистратора до мирового судьи, а затем до председателя уездной земской управы. Мать, Вера Николаевна, урожденная Лебедева, была образованной женщиной, и сильно повлияла на будущее мировоззрение поэта, введя его в мир музыки, словесности, истории.

В 1876-1883 годах Бальмонт учился в Шуйской гимназии, откуда был исключен за участие в антиправительственном кружке. Продолжил свое образование во Владимирской гимназии, затем в Москве в университете, и Демидовском лицее в Ярославле. В 1887 году за участие в студенческих волнениях был исключен из Московского университета и сослан в Шую. Высшего образования так и не получил, но благодаря своему трудолюбию и любознательности стал одним из самых эрудированных и культурных людей своего времени. Бальмонт ежегодно прочитывал огромное количество книг, изучил, по разным сведениям, от 14 до 16 языков, кроме литературы и искусства увлекался историей, этнографией, химией.

Стихи начал писать в детстве. Первая книга стихов «Сборник стихотворений» издана в Ярославле на средства автора в 1890 году. Молодой поэт после выхода книжки сжег почти весь небольшой тираж.

Решающее время в формировании поэтического мировоззрения Бальмонта - середина 1890-х годов. До сих пор его стихи не выделялись чем-то особенным среди поздненароднической поэзии. Публикация сборников «Под северным небом» (1894) и «В безбрежности» (1895), перевод двух научных трудов «История скандинавской литературы» Горна-Швейцера и «Истории итальянской литературы» Гаспари, знакомство с [В. Брюсовым] и другими представителями нового направления в искусстве, укрепили веру поэта в себя и свое особое предназначение. В 1898 году Бальмонт выпускает сборник «Тишина», окончательно обозначивший место автора в современной литературе.

Бальмонту суждено было стать одним из зачинателей нового направления в литературе - символизма. Однако среди «старших символистов» ([Д. Мережковский[, [З. Гиппиус], [Ф. Сологуб], [В. Брюсов]) и среди «младших» ([А. Блок], [Андрей Белый], Вячеслав Иванов) у него была своя позиция, связанная с более широким пониманием символизма как поэзии, которая, помимо конкретного смысла, имеет содержание скрытое, выражаемое с помощью намеков, настроения, музыкального звучания. Из всех символистов Бальмонт наиболее последовательно разрабатывал импрессионистическую ветвь. Его поэтический мир - это мир тончайших мимолетных наблюдений, хрупких чувствований.

Предтечами Бальмонта в поэзии являлись, по его мнению, Жуковский, Лермонтов, Фет, Шелли и Э. По.

Широкая известность к Бальмонту пришла достаточно поздно, а в конце 1890-х он был скорее известен как талантливый переводчик с норвежского, испанского, английского и других языков.

В 1903 году вышел один из лучших сборников поэта «Будем как солнце» и сборник «Только любовь». А перед этим, за антиправительственное стихотворение «Маленький султан», прочитанное на литературном вечере в городской думе, власти выслали Бальмонта из Петербурга, запретив ему проживание и в других университетских городах. И в 1902 году Бальмонт уезжает за границу, оказавшись политическим эмигрантом.

Помимо почти всех стран Европы Бальмонт побывал в Соединенных Штатах Америки и Мексике и летом 1905 года вернулся в Москву, где вышли два его сборника «Литургия красоты» и «Фейные сказки».

На события первой русской революции Бальмонт откликается сборниками «Стихотворения» (1906) и «Песни мстителя» (1907). Опасаясь преследования поэт вновь покидает Россию и уезжает во Францию, где живет до 1913 года. Отсюда он совершает поездки в Испанию, Египет, Южную Америку, Австралию, Новую Зеландию, Индонезию, Цейлон, Индию.

