Что включает в себя структура личности. Понятие личности и ее структура. Основные теории исследований личности

Введение

1.1 Общее представление о личности

2.2 Зарубежные теории

Заключение

Литература

Введение

Актуальность курсовой работы. Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.

Трудно найти такую область деятельности, в которой использование психологических знаний и методов не было бы тесно связано с необходимостью учитывать целостность личности как субъекта и объекта психологического воздействия. В психологической практике невозможно «работать» лишь с одной частью личности, отдельным процессом, не затронув всей личности и ничего не изменив в системе ее отношений, в мотивах, переживаниях.

В основе личности лежит ее структура - связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов (сторон) личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации.

Взгляды на психологические проблемы личности формировались представителями разных школ и направлений отечественной и зарубежной психологии. В современной психологии выделяют семь основных подходов к изучению личности. Каждый подход имеет свою теорию, свои представления о свойствах и структуре личности, свои методы их измерения.

Теория личности - это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека.

За минувшее столетие психология превратилась в развитую область знаний и практической деятельности для многих тысяч специалистов. Внутренняя специализация, сосуществование в рамках единой науки различных школ и направлений - все это, несомненно, свидетельствует о зрелости психологии как науки, представителей которой, однако, по-прежнему объединяет обостренный интерес к проблеме личности, проблеме, которая была и остается фундаментальной, ключевой.

Как объект исследования личность уникальна по своей сложности, так как личность включает в себя множество компонентов и процессов.

Проблема личности является одной из центральных проблем в теоретической и прикладной психологии. Различным аспектам этой проблемы посвящены многочисленные исследования отечественных и зарубежных психологов, однако сложность механизмов ее формирования и развития обуславливают тот факт, что при изобилии научной литературы, посвященной становлению личности, мы все еще далеки от полного решения вопросов, касающихся детерминант личностного развития и основных закономерностей этого процесса.

В психологии существуют разные подходы к пониманию законов развития личности. Однако точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, значительно отличаются. Эти различия касаются понимания движущих сил развития, в частности значения общества и различных социальных групп для развития личности.

Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность - это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения процесса формирования личности.

Вместе с тем в последние десятилетия усиливается тенденция к интегрированному, целостному рассмотрению личности с позиций разных теорий и подходов.

Наука о личности - это дисциплина, стремящаяся заложить фундамент для лучшего понимания человеческой индивидуальности путем использования разнообразных исследовательских стратегий.

Объектом курсовой работы является личность с точки зрения психологии.

Предмет - понимание структуры личности и теории личности как отечественных, так и зарубежных психологов.

Цель курсовой работы: изучить сложившиеся в психологии представления о структуре личности.

Задачи:

  1. Рассмотреть общее представление о личности.
  2. Раскрыть сущность понятия структуры личности.
  3. Рассмотреть отечественный подход к изучению структуры личности.
  4. Дать характеристику зарубежным теориям.

Гипотеза. Структура психической жизни личности образуется путем соотношения психических процессов, психических состояний и психических свойств личности.

Глава 1. Теоретический анализ представления о личности в психологии

1.1. Общее представление о личности

В современной психологии нет единого понимания личности. Однако большинство исследователей считает, что личность есть прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная совокупность черт, определяющих образ (стиль) мышления данного человека, строй ее чувств и поведения.

В отечественной психологии личность изучается с двух точек зрения:

  • с позиции введения в методологию и теорию психологии личностного принципа. Он означает, что все психические процессы - внимание, память, мышление - носят активный, избирательный характер, т.е. зависят от особенностей личности (мотивации, интересов, целей, характера).
  • с точки зрения изучения личности самой по себе - ее структуры, особенностей формирования и развития, самосознания и самооценки.

Личность по Леонтьеву - внутренний момент деятельности. Ребенок становится личностью лишь как субъект общественных отношений. Понятие личности обычно сопоставляется с понятием индивида. "Понятие "индивид" выражает неделимость, целостность и особенность конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни. Индивид - продукт филогенетического и онтогенетического развития. Личность - относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека; она "производится", создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности".

