Мейерхольд всеволод эмильевич биография кратко самое важное. Авангардный театр. Что делают эти странные голые люди? Предыстория и источники

В севолод Мейерхольд стал одним из первых авангардных режиссеров Советского Союза. Он экспериментировал с декорациями и актерской техникой, использовал собственные режиссерские приемы и изучал традиции старинных театров. После революции он написал программу «Театральный Октябрь» и создал систему упражнений для актеров «биомеханика».

«Моя idee fixe»

Всеволод Мейерхольд - его настоящее имя Карл Казимир Теодор Майергольд - родился в Пензе в 1874 году в лютеранской немецкой семье. В детстве Мейерхольд часто играл в любительских спектаклях с братьями и сестрами, их мать устраивала дома музыкальные вечера.

Будущий режиссер окончил Пензенскую гимназию и в 1895 году поступил на юридический факультет Московского университета . В том же году он принял православие и взял фамилию Мейерхольд и имя Всеволод - в честь любимого писателя Всеволода Гаршина. Мейерхольд получил русский паспорт, отказался от прусского подданства и обвенчался со своей ровесницей Ольгой Мунт.

Вскоре Всеволод Мейерхольд оставил юридический факультет и перешел на второй курс Театрально-музыкального училища Московского филармонического общества - в класс Владимира Немировича-Данченко . Мейерхольд с удовольствием изучал литературу, музыку и историю театра, хорошо писал и мечтал попробовать себя в роли режиссера.

В 1898 году создавался Художественно-общедоступный театр - будущий Московский Художественный театр . Выпускник училища Всеволод Мейерхольд вместе со своими сокурсниками Ольгой Книппер и Иваном Москвиным вступил в его труппу. За первые четыре сезона в МХТ Мейерхольд сыграл 18 ролей. Среди них - роль Треплева из «Чайки» , Тузенбаха из «Трех сестер» , Иоанна из «смерти Иоанна Грозного». Он первым на русской сцене сыграл Василия Шуйского из «Царя Федора Иоанновича».

В 1902 году Мейерхольд покинул Художественный театр. Вместе с актером Александром Кошеверовым он опубликовал в газете открытое письмо, в котором объяснял причину ухода - желание реализовать свою собственную творческую программу.

Всеволод Мейерхольд переехал в Херсон и возглавил там труппу «Товарищество новой драмы». Премьера нового театра прошла в 1902 году. В «Товариществе новой драмы» Мейерхольд и Кошеверов ставили репертуар первых сезонов Художественного театра - пьесы Антона Чехова и Герхарта Гауптмана, Максима Горького и Алексея Толстого. За три года режиссер поставил около 200 спектаклей.

Всеволод Мейерхольд поставил модернистский спектакль - «переплетение форм марионеточного театра с театром живых актеров». Суфлер по задумке влезал в свою будку уже во время действия, актера, который озвучивал авторский текст, утаскивали со сцены за веревку. Декорации были предельно лаконичными, а в конце постановки они взвивались под потолок: на их место спускался традиционный колонный зал.

По воспоминаниям современников, после премьеры в зале бушевали настоящие страсти. Одни зрители бешено аплодировали режиссеру, другие - освистывали его. О спектакле вышло множество критических статей, а в залах театра Комиссаржевской был постоянный аншлаг. «Балаганчик» стал театральной сенсацией Петербурга и первой постановкой российского «театра условности».

С 1907 года Всеволод Мейерхольд был главным режиссером Императорских театров - Александринского и Мариинского . В Александринском он работал до самой революции. В эти годы Мейерхольд увлекался традициями старинных театров - экспериментировал с различными приемами, декорациями и техниками.

«Театральный Октябрь» и ГосТиМ

После Октябрьской революции Всеволод Мейерхольд вступил в Коммунистическую партию. Сразу после переворота он с Александром Блоком, Владимиром Маяковским , Рюриком Ивневым и Натаном Альтманом приехал в Смольный, где они предложили новым властям сотрудничество.

С 1918 года Мейерхольд заведовал Курсами мастерства сценических постановок - он преподавал режиссуру и сценоведение. Режиссер создал систему упражнений под названием «биомеханика». Они должны были развивать актеров физически и готовить их к быстрому выполнению заданий на сценической площадке.

К годовщине революции Мейерхольд поставил первую советскую комедию «Мистерия-буфф» по Маяковскому - «героическое, эпическое и сатирическое изображение» той эпохи. Оформил спектакль художник-авангардист Казимир Малевич .