Вышедшая в 1907 году книга «Жар -птица. Свирель славянина», в которой Бальмонт развивал национальную тему, не принесла ему успеха и с этого времени начинается постепенный закат славы поэта. Однако сам Бальмонт не сознавал своего творческого спада. Он остается в стороне от ожесточенной полемики между символистами, ведущейся на страницах «Весов» и «Золотого руна», расходится с Брюсовым в понимании задач, стоящих перед современным искусством, пишет по-прежнему много, легко, самозабвенно. Один за другим выходят сборники «Птицы в воздухе» (1908), «Хоровод времен» (1908), «Зеленый вертоград» (1909). О них с несвойственной ему резкостью отзывается [А. Блок].

В мае 1913 года, после объявления амнистии в связи с трехсотлетием дома Романовых, Бальмонт возвращается в Россию и на некоторое время оказывается в центре внимания литературной общественности. К этому времени он - не только известный поэт, но и автор трех книг, содержащих литературно-критические и эстетические статьи: «Горные вершины» (1904), «Белые зарницы» (1908), «Морское свечение» (1910).

Перед Октябрьской революцией Бальмонт создает еще два по-настоящему интересных сборника «Ясень» (1916) и «Сонеты солнца, меда и луны» (1917).

Бальмонт приветствовал свержение самодержавия, однако события, последовавшие вслед за революцией, отпугнули его, и благодаря поддержке А. Луначарского Бальмонт получил в июне 1920 года разрешение на временный выезд за границу. Временный отъезд обернулся для поэта долгими годами эмиграции.

Умер 23 декабря 1942 года от воспаления легких. Похоронен в местечке Нуази ле Гран под Парижем, где жил последние годы.

Константин Дмитриевич Бальмонт (15.06.1867, Гумнищи, Владимирская губерния - 23.12.1942, Нуази-ле-Гран, Франция) — русский поэт.

Константин Бальмонт: биография

По происхождению будущий поэт был дворянином. Хотя его прадед носил фамилию Баламут. Позднее названная фамилия была переделана на иностранный лад. Отец Бальмонта был председателем Обучение Константин получал в Шуйской гимназии, правда, был исключён из неё, поскольку посещал нелегальный кружок. Краткая биография Бальмонта повествует, что первые свои произведения он создал в возрасте 9 лет.

В 1886 г. Бальмонт начал обучение на юридическом факультете Московского университета. Спустя год из-за участия в студенческих беспорядках его исключили до 1888 г. Вскоре он покинул университет по собственному желанию, поступив в Демидовский юридический лицей, из которого также был отчислен. Именно тогда был напечатан первый поэтический сборник, который написал Бальмонт.

Биография поэта повествует, что в это же время он из-за постоянных размолвок с первой женой пытался покончить с собой. Попытка самоубийства закончилась для него и пожизненной хромотой.

Среди К. Бальмонта стоит упомянуть сборники «Горящие здания» и «В безбрежности». Отношения поэта с властями были напряжёнными. Так, в 1901 г. за стих «Маленький султан» его на 2 года лишили права проживания в университетских и столичных городах. К. Бальмонт, биография которого исследована довольно подробно, уезжает в усадьбу Волконских (ныне Белгородская область), где работает над поэтическим сборником «Будем как солнце». В 1902 г. переезжает в Париж.

В начале 1900-х Бальмонт создаёт много романтических стихов. Так, в 1903 г. вышел сборник «Только любовь. Семицветник», в 1905 г. - «Литургия красоты». Названные сборники принести Бальмонту славу. Сам же поэт в это время путешествует. Так, к 1905 г. он успел побывать в Италии, Мексике, Англии и Испании.

Когда же в России начинаются политические волнения, Бальмонт возвращается на родину. Он сотрудничает с социал-демократическим изданием «Новая жизнь» и с журналом «Красное знамя». Но в конце 1905 г. Бальмонт, биография которого богата путешествиями, снова приезжает в Париж. В последующие годы он продолжает много путешествовать.

Когда в 1913 г. политическим эмигрантам была предоставлена амнистия, К. Бальмонт возвращается в Россию. Поэт приветствует но выступает против Октябрьской. В связи с этим в 1920 г. он снова покидает Россию, обосновываясь во Франции.