Единицей анализа личности выступает личностный смысл как отражение в сознании человека отношения мотива к цели. Личностный смысл обычно соотносится с понятием значения. А.Н. Леонтьев утверждает, что значение не может быть использовано как единица анализа личности, поскольку действительность отражается в нем в независимой от индивида, личности форме. "Значение - это то обобщение действительности, которое кристаллизовано, фиксировано в чувственном носителе его - обычно в слове или в словосочетании. Это идеальная, духовная форма кристаллизации общественного опыта…"

Постановка вопроса о связи сознания и деятельности потребовала раскрытия того, как и где образуется эта связь. Личность, по Рубинштейну, является основанием этой связи. За кажущейся простотой постановки вопроса о связи сознания и деятельности стоит сложность преодоления отрыва сознания от личности и подстановки его на место личности.

Личность как целое, согласно С.Л. Рубинштейну, выражается через триединство: чего хочет человек (потребности, установки), что может (способности, дарования), что есть он сам (потребности и мотивы, закрепленные в характере). Если раньше (в 30-40-е г.) понятие личности использовалось для реализации принципа единства сознания и деятельности, то в 50-е г. в работах "Бытие и сознание", "Принципы и пути развития психологии" оно соотносится с понятием детерминизма. С помощью этого принципа нужно было показать специфику психической деятельности, не отрывая от связей с другими явлениями материального мира. Сущность детерминизма определяется Рубинштейном через диалектику внешнего и внутреннего. Личность рассматривалась как высший уровень организации материи, как регулятор сознания по отношению к деятельности. Личность и ее психические свойства являются одновременно и результатом, и предпосылкой деятельности.

Важным моментом в исследовании личности, по Рубинштейну, являются особенности ее включения в более широкий контекст - не только в деятельность, но и в жизнедеятельность. "Сущность человеческой личности, - говорит Рубинштейн, - находит свое завершающее выражение в том, что она имеет свою историю".

По мнению Л.И. Божович, личность трактуется как целостная психологическая система, возникающая в процессе жизни человека и выполняющая определенную функцию в его взаимоотношениях с окружающей средой. Совершаясь на основе усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, становление личности освобождает его от непосредственного подчинения влияниям окружающей среды и позволяет человеку не только приспосабливаться к ним, но сознательно преобразовывать и эту среду и самого себя.

Психологи В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев дают такое определение личности: " Личность есть целостность субъективной реальности и способ бытия человека в системе взаимоотношений с другими; личность - субъект, свободно определившийся в пространстве культуры и времени истории.

Согласно З. Фрейду, личность есть замкнутая в себе биологическая индивидуальность, живущая в обществе и испытывающая его влияния, но противостоящая ему. Оказывается, что источником активности личности являются подсознательные влечения: сексуальные и влечения к смерти, проявляющиеся роковым образом. Соответственно смысл жизни состоит в удовлетворении этих изначальных биологических влечений.

Г.У.Олпорт так сформулировал известное определение личности: «личность есть динамическая организация тех психофизических систем в индивиде, которые определяют его поведение и мышление». Таким образом, он рассматривал личность как постоянно изменяющуюся динамическую систему.

В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.

Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс), половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.

Социальное «измерение» личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное «Я», то есть созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе, и отраженное «Я», то есть, комплекс представлений о себе, созданный из представлений других людей о нас самих.

Личность характеризуется, прежде всего, как система отношений человека к окружающей действительности. В анализе эту систему можно дробить на бесконечное количество отношений личности к различным предметам действительности, но как бы в данном смысле эти отношения частичны ни были, каждое из них всегда остается личностным. Самое главное и определяющее личность - ее отношения к людям, являющиеся одновременно взаимоотношениями.

Основными характеристиками личности являются: активность, устойчивость, целостность. Под активностью понимается способность человека производить общественно значимые преобразования окружающего, проявляющаяся в общении, совместной деятельности, творчестве и саморазвитии. Устойчивость - это относительное постоянство личностных свойств.

Большинство психологов полагает, что человек личностью не рождается, а становится. Однако в современной психологии нет единой теории формирования и развития личности.

Психология учитывает, что личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.

Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.

1.2 Понятие структуры личности

Структура личности - система представлений о личности, обобщающая процессуально-иерархические подструктуры личности с подчинением низших подструктур высшим, включающая наложенные на них подструктуры способностей и характера.

В понимании структуры личности необходимо придерживаться следующих требований комплексного подхода.

Во-первых, структурная организация личности осуществляется по двум взаимосвязанным основаниям: по основанию деятельности (как системообразующего фактора развития личности) и по основанию социальных отношений, в которые она вступает в процессе своей жизнедеятельности.

