Есенин брезжит свет на заводи речные. «Задремали звёзды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные и румянит сетку небосклона. Так вы будете поступать, например, в некоторых лабораторных работах

Начав читать стих «С добрым утром!» Есенина Сергея Александровича, мы воочию представляем себе утро в деревне, пронизанное преображающими лучами яркого солнца. Типичные для поэта яркие олицетворения (березки «растрепали шелковые косы») и метафоры (крапива «обрядилась … перламутром») создают настроение необычайного праздника, наполняют душу радостью. При чтении произведения в классе на уроке литературы стоит обратить внимание на удивительную емкость есенинского стиха: такая отчетливая картина нарисована всего лишь в трех небольших строфах. Интересен сбой ритма в последней строке стихотворения: вместо пятистопного хорея – двустопный («С добрым утром!») Он создает интересную и эффектную концовку.

Текст стихотворения Есенина «С добрым утром!», написанного в 1914 году, заставляет нас вспомнить о том, что детство и ранняя юность Сергея Александровича беззаботно пролетели в деревне. Любовь к русской деревне, к животным, цветам и деревьям поэт пронес через всю свою жизнь. Эти чувства, как и тоска по родной сторонке, всегда отражались в его творчестве. Вот и в этом стихотворении звучит горячая любовь к, оставленной им, Рязанщине.

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»

Анализ стихотворения «С добрым утром» Есенина

В есенинской поэтической зарисовке «С добрым утром» (1914г.) показан рассвет – чудесное природное явление, которое олицетворяет пробуждение всего живого. Стихотворение наполнено лиризмом и некоторой сентиментальностью. Созданные образы, узнаваемы и красивы в своей простоте. Юношеский незамутненный взгляд поэта приглашает читателя почувствовать себя внутри стихотворения — ранним утром рядом с березами и озером. Читатель смотрит на картину есенинского рассвета, вспоминая свои чувства и эмоции от соприкосновения с природой, которая вызывает ностальгическое и радостное ощущение.

Лирическое произведение насыщено средствами художественной выразительности. Через олицетворения «звезды задремали», «крапива шепчет», «березки улыбнулись», поэт показывает, что природа живая, и наделяет ее человеческими чертами. Выразительные и точные метафоры создают яркую картину пробуждающегося утра. Перед глазами читателя раскидывается «зеркало затона» — водная гладь, отражающая утреннее небо, а «сетка небосклона» раскрашена бледными красками рассвета. Живописные эпитеты «золотые», «шелковые», «серебряные» показывают природу как редчайшую драгоценность, которая раскрывается только внимательному взгляду.

Образы русских березок оживают под пером автора. Есенин приписывает им черты юных деревенских девушек («улыбнулись сонные», «растрепали…косы») и наряжает их в «зеленые сережки», в которых, как бриллианты, «горят росы». Этими небольшими поэтическими штрихами поэт создает привлекательные женские образы, показывает их естественность и жизнелюбие.

Красота проникает в повседневность. Под есенинским пером жгущая нелюдимая крапива «обрядилась…перламутром» и превратилась в очаровательную барышню, желающую всем «шаловливо» доброго утра.

На создание атмосферы волшебства работает и композиция. В первом четверостишии поэт легкими штрихами дает наброски раннего утра, во второй строфе с помощью глаголов «улыбнулась», «растрепали», «горят», «шелестят» создается движение. Аллитерация «зж» и повторы звуков «с» и «ш дают ощущение водной ряби и легкого ветерка. Кульминация наступает в третьем четверостишии: «С добрым утром!». Перекрестная рифма и пятистопный ямб на протяжении всего стихотворения ведут спокойное повествование, словно боясь растревожить утреннюю негу. Но в финале стихотворения сокращенная последняя строка, как энергичный мазок, будит природу ото сна.

В небольшом по объему стихотворении поэт удивительно точно показал очарование момента перехода природы от ночи к утру, когда предрассветная тишина и благодатный покой сменяются чувством радости от пробуждения и возвращения к жизни.

« Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные берёзки, Растрепали шелковые косы, Шелестят зеленые серёжки, И горят серебряные росы. У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо, « С добрым утром!»