Пребывая в эмиграции, Бальмонт, биография которого неразрывно связана с родиной, активно работал в русских периодических изданиях, издававшихся в Германии, Эстонии, Болгарии, Латвии, Польше и Чехословакии. В 1924 он издал книгу воспоминаний под названием «Где мой дом?», написал очерки о революции в России «Белый сон» и «Факел в ночи». В 20-тых Бальмонт публикует такие сборники стихов, как «Дар Земле», «Марево», «Светлый час», «Песня рабочего молота», «В раздвинутой дали». В 1930 г. К. Бальмонт закончил перевод древнерусского произведения «Слово о полку Игореве». Последний сборник его стихов вышел в 1937 г. под названием «Светослужение».

В конце жизни поэт страдал от душевной болезни. Скончался К. Бальмонт в приюте, известном как «Русский дом», расположенном недалеко от Парижа.

Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942) - русский поэт, прозаик, критик, переводчик.

Константин Бальмонт родился 3 (15) июня 1867 в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии в семье земского деятеля. Как и сотни мальчиков его поколения, Бальмонт увлекся революционно-бунтарскими настроениями. В 1884 его даже исключили из гимназии за участие в "революционном кружке". Бальмонт закончил гимназический курс в 1886 во Владимире и поступил на юридический факультет Московского университета. Через год из университета его тоже отчислили - за участие в студенческих беспорядках. После непродолжительной ссылки в родную Шую Бальмонта восстановили в университете. Но полного курса Бальмонт так и не закончил: в 1889 он бросил учебу ради занятий литературой. В марте 1890 впервые пережил острое нервное расстройство и пытается покончить с собой.

В 1885 г. Бальмонт дебютировал как поэт в журнале "Живописное обозрение", в 1887-1889 гг. активно переводил немецких и французских авторов, а в 1890 г. в Ярославле на свои средства издал первый сборник стихотворений. Книга оказалась откровенно слабой и, уязвленный небрежением читателей, Бальмонт уничтожил почти весь ее тираж.

В 1892 г. Бальмонт совершил путешествие в Скандинавию, там познакомился с литературой "конца века" и восторженно проникся ее "атмосферой". Он принялся за переводы сочинений "модных" авторов: Г. Ибсена, Г. Брандеса и др. Перевел также труды по истории скандинавской (1894) и итальянской (1895-1897) литератур. В 1895 г. издал два тома переводов из Эдгара По. Так началась деятельность Бальмонта как крупнейшего русского поэта-переводчика рубежа веков. Обладая уникальными способностями полиглота, за полвека своей литературной деятельности он оставил переводы с 30 языков, в том числе балтийских, славянских, индейских, санскрита (поэма древнеиндийского автора Асвагоши "Жизнь Будды", изданная в 1913; "Упанишады", ведийские гимны, драмы Калидасы), грузинского (поэма Ш.Руставели "Витязь в тигровой шкуре"). Больше всего Бальмонт работал с испанской и английской поэзией. Еще в 1893 перевел и издал полное собрание сочинений английского поэта-романтика П.-Б. Шелли. Однако переводы его очень субъективны и вольны. К.Чуковский даже назвал Бальмонта - переводчика Шелли "Шельмонтом".

В 1894 появился стихотворный сборник "Под северным небом", с которым Бальмонт по-настоящему вошел в русскую поэзию. В этой книге, как и в близких к ней по времени сборниках "В безбрежности" (1895) и "Тишина" (1898), Бальмонт, сложившийся поэт и выразитель жизнечувствования переломной эпохи, еще отдает дать "надсоновским", восьмидесятническим тонам: его герой томится "в царстве мертвого бессильного молчанья", он устал "напрасно весны ждать", боится трясины обыденного, что "заманит, сожмет, засосет". Но все эти знакомые переживания даны здесь с новой силой нагнетания, напряжения. В результате возникает новое качество: синдром упадка, декаданса (от фр. decadence - упадок), одним из первых и наиболее ярких выразителей которого в России и стал Бальмонт.