Во-вторых, подсистемы деятельности являются в одно и то же время ее этапами или стадиями, последовательно сменяющими и обусловливающими друг друга. В своей совокупности эти стадии образуют единый процесс деятельности.

В-третьих, они же выступают подсистемами самой личности как динамической и саморазвивающейся целостности.

В-четвертых, структурные элементы деятельности входят в систему ее социальных отношений не полностью, а лишь частично, опосредуя связи между субъектами и сторонами этих отношений.

Первое (“деятельностное”) основание структурирования личности используется преимущественно в психологии, а второе (“отношенческое”) — в социологической науке. Комплексный подход позволяет объединить оба основания в единую структурно-логическую схему.

Психолог рассматривает эту структуру с точки зрения психических свойств и качеств человека. С одной стороны, он выделяет в ней “побудительный” компонент, выражающий отношение человека к своей жизни и к миру в целом (направленность личности), а, с другой, “исполнительный” компонент, составляющий условия успешного выполнения его деятельности (способности).

Согласно З.Фрейду личность состоит из трех основных систем: ид (врожденные состояния и инстинкты человека, являющиеся источником психической энергии), эго (исполнительный орган личности, выступающий посредником между инстинктивными запросами организма и условиями среды; его главное предназначение — сохранение и воспроизводство организма), суперэго (развивающая система личности, осуществляющая функции совести как морального самоконтроля и репрезентирующая традиционные ценности и идеалы общества). В определенном смысле личность, функционируя как единое целое, включает в себя ид как биологическую составляющую, эго — как психологическую составляющую и суперэго — как социальную.

По мнению автора аналитической теории К.Юнга, личность состоит из нескольких дифференцированных систем. Наиболее важные из них следующие: эго (сознательный ум, центр сознания), личное бессознательное (индивидуальные переживания, подавленные и вытесненные из сферы сознания) и его комплексы (“ядро” личного бессознательного, организованная группа чувств и инстинктов), коллективное бессознательное (ведущая система, выступающая в качестве хранилища скрытых воспоминаний, унаследованных от предков) и его архетипы (универсальные мыслительные формы или идеи, составляющие содержание коллективного бессознательного), установки (интроверсия и экстраверсия), функции (мышление, чувство, ощущение и интуиция) и самость (центр всей личности).

Несколько иначе понимают структуру личности последователи Фрейда — Э.Фромм, К.Хорни, Г.Салливан и представитель гуманистической психологии А.Маслоу. У Э.Фромма структуру личности определяют экзистенциальные потребности (потребности в установлении связей, в преодолении, в корнях, в идентичности, в системе взглядов и преданности). Основу личности, по К.Хорни, составляют невротические потребности, в том числе потребности в любви и доверии, в руководящем партнере, в ограничениях, во власти, в эксплуатации, в общественном признании, в восхищении собой, в честолюбии, в самодостаточности и независимости, в безупречности). В структуре личности Г.Салливан выделяет такие компоненты, как динамизмы (мельчайшие энергетические единицы психики), персонификации (индивидуальные образы самого себя или других) и когнитивные процессы (переживания и представления).

В гуманистической психологии А.Маслоу (1908-1970) структура личности рассматривается в зависимости от ее базовых потребностей. Это — физиологические потребности, потребности в безопасности и защите, в принадлежности и любви, в признании и самоуважении, в самоактуализации и личном самосовершенствовании. Над ними возвышаются метапотребности как бытийные ценности (потребности в познании и понимании, эстетические потребности).

В отечественной литературе также встречаются различные интерпретации структуры личности. Известный отечественный психолог К.К.Платонов предложил иерархическую структуру личности, взяв за основу отношения биологического и социального, врожденного и приобретенного, процессуального и содержательного.

Однако в предложенной выше схеме в структуру личности входят биологические свойства человека, что противоречит общепринятому взгляду. По мнению другого отечественного психолога А.Н.Леонтьева, в ее структуру не следует включать биологически обусловленные предпосылки человека (темперамент и характер, способности и знания). Личность впервые возникает лишь в человеческом обществе, а человек начинает свою историю как индивид, наделенный определенными природными свойствами и способностями.