Выберите подходящий ответ и аргументируйте: С какой целью Есенин написал это стихотворение? Чтобы сообщить о том, что произошло с Лебёдушкой;Чтобы сообщить о том, что произошло с Лебёдушкой; Чтобы привлечь внимание к красоте природы;Чтобы привлечь внимание к красоте природы; Чтобы вызвать взаимное сопереживание;Чтобы вызвать взаимное сопереживание; Чтобы передать свою грусть.Чтобы передать свою грусть.





Друзья, учитесь верности у лебедей! Любите так, Как любят эти птицы. Ведь если взять вселенную, Ни с чем любовь такая не сравниться. Они не люди, Но какая стать, Какая нежность, Преданность друг другу. Их чувство невозможно передать, Оно подобно истинному чуду!





Интернет-ресурсы - портрет С.Есенина - село Константиново - обложка книги С.Есенина Лебедушка guest/FS252-16/7864-Romans_Nad_Oko6kom_Mesyats.mp3 - Над окошком месяц guest/FS252-16/7864-Romans_Nad_Oko6kom_Mesyats.mp3 - лебедь с выводком - лебедь с раскрытыми крыльями - лебедь на озере - лебединая пара - Замок П.И.Чайковский - Лебединое озеро 2http://files.tvspas - иллюстрация Лебедь - лебедь с птенцом - коршун

Предварительный просмотр:

Тема урока: Чтение стихотворения Сергея Александровича Есенина «Задремали звёзды золотые...»

Тип урока: комбинированный

Учебник: В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова, М.В. Голованова

«Родная речь», 4 класс

Цели урока:

  • продолжить знакомство с биографией и творчеством русского поэта С.А. Есенина;
  • познакомить со стихотворением «Задремали звёзды золотые...»;
  • провести анализ этого лирического произведения.

Задачи урока:

Образовательные:

  • совершенствовать выразительное чтение;
  • научить осознанному выбору средств выразительности;
  • научить приёму словесного рисования.

Воспитательные:

  • воспитывать умение ценить красоту природы

Развивающие:

  • развивать воссоздающее воображение;
  • продолжать развивать речь детей.

Оборудование:

  1. Учебник В.Г. Горецкого и др. «Родная речь»

4 класс, 2 часть;

  1. Аудиозапись произведения А. Грига «Утро»;
  2. Фотография с изображением восхода солнца;
  3. Портрет С.А. Есенина.
  4. Демонстрационные карточки

Ход урока.

I. Организация учащихся.

II. Проверка домашнего задания.

С творчеством какого поэта мы начали знакомиться на прошлом уроке? (С.А. Есенина)

Кто запомнил, где родился и вырос Сергей Александрович? (В селе Константиново Рязанской губернии)

В каком году родился Есенин? (1895)

А сколько лет ему было, когда он начал писать стихи?

(9 лет)

В каком году закончилась жизнь Есенина? (В 1925 году.)

Можно ли назвать его жизнь долгой? (Нет, он прожил всего 30 лет.)

Вы правы, но за эту недолгую жизнь С.А. Есенин написал очень много прекрасных произведений. И сейчас люди помнят о нём, и с удовольствием читают его стихотворения.

Что вам было задано на дом? (Выучить наизусть стихотворение «Погасло солнце. Тихо на лужке...»)

Кто хочет рассказать? (учитель спрашивает 3-4 чел.)

Физкультминутка.

III. Подготовительная работа.

Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством

С.А. Есенина. Послушайте отрывок из музыкального произведения Александра Грига и скажите, что описывает композитор? (Утро, восход солнца)

Какое время суток больше похоже на эту музыку?(Утро)

Правильно, это произведение так и называется «Утро». Скажите, что особенного происходит утром, что композитору Александру Григу даже захотелось написать музыку? (Встаёт солнце, всё просыпается, начинают петь птицы и т. д.)

Посмотрите, пожалуйста на доску, художник-фотограф тоже встречал восход солнца и захотел, чтобы все увидели, как это происходит. Что занимает главное место на этом снимке? (Солнце)

Какое оно? (Яркое, сияющее, жёлтое)

А остальная часть снимка какая? (Не такая яркая, темнее. Всё покрыто туманом.)

Что ещё здесь изображено? (Река, деревья, небо)

Какие они? Каких красок больше? (Яркое солнце, светлое небо, бело-серый туман, тёмные деревья.)