Наряду с А.Фетом, Бальмонт - наиболее яркий импрессионист русской поэзии. Даже названия его стихов и циклов несут в себе нарочитую акварельную размытость красок: "Лунный свет", "Мы шли в золотистом тумане", "В дымке нежно-золотой", "Воздушно-белые". Мир стихов Бальмонта, как на полотнах художников этого стиля, размыт, распредмечен. Здесь господствуют не люди, не вещи и даже не чувства, а бесплотные качества, образованные от прилагательных существительные с абстрактным суффиксом "ость": мимолетность, безбрежность и т.д.

Эксперименты Бальмонта были оценены и восприняты большой русской поэзией. В то же время уже к концу 1900-х они породили немыслимое количество эпигонов, прозванных "бальмонтистами" и доводящих до предела пошлости пышную декоративность своего учителя.

Зенита творчество Бальмонта достигает в сборниках начала 1900-х "Горящие здания" (1900), "Будем как солнце" (1903), "Только любовь" (1903), "Литургия красоты" (1905). В центре поэзии Бальмонта этих лет - образы стихий: света, огня, солнца. Поэт шокирует публику своей демонической позой, "горящими зданиями". Автор поет "гимны" пороку, братается через века с римским императором-злодеем Нероном. Большинство соратников по перу (И.Анненский, В.Брюсов, М.Горький и др.) сочли маскарадными "сверхчеловеческие" претензии этих сборников, чуждых "женственной природе" "поэта нежности и кротости".

В 1907-1913 Бальмонт жил во Франции, считая себя политическим эмигрантом. Много путешествовал по всему миру: совершил кругосветное плавание, посетил Америку, Египет, Австралию, острова Океании, Японию. В эти годы критика все больше пишет о его "закате": фактор новизны бальмонтовского стиля перестал действовать, к нему привыкли. Техника поэта оставалась прежней и, по мнению многих, перерождалась в штамп. Однако Бальмонт этих лет открывает для себя новые тематические горизонты, обращается к мифу и фольклору. Впервые славянская старина зазвучала еще в сборнике "Злые чары" (1906). Последующие книги "Жар-птица", "Свирель славянина" (1907) и "Зеленый вертоград", "Слова поцелуйные" (1909) содержат обработку фольклорных сюжетов и текстов, переложения "былинной" Руси на "современный" лад. Причем основное внимание автор уделяет всякого рода чародейским заклинаниям и хлыстовским радениям, в которых, с его точки зрения, отражается "народный разум". Эти попытки были единодушно оценены критикой как явно неудачные и фальшивые стилизации, напоминающие игрушечный "неорусский стиль" в живописи и архитектуре эпохи.

Февральскую революцию 1917 Бальмонт встретил с воодушевлением, но Октябрьская революция заставила его ужаснуться "хаосу" и "урагану сумасшествия" "смутных времен" и пересмотреть свою былую "революционность". В публицистической книге 1918 "Революционер я или нет?" он представил большевиков носителями разрушительного начала, подавляющими "личность". Получив разрешение временно выехать за границу в командировку, вместе с женой и дочерью в июне 1920 он навсегда покинул Россию и через Ревель добрался до Парижа.

Во Франции он остро ощущал боль отъединенности от прочей русской эмиграции, и это чувство усугубил еще и самоизгнанничеством: он поселился в маленьком местечке Капбретон на побережье провинции Бретань. Единственной отрадой Бальмонта-эмигранта на протяжении двух десятилетий оставалась возможность вспоминать, мечтать и "петь" о России. Название одной из посвященных Родине книг "Мое - Ей" (1924) - последний творческий девиз поэта.