Следовательно, темперамент и характер, способности и знания являются скорее свойствами индивида, а не личности. Индивид — это генотипическое образование, формирование которого происходит в течение всей жизни. Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека. Личностью не рождаются, ею становятся в процессе осуществления деятельности в обществе.

Учитывая конкретно-научные данные о человеке, которыми располагают современные науки, можно выделить три неразрывно взаимосвязанных и взаимообусловленных уровня личности:

− биологический, представленный определенными генетически детерминированными, психофизиологическими задатками: естественными потребностями, предрасположенностью к определенным видам деятельности и поведения, к развитию интеллекта, мышления, речи и т.д.;

− духовный, выступающий как внутренняя субъективная реальность, идеальный мир человека, его «Я». Чаще этот уровень определяют как психологический. Однако человеческая психика и духовность - это разнопорядковые понятия. Духовность формируется как результат взаимодействия психофизиологических и социокультурных компонентов;

− социальный, собственно личностный, включает те свойства личности, которые вырабатываются в процессе ее участия в жизни общества, социальных групп; ценностные ориентации, совокупность социальных знаний, умений, навыков, привычек и т.д., необходимых для выполнения многочисленных социальных ролей.

Личность, следовательно, предстает как структурная целостность психобиологических, духовных и социальных компонентов. А вся совокупность свойств, обусловленных этими тремя вышеуказанными

уровнями человеческой личности, возникающих и функционирующих в процессе ее разнообразной жизнедеятельности, под влиянием тех социальных групп, в которые она входит, составляет структуру личности.

В качестве элементов социальной структуры личности можно выделить следующие:

а) деятельность как способ существования личности;

б) способности и детерминированные обществом социальные потребности;

в) духовный мир человека, как совокупность научных, эстетических, нравственных, религиозных, обыденно-практических и др. знаний; нравственных ценностей, идеалов, верований, интересов и т.д.; всех рациональных и эмоциональных сторон человеческой жизни, осознаваемых и смутно ощущаемых ее граней, а также многие другие аспекты, состояния духовной жизни человека;

г) нравственные нормы, принципы, убеждения, установки, которыми руководствуется личность в своей жизнедеятельности;

д) навыки, умения.

Итак, чтобы составить представление о многообразии значений понятия личность в психологии, обратимся к взглядам некоторых признанных теоретиков в этой области. Например, Гордон Олпорт определял личность как то, что индивидуум представляет собой на самом деле — внутреннее «нечто», детерминирующее характер взаимодействия человека с миром. А в понимании Эрика Эриксона индивидуум в течение жизни проходит через ряд психосоциальных кризисов и его личность предстает как функция результатов кризиса. Джордж Келли рассматривал личность как присущий каждому индивидууму уникальный способ осознания жизненного опыта. Совсем другую концепцию предложил Рэймонд Кеттел, по мнению которого, ядро личностной структуры образуется шестнадцатью исходными чертами.

Несмотря на некоторые точки соприкосновения, определения личности у разных авторов существенно варьируют. Большинство теоретических определений личности содержат следующие общие положения:

В большинстве определений подчеркивается значение индивидуальности, или индивидуальных различий. В личности представлены такие особые качества, благодаря которым данный человек отличается от всех остальных людей. Кроме того, понять, какие специфические качества или их комбинации дифференцируют одну личность от другой, можно только путем изучения индивидуальных различий.

В большинстве определений личность предстает в виде некоей гипотетической структуры или организации. Поведение индивидуума, доступное непосредственному наблюдению, по крайней мере частично, рассматривается как организованное или интегрированное личностью.

В большинстве определений подчеркивается важность рассмотрения личности в соотношении с жизненной историей индивидуума или перспективами развития. Личность характеризуется в эволюционном процессе в качестве субъекта влияния внутренних и внешних факторов, включая генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт и меняющиеся обстоятельства окружающей среды.

Если обобщить определения понятия «личность», существующие в рамках различных психологических теорий, то можно сказать, что личность традиционно понимается как синтез всех характеристик индивида в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде и в значительной мере формируется реакциями окружающих на поведение данного индивида.

Глава 2. Представление о структуре личности в различных психологических теориях

2.1 Отечественный подход к изучению структуры личности

Каждая персонологическая концепция имеет дело с относительно неизменными характеристиками, которые люди проявляют в различных обществах и в разное время. Эти стабильные характеристики составляют основные блоки человеческой психики, как атомы или клетки в естественных науках. Простой пример структурной концепции - черта личности. Черта рассматривается как устойчивое качество и склонность человека вести себя определённым образом в разных обстоятельствах. Гордон Олпорт, Рэймонд Кеттел, Г.Айзенк, изучавшие черты личности, полагали, что структуру личности лучше представить в терминах черт, лежащих в основе поведения.