Какое впечатление производит эта фотография? (Ещё не всё проснулось, только яркое солнце появилось на небе, но кажется, что скоро произойдёт пробуждение природы.)

А теперь послушайте, как описывает рассвет, утро Сергей Есенин в своём стихотворении «Задремали звёзды золотые...». Попробуйте представить то, что описывает поэт.

IV. Первичное чтение. (Читает учитель)

С.А. Есенин «Задремали звёзды золотые...»

Задремали звёзды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы.

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»

V. Беседа эмоционально-оценочного характера.

Что вы увидели? (Гаснут звёзды. Показывается солнце. Дует лёгкий ветерок. Небо становится розоватым. Начинают просыпаться птицы, животные. На траве и деревьях лежит роса. Всё кажется нарядным, красивым.)

Какое настроение у вас появилось после прочтения этого стихотворения? (Радость, восхищение красотой природы, ожидание чуда)

VI. Вторичное чтение и анализ.

Откройте учебники на странице 65. Возьмите в руки карандаши, прочитайте произведение ещё раз про себя и подчеркните те слова, которые помогли вам почувствовать радость. (Дети читают по одному четверостишию и объясняют почему они выбрали эти слова: звёзды золотые, свет, небосклон, улыбнулись, горят серебряные росы, яркий перламутр, обрядилась, шаловливо, с добрым утром.)

А теперь объясним значение сложных и незнакомых слов, которые нам встретились в этом произведении. Для этого нам нужно ещё раз обратиться к тексту.

Читает первое четверостишие. Скажите, а как вы понимаете значение слов «задремали звёзды»? (потухли, исчезли)

Золото – драгоценный металл жёлтого цвета.

Следующая фраза «задрожало зеркало затона» вам понятна? (нет)

Посмотрите на доску. Я для вас выписала сложные слова.

Затон – это вдавшийся в берег речной залив, заводь.

Почему же водная гладь задрожала, заколебалась? (Подул ветерок)

Как вы понимаете слова «брезжит свет на заводи речные»? (дети затрудняются ответить)

Брезжит – чуть светится Заводь = затон

Откуда же берётся этот свет? (Солнце появляется из-за горизонта и отражается в воде.)

Обратите внимание на следующую фразу «и румянит сетку небосклона». Что значат эти слова: румянит, сетка, небосклон?

Румянит – делает красным, румяным

Сетка – расчерченная, обычно в клетку, поверхность

Небосклон – часть неба над горизонтом

Попробуйте сказать эту фразу своими словами. (Солнечные лучи, попадая на небо, окрашивают его в розовый цвет, но при этом яркие лучи «расчерчивают» небо жёлтыми полосками.)

Кто может своими словами описать то, что хотел нам рассказать Есенин? (Встаёт солнце, гаснут звёзды. Солнечные лучи пронзают небо, расчерчивая его и освещая розовым цветом. Солнце отражается в воде. Дует лёгкий ветерок.)

Какие краски здесь преобладают? (Жёлтый,розовый, красный, голубой.)

Читает второе четверостишие. Что описывает автор в этом четверостишии? (Берёзы)

С кем он их сравнивает? (С человеком, с девушками)

Как называют этот приём, когда изображают неживые предметы в виде живых существ? (олицетворение)

А кто был внимательным и может ответить, был ли такой же приём в первом четверостишии? (Да, звёзды задремали.)

А как вы догадались, что Есенин сравнивает человека с девушками? (Улыбнулись, сонные, косы, серёжки)

А берёзы на самом деле умеют улыбаться или могут быть сонными? (Нет. Автор приписывает берёзам характерные черты поведения человека по утрам.)

А почему росы «серебряные»? (В росинках отражается солнце, они блестят и кажутся серебряными.)

Серебро – благородный металл серовато-белого цвета

Что значит «горят»? (Переливаются разными цветами, очень яркие.)

А этом четверостишии какие краски преобладают? (зелёный, серебристый, белый)

Кто может своими словами рассказать, что описал автор?

Читает последнее четверостишие.

Посмотрите на иллюстрацию. Здесь изображён плетень.

Плетень – это изгородь, сделанная из веток и сучьев

Замените слово «заросшая» другими, близкими по смыслу словами: густая, частая, большая. Меняется смысл? Какое слово точнее, ярче? (Смысл меняется. Слово автора лучше подходит.)