«Окончил мистерию. <...> Поставил Мейерхольд с К. Малевичем. Ревели вокруг страшно. Особенно коммунистичествующая интеллигенция. <...> Три раза поставили - потом расколотили. И пошли «Макбеты».

Владимир Маяковский, отрывок из автобиографии «Я сам»

В 1919–1920 годах Всеволод Мейерхольд гастролировал в Крыму и на Кавказе - там белая контрразведка взяла его под арест. Режиссер провел полгода в новороссийской тюрьме под угрозой расстрела, но позже ему удалось выехать в Москву.

Анатолий Луначарский пригласил его на должность заведующего Театральным отделом Наркомпроса. В октябре 1920 года режиссер выступил перед сотрудниками отдела с докладом - он предложил программу «Театральный Октябрь». По мнению Мейерхольда, в современном театре нужно было совершить революцию, подобную государственной, а все постановки политизировать. Однако при очередной реорганизации Театрального отдела Луначарский освободил режиссера от должности, а спустя некоторое время в Москве открылся собственный театр Мейерхольда - «Театр РСФСР-1». Через несколько лет он стал называться Государственным театром имени Всеволода Мейерхольда (ГосТиМ). На его сцене, следуя программе «Театрального Октября», режиссер поставил вторую редакцию «Мистерии-буфф», героическую драму Эмиля Верхарна «Зори» и еще более 20 спектаклей.

В тот период произошли перемены в личной жизни режиссера. В 1924 году в ГосТиМе дебютировала молодая актриса Зинаида Райх - бывшая жена Сергея Есенина . Всеволод Мейерхольд влюбился в нее. Он ушел из семьи, женился на Райх и усыновил ее детей от первого брака.

«Он слушал молча, спокойно и грустно ответил мне так (точных слов я не помню): с гимназических лет в душе моей я носил революцию и всегда в крайних, максималистских ее формах. Я знаю, вы правы - мой конец будет таким, как вы говорите. Но в Советский Союз я вернусь. На вопрос мой - зачем? - он ответил: из честности».

Михаил Чехов, актер, педагог

В 1934 году Мейерхольд поставил «Даму с камелиями» с Зинаидой Райх в главной роли. Спектакль не понравился Иосифу Сталину, советские критики обрушились на режиссера с обвинениями в эстетстве. Райх отправила Сталину письмо, в котором написала, что он не разбирается в искусстве. Театр стали обвинять в том, что он оторван от советских реалий, не придерживается курса социалистического реализма, ставит пьесы писателей, которые оказались врагами народа. В 1938 году театр Всеволода Мейерхольда закрыли.

Некоторое время режиссер работал в Оперном театре Константина Станиславского , а в 1939 году его арестовали. Спустя несколько дней после этого была убита Зинаида Райх. Несколько месяцев Мейерхольд провел в Лубянской тюрьме, где его допрашивали и пытали. В феврале 1940 года он был расстрелян - по обвинению в контрреволюционной деятельности.

В 1955 году Всеволода Мейерхольда посмертно реабилитировали. Год спустя внучка режиссера Мария Валентей установила на могиле Зинаиды Райх на Ваганьковском кладбище общий памятник супругам. В 80-е годы стало известно, что прах Мейерхольда захоронен в «Общей могиле № 1» на кладбище московского крематория.

Мейерхольд Всеволод Эмильевич (28 января (9 февраля) 1874, Пенза — 2 февраля 1940, Москва) — российский и советский режиссёр и актёр, народный артист Республики (1923), представитель символизма. Настоящее имя — Карл Казимир Теодор Майергольд.

Родился 28 января (9 февраля) 1874 года в Пензе в обрусевшей немецкой семье владельца водочного завода Эмилия Федоровича Мейерхольда и его жены Альвины Даниловны (урожденной Неезе).

В 1895 году окончил Пензенскую гимназию и поступил на юридический факультет Московского университета. В этом же году, по исполнении совершеннолетия (21 года), Мейерхольд принял православие и изменил собственное имя на Всеволод (в честь своего любимого писателя В. М. Гаршина). В 1896 году он переходит на 2-й курс Театрально-музыкального училища Московского филармонического общества в класс Вл. И. Немировича-Данченко.