До середины 1930-х творческая энергия Бальмонта не ослабевала. Из 50 томов его сочинений 22 вышли в эмиграции (последний сборник "Светослужение" - в 1937). Но ни нового читателя, ни избавления от нужды это не принесло. Среди новых мотивов в поэзии Бальмонта этих лет - религиозная просветленность переживаний. С середины 1930-х все отчетливей проявляются признаки душевной болезни, омрачившей последние годы жизни поэта.

Умер Бальмонт 24 декабря 1942 в Нуази-ле-Гран во Франции, слушая чтение своих стихов, в богадельне близ Парижа, устроенной Матерью Марией (Е. Ю. Кузьминой-Караваевой).

Необычная для России шотландская фамилия досталось ему благодаря дальнему предку - моряку, бросившему навсегда свой якорь у берегов Пушкина и Лермонтова. Творчество Бальмонта Константина Дмитриевича в советское время было предано забвению по понятным причинам. Стране серпа и молота не нужны были творцы, работавшие вне социалистического реализма, строки которых не вещали о борьбе, о героях войны и труда... Меж тем этот поэт, имеющий действительно могучий талант, чьи исключительно мелодичные стихотворения продолжали традицию чистой не для партий, а для людей.

«Творить всегда, творить везде…»

Наследие, которое оставил нам Бальмонт, достаточно объемно и впечатляюще: 35 сборников стихов и 20 книг прозы. Его стихи вызывали восхищение соотечественников легкостью слога автора. Константин Дмитриевич писал много, однако он никогда не «вымучивал из себя строк» и не занимался оптимизацией текста многочисленными правками. Его стихотворения всегда писались с первой попытки, в один присест. О том, как он создавал стихи, Бальмонт рассказал совершенно оригинально - стихотворением.

Вышесказанное не является преувеличением. Михаил Васильевич Сабашников, у которого поэт гостил в 1901 году, вспоминал, что десятки строк у него складывались в голове, и на бумагу он писал стихи сразу, без единой правки. На вопрос же о том, как ему это удается, Константин Дмитриевич отвечал с обезоруживающей улыбкой: «Ведь я же - поэт!»

Краткая характеристика творчества

Литературоведы, знатоки его творчества, говорят о становлении, расцвете и спаде уровня произведений, которые творил Бальмонт. Краткая биография и творчество указывают нам, впрочем, на удивительную работоспособность (писал он ежедневно и всегда по наитию).

Наиболее популярными сочинениями Бальмонта являются сборники стихотворений зрелого поэта «Только любовь», «Будем как солнце», «Горящие здания». Среди ранних произведений выделяется сборник «Тишина».

Творчество Бальмонта (кратко цитируя литературоведов начала XX века) при последующей общей тенденции к затуханию таланта автора (после трех вышеупомянутых сборников) имеет также ряд «просветов». Заслуживают внимания «Фейные сказки» - милые детские песенки, написанные в стиле, позже перенятом Корнеем Чуковским. Также интересны «чужестранные стихи», созданные под впечатлением от увиденного в путешествиях по Египту и Океании.

Биография. Детство

Его отец, Дмитрий Константинович, был земским врачом, а также владел поместьем. Мать, (в девичестве Лебедева), натура творческая, по признанию будущего поэта «сделала больше для воспитания любви к поэзии и к музыке», чем все последующие педагоги. Константин стал третьим сыном в семье, где всего было семеро детей, причем все - сыновья.

У Константина Дмитриевича было свое, особенное дао (восприятие жизни). Не случайно жизнь и творчество Бальмонта тесно связаны между собой. В него с детства было заложено мощное творческое начало, которое проявлялось в созерцательности миропонимания.

Ему с детства претило школярство и верноподданичество. Романтизм часто брал верх над здравым смыслом. Школу (Шуйскую мужскую Наследника Цесаревича Алексея гимназию) он так и не закончил, будучи отчисленным из 7 класса за участие в революционном кружке. Последний же школьный курс он закончил во Владимирской гимназии под круглосуточным надзором преподавателя. Лишь двух преподавателей он потом вспоминал с благодарностью: учителя истории и географии и учителя словесности.