Как вы понимаете фразу «обрядилась ярким перламутром»?

Обрядить – нарядить, надеть

Перламутр – ценное вещество с переливчатой окраской, внутренний слой некоторых раковин

(Мелкие капельки росы и солнечный свет создают впечатление того, что крапива стала перламутровая)

Что значит «шаловливо»?

Шаловливо – легкомысленно-игриво

А почему крапива качается? (Дует ветер.)

А крапива может разговаривать? (Нет. Это тоже олицетворение.)

А всё-таки крапива может издавать какие-либо звуки?(Крапива качается от ветра и листья шелестят. Этот шелест похож на шёпот человека – олицетворение.)

О чём говорит нам фраза «С добрым утром!»? (Всё живое, и даже крапива, радуется наступлению нового дня, солнцу и желает всем добра.)

А в этом четверостишии какие цвета преобладают? (Зелёный, перламутровый.)

Кто может описать своими словами эту картину?

Физкультминутка.

Итог анализа.

Мы говорили, что стихотворение вызывает у вас радость, даже крапива желает всем добра, какой мы можем сделать вывод? (Это доброе, радостное стихотворение, описывающее красоту природы, лирическое.)

VII. Подведение итогов. Домашнее задание.

С каким стихотворением мы сегодня познакомились? («Задремали звёзды золотые...»)

Кто запомнил, какое музыкальное произведение мы слушали сегодня на уроке? («Утро»)

Как зовут композитора? (Александр Григ)

В этом году мы познакомились только с двумя стихотворениями Есенина. За свою короткую жизнь он успел написать много стихотворений и поэм. Есенин очень любил природу, видел красоту родного края и умел описать её. Есть такое выражение: «Любить и понимать природу, значит любить свою Родину.»

Откройте дневники и запишите домашнее задание: стихотворение «Задремали звёзды золотые...» выучить наизусть, найти и прочитать другие стихотворения о природе С. А. Есенина. Урок окончен.


  • «Задремали звёзды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона»

Физическая величина

  • Физическая величина – измеряемое свойство тела или явления.

  • Вы уже познакомились со многими физическими величинами на

  • уроках математики.

  • Это, например, длина, объем, масса, время и

  • многие другие.


  • Кроме названия, каждая физическая величина имеет

  • обозначение и единицы измерения.


  • Мы говорим, что масса ведра с водой – 8 кг, длина карандаша – 18 см, а время

  • восхода Солнца – 7 часов утра. Откуда появляются эти числа?

  • И вообще – значения всех физических величин?

  • Числовые значения величин появляются в ходе измерений.

  • Измерить – значит сравнить с мерой , то есть образцом для сравнения. Например, мерой для массы ведра с водой служат гири,

  • мерой длины карандаша – деления на линейке,

  • а мерой времени восхода Солнца – положение стрелки на циферблате часов.

  • Итак, измерить какую-нибудь величину, это значит, сравнить её с однородной физической величиной, принятой за единицу измерения.


Часто меры неотделимы от измерительных приборов.

  • Часто меры неотделимы от измерительных приборов. Например, гири нельзя использовать без весов,

  • а деления на циферблате часов – без механизма, вращающего стрелки.

  • Часы, весы, линейка, спидометр – все это примеры измерительных приборов.

  • Никакая мера или измерительный прибор не являются абсолютно точными.

  • Проделаем опыт.

  • Возьмем две чугунные гири по 1 кг,

  • которые применяются в торговле.

  • Поставим их на чаши лабораторных весов.

  • Они покажут, что массы гирь не вполне одинаковы.

  • Различие может достигать нескольких граммов! Причин этому несколько: неточность изготовления гирь, их износ при длительном использовании, налипание частиц пыли и другие.

  • Подобные причины всегда приводят к тому, что измерительные приборы и меры вносят в результат измерения некоторую неточность – погрешность.


Однако остается вопрос:

  • Однако остается вопрос:

  • какое же из значений взять для записи результата измерения длины карандаша?

  • Можно выбрать любое,

  • но можно провести и дополнительные измерения.

  • При этом заново совместить конец карандаша с нулевой отметкой шкалы,

  • а глаз поточнее расположить над концом грифеля.