В 1898 году окончил училище и вместе с другими выпускниками (О. Л. Книппер, И. М. Москвин) вступил в труппу создаваемого Московского художественного театра. Играл роли Василия Шуйского («Царь Фёдор Иоаннович») и Иоанна Грозного («Смерть Иоанна Грозного») А. К. Толстого, принца Арагонского («Венецианский купец» Шекспира), Тирезия («Антигона» Софокла), Иоганнеса («Одинокие люди» Г. Гауптмана), Треплева («Чайка») и Тузенбаха («Три сестры») А. Чехова.

В 1902 году Мейерхольд покидает труппу театра и начинает самостоятельную режиссёрскую работу, возглавив вместе с А. С. Кошеверовым группу молодых актёров в Херсоне. Со второго сезона, после ухода Кошеверова, труппа получила название «Товарищество новой драмы». В 1902—1905 годах было поставлено около 200 спектаклей.

В мае 1905 года Константин Станиславский предложил ему подготовить спектакли «Смерть Тентажиля» Метерлинка, «Комедия любви» Г.Ибсена и «Шлюк и Яу» Гауптмана для Театра-студии, который он задумал открыть на Поварской ул. в Москве. Однако Студия на Поварской не была открыта, Мейерхольд возвращается в провинцию.

В 1906 году был приглашён В. Ф. Комиссаржевской в Петербург главным режиссёром её собственного Драматического театра. За один сезон выпустил 13 спектаклей — «Гедду Габлер» Г. Ибсена, «Сестру Беатрису», М. Метерлинка, «Балаганчик» А. Блока, «Жизнь человека» Л. Н. Андреева.

В 1910 году режиссёр терийокского театра Мейерхольд поставил на природе спектакль по пьесе испанского драматурга ХVII века Кальдерона «Поклонение кресту». Режиссёр и актёры долго искали подходящее место на природе. Оно было найдено в имении писательницы М. В. Крестовской в Молодежном (фин. Metsäkylä). Здесь был прекрасный сад, от дачи к Финскому заливу спускалась большая лестница — сценическая площадка. Спектакль, по замыслу, должен был идти ночью, «при свете горящих факелов, с огромной толпой всего окрестного населения».

После Октябрьской революции поставил в Петрограде «Мистерию-буфф» В.Маяковкого (1918 годах). В 1921 году ставит вторую редакцию этой же пьесы в Москве.

В 1922—1924 год руководил Театром Революции.

Попытки закрыть театр Мейерхольда предпринимались постоянно, начиная с 1928 года. В январе 1938 года театр был закрыт.

После закрытия ГосТиМа, К. С. Станиславский предложил оставшемуся без работы режиссёру сотрудничество в руководимом им оперном театре.

20 июня 1939 года был арестован в Ленинграде; одновременно в его квартире в Брюсовом переулке Москвы был произведён обыск. В протоколе обыска зафиксирована жалоба его жены 3инаиды Райх, протестовавшей против методов одного из агентов НКВД. Вскоре она была убита неустановленными лицами, предположительно сотрудниками НКВД.

После трёх недель допросов, сопровождавшихся пытками, подписал нужные следствию показания: обвинялся по статье 58-й УК РСФСР.

Заседание Военной коллегии Верховного суда СССР состоялось 1 февраля 1940 года; приговор — расстрел.

В 1955 году Верховный суд СССР посмертно реабилитировал Мейерхольда.

Похоронен на Донском кладбище в Москве в одной из трёх общих могил жертв коммунистических репрессий.

Всеволод Эмильевич Мейерхольд (настоящее имя - Карл Казимир Теодор Майергольд; нем. Karl Kasimir Theodor Meyerhold). Родился 28 января (9 февраля) 1874 года в Пензе - умер 2 февраля 1940 года в Москве. Русский советский театральный режиссёр, актёр и педагог. Народный артист РСФСР (1923).

Карл Казимир Теодор Майергольд родился 28 января (9 февраля по новому стилю) 1874 года в Пензе.

Отец - Эмиль Федорович Майергольд, немец, винозаводчик.

Мать - Альвина Даниловна (урождённая Неезе).

Он был восьмым ребёнком в лютеранской немецкой семье.

Детей обучали репетиторы, у Карла было пять братьев и две сестры. Отец давал придирчиво контролировал их траты. В отличие от мужа Альвина Даниловна была натурой возвышенной, устраивала музыкальные вечера. Именно она приобщила детей к театру. Карл и его братья играли в любительских спектаклях.