Другие предпочитают описать структуру личности при помощи концепции типа личности. Тип личности описывается с помощью совокупности различных черт, образующей самостоятельную категорию с чётко очерченными границами. (Интраверты и экстраверты).

Среди отечественных работ по теории личности, ее структуре в психологии выделяются работы К.К. Платонова, А.Г. Ковалёва и В.Н. Мясищева.

Структура личности по Платонову основана на концепции динамической функциональной структуры личности, рассмотрим ее подробней.

Динамическая функциональная психологическая структура личности имеет четыре подструктуры. Их выделение определяется следующими критериями:

1) необходимостью и достаточностью для включения в них всех элементов (черт) личности;

2) общепринятостью практически оправдавших себя классификаций свойств личности и психологических понятий;

3) обратной пропорциональностью градиентов социальной и биологической обусловленности как отдельных свойств личности, так и объединяющих их подструктур;

4) специфичностью иерархически связанных видов формирования каждой из этих подструктур.

Первая подструктура объединяет направленность, отношения и моральные черты личности. Элементы (черты) личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственных природных задатков и отражают индивидуально преломленное классовое общественное сознание. Эта подструктура формируется путем воспитания. Она социально обусловлена. Коротко ее можно называть подструктурой направленности личности. Можно сказать и иначе — это установки, ставшие свойствами личности.

Взятая в качестве целого, направленность в свою очередь включает в себя несколько связанных иерархией форм. Это прежде всего влечение как наиболее примитивная биологическая форма направленности. Она четко выражена по своей специфичности, но нечетка по содержанию, это смутная потребность в чем-то. Генетически наиболее ранняя и по своим физиологическим механизмам наиболее простая эта форма входит в структуру всех последующих.

Желание — это уже вполне осознанная потребность и влечение к чему-то вполне определенному. Оно может быть и пассивным, но при включении в его структуру волевого компонента становится стремлением.

Интерес — это познавательная форма направленности на предметы. Генетически в его основе лежит безусловный ориентировочный рефлекс, связанный с эмоцией, но у человека интересы развиваются всегда на базе условного рефлекса второй сигнальной системы и комплексно, становясь любознательностью. Интерес может быть пассивным, но при включении в его структуру волевого компонента направленности — стремления, он становится склонностью, которую можно определить как интерес и стремление к определенной деятельности.

Конкретизированная в образе или представлении предельная цель склонности есть идеал. Эта цель может проявляться в нескольких формах: нравственного, эстетического, познавательного (гностического) и праксического идеала.

Мировоззрение — система усвоенных человеком представлений и понятий о мире и его закономерностях, об окружающих человека явлениях, природе и обществе. Оно может быть смутным или принявшим форму познавательного идеала; пассивным миросозерцанием или становиться убеждением.

Убеждения— это высшая форма-направленности, в структуру которой входят ее низшие формы и в которой мировоззрение связано со стремлением к достижению идеалов.

В направленности личности в целом надо различать ее уровень, широту, интенсивность, устойчивость и действенность. Эти же качества направленности, суть которых ясна из их названий, присущи и ее указанным отдельным формам.

В формах направленности личности проявляются как отношения, так и моральные качества личности. Однако отношение, как было уже показано, не столько свойство личности, но прежде всего свойство сознания наряду с переживанием и познанием. Все формы направленности личности вместе с тем являются и ее потребностями, и потенциальными (а могут становиться и актуальными) мотивами деятельности. В этом наиболее отчетливо проявляется принцип единства сознания и деятельности.

Вторая подструктура личности включает знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте, путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически обусловленных свойств личности. Ее иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью; кратко она может быть названа подструктурой опыта.

Навыки и умения есть способы объективизации личности в деятельности. Надо отметить, что именно через эту подструктуру наиболее отчетливо объективизируется личность в ее индивидуальном развитии и именно через эту подструктуру индивидуальное развитие личности аккумулирует исторический опыт человечества.