  • Такие многократные измерения

  • позволят с большей уверенностью выбрать

  • одно из значений длины карандаша,

  • например первое – 18,7 см.

  • Чаще всего многократные измерения проводят для того,

  • чтобы вычислить среднее значение измеряемой величины.

  • Это – один из методов уменьшения погрешности результата измерения.

  • Так вы будете поступать, например, в некоторых лабораторных работах.

  • Погрешность измерения не может быть больше цены деления прибора.

  • Абсолютная погрешность измерений равна половине цены деления шкалы измерительного прибора.


  • Как вы думаете – одинаковую ли температуру показывают термометры, изображенные на рисунке?

  • Разную?

  • Неверно! Показания термометров одинаковы: 26 °С.

  • Однако их шкалы отличаются друг от друга. Выясним, в чем состоит это отличие.

  • Например, между штрихами 20° и 30° на левом термометре столько же делений (промежутков), сколько их между 20° и 40° на правом термометре. Подсчитайте: ровно 10 делений.

  • Однако они отмеряют разное количество градусов! Поэтому говорят, что шкалы этих термометров имеют различную цену делений.

  • Итак, 10 делений на левом термометре

  • отмеряют 10 градусов (так как 30° – 20° = 10°),

  • а 10 делений на правом термометре

  • отмеряют уже 20 градусов (так как 40° – 20° = 20°).

  • Следовательно, на одно деление шкалы левого термометра приходится 1 градус,

  • а шкалы правого – 2 градуса.


Запишем наши

  • Запишем наши

  • вычисления в виде дробей:

  • Имеем: ЦД лев = 1°/дел,

  • ЦД прав = 2 °/дел.

  • Убедимся, что правый термометр показывает именно 26 °С. После штриха 20 °С граница подкрашенного спирта поднялась

  • на 3 деления.

  • Так как цена делений 2 °С/дел,

  • то запишем равенство:

  • температура = 20 °С + 3 дел · 2 °С/дел, температура = 20 °С + 6 °С, температура = 26 °С.

  • Эти действия:

  • взгляд на шкалу прибора

  • и необходимые вычисления

  • называются отсчетом по шкале измерительного прибора.


  • С давних времен для измерения различных величин люди применяли множество единиц.

  • Например, длину полотна ткани в рулоне когда-то измеряли "локтями", потому что ткань удобно наматывать на руку между ладонью и локтем. Расстояние между населенными пунктами измеряли "милями" (лат. милле – тысяча). Тысяча двойных шагов (шаг левой, шаг правой) по прямой дороге составляли одну милю. Существовали и другие единицы, причем в каждой стране и, порой, местности внутри страны – свои.

  • С 1918 г. в России используется так называемая метрическая система мер. Она принята практически во всех странах Европы и во многих неевропейских государствах. В ее основу положен так называемый десятичный принцип: в каждой крупной единице содержатся десять следующих по значению меньших единиц.

  • мега = 1 000 000 кило = 1 000 деци = 0,1 санти = 0,01 милли = 0,001 микро = 0,000001

  • Взгляните на равенства. В левом столбце перечислены некоторые так называемые десятичные приставки. Они служат для образования больших и меньших единиц измерения (их называют кратными и дольными единицами). В правом столбце перечислены значения приставок.


  • Названия приставок и их значения полностью взаимозаменяемы.

  • Рассмотрим примеры.

  • 5 кило метров = 5 · 1000 метров = 5000 метров 200 милли граммов = 200 · 0,001 грамма = 0,2 грамма 5 дм3 = 5 (деци · метр)3 = 5 · деци 3 · метр3 = 5 · 0,1 3 · м3 = 0,005 м3


  • Для определения объёмов жидкостей и твёрдых

  • тел используются: мензурки, мерные стаканы, мерные колбы, пипетки, бюретки, мерные цилиндры.

  • Мензурки бывают конические и цилиндрические.


  • 1.Чтобы правильно отмерить мерным цилиндром необходимый объём неокрашенной прозрачной жидкости - воды, её наливают так, чтобы нижний край мениска находился на уровне глаз и необходимого деления цилиндра.

  • 2. Соблюдайте правильное положение цилиндра относительно глаз при наполнении его жидкостью!