Гимназический курс Карл Мейергольд, трижды остававшийся на второй год, завершил поздно - в 1895 году (окончил 2-ю мужскую гимназию в Пензе). В ней позже учился выдающийся актёр немого кино Иван Мозжухин. К слову, историческое здание 2-й Пензенской мужской гимназии в г. Пензе по улице Володарского, 5 сохранилось до наших дней и является памятником истории и культуры федерального значения (в настоящее время в нём располагается управление образования г. Пензы).

После окончания гимназии поступил на юридический факультет Московского университета. В том же году, по достижении совершеннолетия (21 года), Мейерхольд принял православие и изменил своё имя на Всеволод - в честь любимого писателя Всеволода Гаршина.

В 1896 году он перешёл на 2-й курс Театрально-музыкального училища Московского филармонического общества в класс .

В 1898 году Всеволод Мейерхольд окончил училище и вместе с другими выпускниками, в том числе Ольгой Книппер и Иваном Москвиным, вступил в труппу создаваемого Художественно-общедоступного театра.

В спектакле «Царь Фёдор Иоаннович», которым 14 (26) октября 1898 года открылся театр, он играл Василия Шуйского.

В легендарной постановке чеховской «Чайки» Мейерхольд играл Треплева, а в 1901 году стал первым на русской сцене исполнителем роли Тузенбаха в «Трёх сёстрах».

Среди ролей, сыгранных на сцене Художественного театра - принц Арагонский в «Венецианском купце» У. Шекспира (1898), Иоанн Грозный в трагедии А. К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного», Иоганнес в «Одиноких» Г. Гауптмана.

В 1902 году Мейерхольд с группой актёров покинул Художественный театр и начал самостоятельную режиссёрскую деятельность, возглавив вместе с А. С. Кошеверовым труппу в Херсоне. Со второго сезона, после ухода Кошеверова, труппа получила название Новая драма (Товарищество новой драмы). В 1902-1905 годах было поставлено около 200 спектаклей.

Внуку Мейерхольда, сыну Ирины и Василия Меркурьева, актёру Петру Меркурьеву, дважды довелось играть в кино своего деда - в фильме «Я - актриса» (1980) и в телесериале «Есенин» (2005).

Фильмография Всеволода Мейерхольда:

1915 - «Портрет Дориана Грея» - режиссёр, сценарист, исполнитель роли Лорда Генри;
1917 - «Сильный человек» - режиссёр;
1928 - «Белый орёл» - сановник

Библиография Всеволода Мейерхольда:

1916 - К возобновлению «Грозы» А. Н. Островского на сцене Александринского театра: Речь режиссёра к актёрам;
1968 - Статьи. Письма. Речи. Беседы. Часть первая: 1891-1917 - Часть вторая: 1917-1939;
2001 - Лекции: 1918-1919 (Составитель О. М. Фельдман. Предисловие Б. И. Зингермана).

Театральные работы Всеволода Мейерхольда:

Актёрские:

1898 - «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого. Режиссёры-постановщики К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко - Василий Шуйский;
1898 - «Венецианский купец» У. Шекспира - принц Арагонский;
1898 - «Чайка» А. П. Чехова. Режиссёры К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко - Треплев;
1899 - «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого. Режиссёры К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко - Иоанн Грозный;
1899 - «Антигона» Софокла - Тирезий;
1899 - «Одинокие» Г. Гауптмана. Режиссёры К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко - Иоганнес;
1901 - «Три сестры» А. П. Чехова. Режиссёры К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко - Тузенбах;
1907 «Балаганчик» А.Блока - Пьеро

Режиссёрские:

1907 - «Балаганчик» А.Блока;
1918 - «Мистерия-Буфф» В. Маяковского

Театр РСФСР-1 (Театр Актёра, Театр ГИТИСа):

1920 - «Зори» Э. Верхарна (совместно с В. Бебутовым). Художник В. Дмитриев;
1921 - «Союз молодежи» Г. Ибсена;
1921 - «Мистерия-буфф» В. Маяковского (вторая редакция, совместно с В. Бебутовым);
1922 - «Нора» Г. Ибсена;
1922 - «Великодушный рогоносец» Ф. Кроммелинка. Художники Л. С. Попова и В. В. Люце;
1922 - «Смерть Тарелкина» А. Сухово-Кобылина. Режиссёр С. Эйзенштейн

ТиМ (ГосТиМ):