Отучившись год в Московском университете, также был исключен за «организацию беспорядков», затем его отчислили и из Демидовского лицея в Ярославле…

Как видим, нелегко начинал свою поэтическую деятельность Константин и творчество его до сих пор являются предметом споров между литературоведами.

Личность Бальмонта

Личность Константина Дмитриевича Бальмонта достаточно сложна. Он не был «таким как все». Эксклюзивность… Ее можно определить даже по портрету поэта, по его взгляду, по осанке. Сразу становится понятным: перед нами не подмастерье, а мэтр от поэзии. Его индивидуальность была ярка и харизматична. Это был удивительно органичный человек, жизнь и творчество Бальмонта похожи на единый вдохновенный порыв.

Стихотворения он начал писать в 22 года (для сравнения, первые сочинения Лермонтова были написаны в 15 лет). До этого, как мы уже знаем, было незаконченное образование, а также неудачный брак с дочерью шуйского фабриканта, закончившийся попыткой самоубийства (поэт выбросился из окна 3 этажа на мостовую.) К Бальмонта подтолкнула неустроенность семейной жизни и смерть первого ребенка от менингита. Его первая жена Гарелина Лариса Михайловна, красавица боттичеллиевского типажа, истязала его ревностью, неуравновешенностью и пренебрежением к мечтам о большой литературе. Свои эмоции от разлада (а позже - от развода) с супругой он выплескивал в стихах «Дышали твои ароматные плечи…», «Нет, мне никто не сделал столько зла…», «О, женщина, дитя, привыкшее играть..».

Самообразование

Как же молодой Бальмонт, став из-за верноподданичества системы образования изгоем, превратился в образованнейшего человека, идеолога нового Цитируя самого же Константина Дмитриевича, его разум однажды «зацепился» за одно чисто британское словцо - selfhelp (самопомощь). Самообразование. Оно и стало для Константина Дмитриевича трамплином в будущее…

Являясь по своему характеру настоящим тружеником пера, Константин Дмитриевич никогда не следовал никакой внешней системе, навязанной ему извне и чуждой его природе. Творчество Бальмонта полностью основывается на его страсти к самообразованию и открытости для впечатлений. Его привлекала литература, филология, история, философия, в которых он был настоящим специалистом. Он обожал путешествовать.

Начало творческого пути

Присущий Фету, Надсону и Плещееву, не стал для Бальмонта самоцелью (в 70-80-х годах XIX века многие поэты создавали стихотворения с мотивами грусти, печали, неприкаянности, сиротливости). Он превратился для Константина Дмитриевича в проложенную им дорогу к символизму. Об этом он напишет несколько позже.

Нешаблонность самообразования

Нешаблонность самообразования определяет особенности творчества Бальмонта. Это был действительно человек, творящий словом. Поэт. И мир он воспринимал так же, как это может видеть поэт: не с помощью анализа и рассуждения, а полагаясь лишь на впечатления и ощущения. «Первое движение души - самое верное», - это правило, выработанное им самим, стало непреложным для всей его жизни. Оно его подняло в высь творчества, оно же и сгубило его талант.

Романтический герой Бальмонта в ранний период его творчества привержен христианским ценностям. Он, экспериментируя с сочетаниями различных звуков и мыслей, возводит «заветную часовню».

Впрочем, очевидно, что под влиянием своих путешествий 1896-1897 гг., а также переводов зарубежной поэзии Бальмонт постепенно приходит к иному миропониманию.

Следует признать, что со следования романтическому стилю русских поэтов 80-х гг. началось творчество Бальмонта, кратко оценивая которое, можно сказать, что он действительно стал основоположником символизма в русской поэзии. Знаковыми для периода становления поэта считаются стихотворные сборники «Тишина» и «В безбрежности».