1923 - «Земля дыбом» Мартине и С. М. Третьякова. Художник Л. С. Попова;
1924 - «Д. Е.» Подгаецкого по И. Эренбургу. Художники И. Шлепянов, В. Ф. Фёдоров;
1924 - «Учитель Бубус» А. Файко; режиссёр Вс. Мейерхольд, художник И. Шлепянов;
1924 - «Лес» А. Н. Островского. Художник В. Фёдоров;
1925 - «Мандат» Н. Эрдмана. Художники И. Шлепяннов, П. В. Вильямс;
1926 - «Ревизор» Н. Гоголя. Художники В. В. Дмитриев, В. П. Киселев, В. Э. Мейерхольд, И. Ю. Шлепянов;
1926 - «Рычи, Китай» С. М. Третьякова (совместно с режиссёром-лаборантом В. Ф. Фёдоровым). Художник С. М. Ефименко;
1927 - «Окно в деревню» Р. М. Акульшина. Художник В. А. Шестаков;
1928 - «Горе уму» по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Художник Н. П. Ульянов; композитор Б. В. Асафьев;
1929 - «Клоп» В. Маяковского. Художники Кукрыниксы, А. М. Родченко; композитор - Д. Д. Шостакович;
1929 - «Командарм-2» И. Л. Сельвинского. Художник В. В. Почиталов; сценическая конструкция С. Е. Вахтангова;
1930 - «Выстрел» А. И. Безыменского. Режиссёры В. Зайчиков, С. Кезиков, А. Нестеров, Ф. Бондаренко, под руководством Вс. Мейерхольда;
1930 - «Баня» В. Маяковского. Художник А. А. Дейнека; сценическая конструкция С. Е. Вахтангова;
1931 - «Последний решительный» Вс. В. Вишневского. Конструктивная разработка С. Е. Вахтангова;
1931 - «Список благодеяний» Ю. Олеши. Художники К. К. Савицкий, В. Э. Мейерхольд, И. Лейстиков;
1933 - «Вступление» Ю. П. Германа. Художник И. Лейстиков;
1933 - «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина. Художник В. А. Шестаков;
1934 - «Дама с камелиями» А. Дюма-сына. Художник И. Лейстиков;
1935 - «33 обморока» (на основе водевилей «Предложение», «Медведь» и «Юбилей» А. П. Чехова)

В других театрах:

1917 - "Маскарад" М. Ю. Лермонтова - Александринский театр;
1923 - «Озеро Люль» А. Файко - Театр Революции;
1933 - «Дон Жуан» Мольера - Ленинградский театр госдрамы;
1935 - "Каменный гость" А. С. Пушкина - радиоспектакль.


Работал в Москве в 1920-38 годах под худ. руководством В. Э. Мейерхольда. Первоначально коллектив назывался Театр РСФСР 1-ый (1920-1921), затем в 1922 году - Театр актёра и Театр ГИТИС, с 1923 года - Театр им. Мейерхольда (ТИМ), с 1926 года – Государственный театр им. Мейерхольда (ГосТИМ). Яркая творческая индивидуальность руководителя предопределила репертуарные искания, стилистический облик постановок театра, особенности актёрского мастерства. Почти все спектакли ставил сам Мейерхольд, лишь в редких случаях - в сотрудничестве с другими, близкими ему режиссерами. Труппа сложилась в основном из молодых актёров и начала свою деятельность под флагом «Театрального Октября» - мейерхольдовской программы полном переоценки всех театральных ценностей, немедленной политической активизации театра на основе завоеваний Октября, превращения сценического искусства в орудие боевой агитации и пропаганды.
Постановки «Зорь» Э.Верхарна (1920, с В.М.Бестовым) и 2-ой ред. «Мистерии Буфф» В.В.Маяковского (1921, с Бебутовым) имели характер спектаклей-митингов. Совершенным воплощением конструктивизма стал «Великодушный рогоносец» Ф.Кроммелинка (1922, худ. Л.С.Попова}. В этом спектакле, как и в «Смерти Тарелкина» А.В.Сухово-Кобылина с (1922, худ. В.Ф.Степанова), были с успехом применены приёмы «циркизации театра» - внедрения в сценическую композицию элементов клоунады и акробатики. Актёры выступали без грима, без париков, в одинаковой «прозодежде». Декорации заменила абстрактная конструкция - подвижная система игровых площадок. Труппа овладевала биомеханикой. При театре существовала школа, сменившая несколько названий - Государственные высшие режиссерские мастерские (ГВЫРМ), Государственный высшие театральные мастерские (ГВЫТМ). С 1923 года - Государственные экспериментальные театральные мастерские (ГЭКТЕМАС), где помимо биомеханики преподавали сценическую речь, композицию спектакля и др.
Характерное для искусства Мейерхольда начала 1920-х гг. стремление сомкнуть новаторские эксперименты с опорой на демократические традиции простонародного площадного театра особенно проступило в чрезвычайно вольной режиссерской композиции «Леса» А.Н.Островского (1924, худ. В.Ф.Фёдоров): персонажи перемонтированной и разбитой на 33 эпизода комедии были откровенно осовременены, поданы с резким педалированием классовой сущности (приёмом «социальной маски»), но игра велась в шутовской, балаганной манере, в костюмировке вновь вспыхнули яркие краски, появились утрированные гримы, экстравагантные цветные парики. «Лес», вызвавший жестокую полемику в прессе, пользовался огромным успехом и за 14 лет был сыгран 1338 раз.
В спектаклях театра всё громче звучали причудливо-гротескные темы. Сатирическая комедия Н.Р.Эрдмана «Мандат» (1925, худ. Шлепянов) знаменовала собой поворот театра к современному быту, к саркастически-едкому изображению мещанского мелколюдья средствами утончённой актёрской эксцентрики. На смену «раздеванию театра» пришло тяготение к эффектному зрелищу. В спектакле «Учитель Бубус» А.М.Файко (1925, худ. Шлепянов) это тяготение сказалось в экстравагантном оформлении и освещении сцены, изощрённой и перенасыщенной музыкой режиссерской партитуре, нарочито замедленном темпе исполнения. Гораздо более эффективно новые методы Мейерхольда были реализованы в постановке «Ревизора» Н.В.Гоголя (1926), где режиссёр выступил как полновластный «автор спектакля», уверенно взял «курс на трагедию», прибег к методу совмещения гоголевских текстов, сосредоточил действие на маленьких игровых площадках и сообщил всей композиции причудливо-фантасмагорический характер. «Ревизор» вызвал бурные споры в печати, но наиболее авторитетные критики (А.В.Луначарский, П.А.Марков, А.А.Гвоздев}, а также М.А.Чехов, В.В.Маяковский, Б.Л.Пастернак, Андрей Белый и многие другие высоко оценили спектакль.
В 1920-е годы ГосТИМ был центром притяжения худ. интеллигенции. В стенах театра созревали дарования будущих кинорежиссёров С.М.Эйзенштейна, С.И.Юткевича, И.А.Пырьева, Л.О.Арнштама, Н.В.Экка, работали композиторы Д.Д.Шостакович, М.Ф.Гнесин, Б.В.Асафьев, В.Я.Шебалин, к его деятельности были прямо или косвенно причастны Андрей Белый, Пастернак, И.Л.Сельвинский, Маяковский. Сатирические комедии Маяковского «Клоп» (1929, худ. Кукрыниксы и А. М. Родченко) и «Баня» (1930, худ. С. Е. Вахтангов и А. А. Дейнека), а также «Выстрел» А. И. Безыменского (1929, бригада режиссеров под рук. Мейерхольда, худ. В. В. Калинин и Л. П. Павлов) дали театру возможность выступить против нового мещанства и бюрократии, однако подлинным успехом была только постановка «Клопа».
На рубеже 1930-х годов плакатные средства выразительности казались исчерпанными и утратили былую силу воздействия на зрителя. Взаимоотношения театра с современной драматургией разладились, и в таких спектаклях, как «Командарм-2» Сельвинского (1929, худ. Вахтангов), «Последний решительный» В.В.Вишневского (1931, худ. Вахтангов), «Список благодеяний» Ю.К.Олеши (1931; худ. Вахтангов, И.И.Лейстиков, К.К.Савицкий), удачны были лишь отдельные ударные эпизоды. Предпринятые в эту пору новые постановки классики - «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина» (1933, худ. В.А.Шестаков) и «33 обморока» (водевили А.П.Чехова «Юбилей», «Медведь», «Предложение», 1934; худ. Шестаков), равно как и 2-я ред. «Горе уму» по А.С.Грибоедову (1935), большого общественного резонанса не имели. Кризис в известной мере усугублялся тем, что здание театра на Триумфальной пл. радикально перестраивалось по проекту архитекторов М.Г.Бархина и С.Е.Вахтангова, и с 1931 года труппа играла в чужом, плохо приспособленном помещении (ныне Театр им. Ермоловой). Новые постановки (например, «Борис Годунов» А.С.Пушкина) задумывались и репетировались в расчёте на новую сцену. Тем не менее пути преодоления кризиса отчётливо обозначились в спектакле «Дама с камелиями» А. Дюма-сына (1934, худ. Лейстиков), который принёс театру убедительный успех и одобрение взыскательного Вл.И.Немировича-Данченко, а также в работе над инсценировкой романа Н.А.Островского «Как закалялась сталь» («Одна жизнь», худ. В.А.Стенберг), доведённой до генеральной репетиции. Этот трагедийный спектакль не был показан широкой публике, т.к. в 1937-38 годах ГосТИМ подвергся резкой критике как якобы чуждый советскому народу, враждебный советской действительности, и в 1938 году был закрыт.
В труппе театра достигли зрелости крупные актёрские дарования: М.И.Бабанова, Н.И.Боголюбов, Э.П.Гарин, М.И.Жаров, В.Ф.Зайчиков, И.В.Ильинский, С.А.Мартинсон, Д.Н.Орлов, 3.Н.Райх, Е.В.Самойлов, Л. Н. Свердлин, Е.А.Тяпкина, М.И.Царёв, М.М.Штраух, В.Н.Яхонтов, начинали свой творческий путь режиссёры Л.В.Варпаховский, С.А.Майоров, Н.П.Охлопков, В.Н.Плучек, Б.И.Равенских, П.В.Цетнерович, Шлепянов.