Свои взгляды на символизм он изложил в 1900 году в статье «Элементарные слова о символической поэзии». Символисты, в отличие от реалистов, по мнению Бальмонта, - это не просто наблюдатели, это мыслители, глядящие в мир сквозь окно своей мечты. При этом Бальмонт считает в символической поэзии важнейшими принципами «скрытую отвлеченность» и «очевидную красоту».

По своему характеру не серой мышкой, а лидером был Бальмонт. Краткая биография и творчество подтверждают это. Харизма и природное стремление к свободе… Именно эти качества позволили ему на пике популярности «стать центром притяжения» для многочисленных обществ бальмонтистов России. По воспоминаниям Эренбурга (это было уже горадо позже), личность Бальмонта впечатляла даже заносчивых парижан из фешенебельного района Пасси.

Новые крылья поэзии

Бальмонт влюбился в свою будущую вторую жену Екатерину Алексеевну Андрееву с первого взгляда. Этот этап в его жизни отражает сборник стихов «В безбрежности». Посвященные ей стихи многочисленны и оригинальны: «Черноглазая лань», «Отчего нас всегда опьяняет луна?», «Ночные цветы».

Влюбленные длительное время прожили в Европе, и затем, возвратясь в Москву, Бальмонт в 1898 г. выпускает в издательстве «Скорпион» собрание стихов «Тишина». В сборнике стихам предшествовал эпиграф, выбранный из сочинений Тютчева: «Есть некий час всемирного молчанья». Стихи в нем сгруппированы в 12 разделов, названных «лирическими поэмами». Константин Дмитриевич, вдохновленный теософским учением Блаватской, уже в этом собрании стихов заметно отходит от христианского миропонимания.

Понимание поэтом своей роли в искусстве

Сборник «Тишина» становится гранью, отличающей Бальмонта как поэта, исповедующего символизм. Развивая далее принятый вектор творчества, Константин Дмитриевич пишет статью, названную «Кальдероновской драмой личности», где косвенно обосновал свой отход от классической христианской модели. Это было сделано, как всегда, образно. Земную жизнь он считал «отпадением от светлого Первоисточника».

Иннокентий Федорович Анненский талантливо презентовал особенности творчества Бальмонта, его авторский стиль. Он считал, что «Я», написанное Бальмонтом, принципиально не указывает на принадлежность к поэту, оно - изначально обобществлено. Поэтому стих Константина Дмитриевича уникален своей проникновенной лиричностью, выраженной в ассоциировании себя с другими, которую читатель неизменно ощущает. Читая его стихи, кажется, что Бальмонт переполнен светом и энергией, которой он щедро делится с другими:

То, что Бальмонт презентует как оптимистическую самовлюбленность, на самом деле более альтруистично, чем феномен публичной демонстрации гордости поэтов своими заслугами, а также столь же публичного навешивания ими лавров самими себе.

Творчество Бальмонта, кратко говоря словами Анненского, насыщено заложенным в нем внутренним философским полемизмом, определяющим цельность мировосприятия. Последнее выражается в том, что Бальмонт хочет представить своему читателю событие всесторонне: и с позиций палача, и с позиций жертвы. У него нет однозначной оценки чего-либо, ему изначально характерен плюрализм мнений. Он пришел к нему благодаря своему таланту и трудолюбию, на целый век опередив то время, когда для развитых стран это стало нормой общественного сознания.

Солнечный гений

Творчество поэта Бальмонта уникально. По сути, Константин Дмитриевич чисто формально примыкал к различным течениям, дабы ему было удобней продвигать свои новые поэтические идеи, недостатка в которых он никогда не испытывал. В последнее десятилетие XIX века с творчеством поэта происходит метаморфоза: меланхоличность и мимолетность уступают место солнечному оптимизму.

Если в более ранних стихах прослеживались настроения ницшеанства, то на пике развития таланта творчество Константина Бальмонта стало отличаться специфическим авторским оптимизмом и «солнечностью», «огненностью».