Информация энциклопедии "Русский драматический театр", Москва 2001 год

«...В.Э. Мейерхольда арестовали 20 июня 1939 г. в 9 часов утра в Ленинграде. В тот же день в ленинградской и московской (на Брюсовском) квартирах, на даче в Горенках и в кабинете Мастера в Оперной студии им. Станиславского были проведены обыски. На Брюсовском энкавэдэшники первым делом изъяли копии всех писем 3.Н. Райх на имя Сталина и Ежова, паспорт и партбилет Мастера. Причём, они так торопились, что не удосужились даже вывезти архив В. Э. Мейерхольда, а запихали бумаги - без описи! - в сорок папок и оставили их в доме. […]

Тем не менее, 65-летнего Мейерхольда арестуют и расстреляют. Значит, в силу каких-то обстоятельств Сталин изменил мнение о B. Э. Мейерхольде. Почему?

И случайно ли в ночь с 14 на 15 июля 1939 г. в своей квартире в Брюсовском переулке зверски убьют 3. Н. Райх, и убийцы никогда не будут найдены?

В чем же тогда причина столь резкого изменения отношения Сталина к Мейерхольду? Завязка трагедии «Отелло» начинается с носового платка. Мастер мечтал поставить спектакль на круглой арене так, чтобы в прологе все зрители видели этот платок с монограммой Отелло в уголке.

Завязка моей гипотезы ареста мастера - конверт, банальный советский почтовый конверт с письмом 3. Н. Райх.

Режиссёр театра Мейерхольда Л.В. Варпаховский, реабилитированный после семнадцати лет отсидки, рассказал М. Бабановой, что ему после реабилитации показали в прокуратуре «письмо, которое после закрытия театра, но ещё до ареста Мейерхольда Райх написала И. Сталину». Копия этого письма и была изъята во время обыска квартиры на Брюсовском (под № 1 в описи НКВД). Уверен, что 3. Райх написала и отправила в апреле-мае 1939 г. письмо, не показав его мастеру. По ощущению Л.В. Варпаховского письмо для адресата было оскорбительным и уничижительным: «Решительный и гневный текст в таком примерно смысле: как, вы, грузин, можете судить о русском театре, что вы понимаете в режиссуре, чтобы оценить... и т.д.» Это более чем вероятно - во множестве воспоминаний мемуаристам запомнились слова 3. Райх, что Сталину не помешало бы брать уроки понимания сценического искусства у Мейерхольда.

В октябре 1997 г. я поделился этой гипотезой с И.П. Уваровой. Она подтвердила факт письма, рассказав мне, что в 1939 г. М.Ф. Гнесин пришёл в гости к Мейерхольдам. Разговор не клеился, в семье была какая-то напряжённая, тягостная атмосфера тревожного ожидания, и гость заторопился уходить. В. Мейерхольд вышел провожать его в прихожую, извинился и шёпотом сказал: «Михаил Фабианович, вы извините нас. Дело в том, что Зинаида Николаевна написала и послала Сталину письмо, не согласовав его со мной». Уже потом вышел сборник документов, подготовленный В. Колязиным, из которого видно, что энкавэдэшники изъяли при обыске из квартиры В.Э. Мейерхольда копию этого злосчастного письма 3. Райх к Сталину на шести листах. Это было второе письмо 3.Н. Райх Сталину . Первое она написала 29 апреля 1937 г. ещё до злосчастной статьи в «Правде», до закрытия театра. Кстати, и первое письмо к вождю она скрыла от Мейерхольда.

Скажу честно, тяжело и больно читать это письмо. Из текста явственно вычитывается, что его автор, как минимум, человек неадекватных реакций. Правда, она сама признаётся в письме, что «я сейчас очень больна - больны мозги и нервы от всего, что происходит». Пожалеем её, до чего довела людей эта проклятая власть!

Я не буду анализировать всё письмо, отсылаю интересующихся к первоисточнику. Но два момента хотелось бы выделить. Уже в самом начале она пишет: «Я с Вами все время спорю в своей голове, всё время доказываю Вашу неправоту порой в искусстве. Я в нём живу больше 20 лет; [...] Вы были заняты не тем (искусство - надстройка) и правы по тому закону, который Вы себе поставили, и правы по-своему - в этом Ваша сила, - я её признаю. [...] Вы должны понять его всю силу и не ограничивать своими вкусами».

Не знаю, что думал адресат, читая эти строки, но вряд ли радовался.

А в заключение она пишет: «Задумала я ещё на 5-е мая свидание с Вами, если Вы сможете. Свидание сразу с 1) матерью Маяковского, сестрами его, 2) с Мейерхольдом и Сейфуллиной. Об организации этого свидания сейчас напишу Николаю Ивановичу Ежову и пошлю ему вместе с этим письмом. Пожалуйста, телеграфируйте мне коротенько в Ленинград, Карповка, 13, Дом Ленсовета, кв. 20. Чтоб быть мне здоровой. Обязательно. Привет сердечный. Зинаида Райх».

Концовка письма не понятна. Создаётся впечатление, что она перепутала адресата с поклонником - назначает ему сроки свидания (через шесть дней после отправки письма), да и сама интонация выдает, даже стыдно вымолвить, какую-то игриво-провинциальную барышню - «Задумала я ещё на 5-е мая свидание с Вами, если Вы сможете. [...] телеграфируйте мне коротенько [...] Чтоб быть мне здоровой. Обязательно. Привет сердечный». Хоть убей, ничего не понимаю.

Но этот и другой сюр в письме (его там более чем достаточно) можно понять, если представить, в какой жуткой социально-психологической атмосфере они жили в эти годы. Видимо, есть пределы социальной адаптации личности, и не у всех защитные механизмы мозга пластичны до бесконечности. Конечно, определённую роль сыграли и болезнь 3. Райх, и специфическое актёрское восприятие и понимание мира... Второе письмо, о котором говорил Варпаховский, из материалов по делу Мейерхольда исчезло, мне не удалось его прочитать. Но ярость и гнев 3. Райх как женщины и артистки, лишившейся с закрытием театра в одночасье всего, что составляло смысл её жизни, - работы, аплодисментов, поклонения зрителей, восхищения вчерашних друзей - по-человечески понятны. Более того, известно, как она билась во время болезни, стараясь разорвать привязывающие её к кровати верёвки, как трепетно ухаживал за ней Мейерхольд, как, в конце концов, к ней вернулся рассудок...

Эсхилу с Софоклом и не снилось, что пережил тогда Мейерхольд, и всё же...

И всё же вполне допустимо предположение, что основанием для резкой смены отношения Сталина к Мейерхольду, унижения мастера в Кремле и истинной причиной его ареста послужило злосчастное письмо Райх, приведшее Сталина в ярость. Зная отношение мастера к 3.Н. Райх, можно предположить, что он её не «сдал», чем только усугубил свою вину в глазах кремлёвского адресата, - значит, и он, Мейерхольд, считает так же».

Дадамян Г.Г. , Новый поворот, или культура моего поколения, СПб, «Балтийские сезоны», 2010 г., с. 247-255.