Александр Блок, являющийся также поэтом-символистом, представил яркую характеристику творчества Бальмонта того периода весьма лаконично, сказав, что оно столь же ярко и жизнеутверждающе, как и весна.

Пик творческих сил

Поэтический дар Бальмонта зазвучал впервые в полную силу в стихах из сборника «Горящие здания». В нем 131 стихотворение, написанное во время пребывания поэта в доме у Полякова С. В.

Все они, как утверждал поэт, были сочинены под влиянием «одного настроения» (по-другому и не мыслил Бальмонт творчество). «Стихотворение более не должно быть минорным!» - решил Бальмонт. Начиная с этого сборника, он окончательно отошел от декадентства. Поэт, смело экспериментируя с сочетаниями звуков, красок и мыслей, создавал «лирику современной души», «души разорванной», «убогой, уродливой».

В это время он находился в тесном общении с петербургской богемой. знала одну слабость за своим супругом. Ему нельзя было пить вино. Хотя Константин Дмитриевич был крепкого жилистого телосложения, его нервная система (очевидно, надорванная в детстве и в молодости) «срабатывала» неадекватно. После вина его «несло» по публичным домам. Однако в результате он оказывался в совершенно жалком состоянии: валяющимся на полу и парализованным глубокой истерикой. Это не раз случалось во время работы над «Горящими зданиями», когда он был в компании с Балтрушайтисом и Поляковым.

Нужно отдать должное Екатерине Алексеевне, земному ангелу-хранителю своего супруга. Она понимала сущность своего мужа, которого считала честнейшим и искреннейшим и у которого, к ее огорчению, случались романы. Например, как с Дагни Кристенсен в Париже, ей посвящены стихи «Солнце удалилось», «Из рода королей». Показательно, что роман с норвежкой, которая работала петербуржским корреспондентом, закончился со стороны Бальмонта так же резко, как и начался. Ведь сердце его все-таки принадлежало одной женщине - Екатерине Андреевне, Беатриче, как он ее называл.

В 1903 году Константином Дмитриевичем с трудом был издан сборник «Будем как солнце», написанный в 1901-1902 годах. В нем чувствуется рука мастера. Заметим, что сквозь цензуру не прошло порядка 10 произведений. Творчество поэта Бальмонта, по мнению цензоров, стало излишне чувственным и эротичным.

Литературоведы же считают, что это собрание сочинений, представляющее читателям космогоническую модель мира, является свидетельством нового, наивысшего уровня развития поэта. Находясь на грани психического излома, работая над предыдущим сборником, Константин Дмитриевич, похоже, понял, что «бунтом жить» невозможно. Поэт ищет истину на стыке индуизма, язычества и христианства. Он выражает свое поклонение стихийным объектам: огню («Гимн огню»), ветру («Ветер»), океану («Воззвание к океану»). В том же 1903 году издательством «Гриф» издан третий сборник, венчающий пик творчества Бальмонта, «Только любовь. Семицветник».

Вместо заключения

Неисповедимы Даже для таких поэтов «милостию божьей», как Бальмонт. Жизнь и творчество кратко характеризуются для него после 1903 года одним словом - «спад». Поэтому Александр Блок, по сути ставший следующим лидером российского символизма, по-своему оценил дальнейшее (после сборника «Только любовь») творчество Бальмонта. Он представил ему убийственную характеристику, сказав, что есть великий русский поэт Бальмонт, а «нового Бальмонта» - нет.

Однако не будучи литературоведами прошлого века, мы все-таки познакомились и с поздним творчеством Константина Дмитриевича. Наш вердикт: читать стоит, там много интересного… Впрочем, у нас нет мотивов, чтобы отнестись с недоверием к словам Блока. Действительно, с точки зрения литературоведения Бальмонт как поэт - знамя символизма, после сборника «Только любовь. Семицветник» исчерпал себя. Поэтому логично с нашей стороны на этом и завершить краткий рассказ про жизнь и творчество К. Д. Бальмонта, «солнечного гения» русской поэзии.