Третья подструктура охватывает индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций, как форм отражения. Влияние биологически обусловленных особенностей в этой подструктуре видно еще более отчетливо. Эта подструктура, взаимодействуя с остальными, формируется путем упражнения. Коротко ее можно называть подструктурой форм отражения.

Четвертая подструктура объединяет свойства темперамента (типологические свойства личности), половые и возрастные свойства личности и ее патологические, так называемые органические изменения. Формируются нужные черты, входящие в эту подструктуру (а точнее, переделываются) путем тренировки. Они несравнимо больше зависят от физиологических и даже морфологических особенностей мозга, чем от социальных влияний на человека, и потому кратко эту подструктуру можно называть биологически обусловленной подструктурой.

В эти четыре подструктуры могут быть уложены все известные свойства (черты) личности. Число последних очень велико. Причем часть этих свойств относится в основном только к одной подструктуре, например: убежденность и заинтересованность— к подструктуре направленности; начитанность и умелость — к подструктуре опыта; решительность и сообразительность — к подструктуре форм отражения; истощаемость и возбудимость — к биологически обусловленной подструктуре. Другие свойства лежат на пересечениях этих подструктур. Имея свою структуру, они являются результатом взаимосвязей различных подструктур. В качестве примера можно назвать морально воспитанную волю, которая представляет собой взаимосвязь подструктуры направленности и подструктуры форм отражения; музыкальность как взаимосвязь форм отражения и опыта; самообладание как взаимосвязь подструктур форм отражения, биологически обусловленной и, часто, опыта.

Каждая из этих четырех подструктур, рассматриваемая как целое, в свою очередь имеет свои подструктуры, каждая черта личности образуется из более тонких связей.

Однако точка зрения К.К. Платонова оспаривается отдельными учеными-психологами.

Структура личности, полагает другой психолог А.Г. Ковалев, образуется путем соотношении психических процессов, психических состояний и психических свойств личности, то есть в виде единства направленности характера, темперамента и способностей.

А. Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур:

  • темперамента (структуры природных свойств),
  • направленности (система потребностей, интересов, идеалов),
  • способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности.

Мясищев говорит о структуре личности с 30-х годов, но рассматривает ее только в качестве одной из сторон личности наряду с направленностью, уровнем развития и динамикой; он считает, что «структурная характеристика и освещает нам человека со стороны его целостности или расщепленности, последовательности или противоречивости, устойчивости или изменчивости, глубины или поверхности, преобладания или относительной недостаточности тех или иных психических функций».

В своих более поздних выступлениях В. Н. Мясищев употребляет термин «структура отношений личности», или «профиль отношений».

2.2 Зарубежные теории

Большое количество взглядов на проблему структуры личности существует и в зарубежной психологии. Мы охарактеризуем только наиболее ярких ее представителей.

Важнейший вклад в теорию личности сделал Зигмунд Фрейд, предложив структуру психики (Я, Сверх-Я и Оно) в теории психоанализа.

Разработанная З.Фрейдом теория личности представила человека не как существо разумное и осознающее свое поведение, а как существо, находящееся в вечном конфликте, истоки которого лежат в другой, более широкой сфере психического.

В общем плане психика человека представляется Фрейду расщепленной на две противостоящие друг другу сферы сознательного и бессознательного, которые являются существенными характеристиками личности.

Но во фрейдовской структуре личности эти сферы представлены не равнозначно: бессознательное он считал центральным компонентом, составляющим суть человеческой психики, а сознательное - лишь особой инстанцией, надстраивающейся над бессознательным; своим происхождением сознательное обязано бессознательному и выкристаллизовывается из него в процессе развития психики.

Хотя представления Фрейда о структурных уровнях человеческой психики и менялись на протяжении его теоретической деятельности, принципиальное деление на сферы сознательного и бессознательного в том или ином виде сохранялось во всех созданных им моделях личности.

Однако в начале 20-х годов прошлого века Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три основных структуры. Это было названо структурной моделью личности, хотя сам Фрейд был склонен считать их некими процессами, нежели структурами.

Созданная Фрейдом модель личности предстает как комбинация трех элементов, находящихся в определенном соподчинении друг с другом: сознательного («Сверх-Я»), предсознательного («Я») и бессознательного («Оно»), в которых и располагаются основные структуры личности.

"Оно" - бессознательная часть психики, бурлящий котел биологических врожденных инстинктивных влечений: агрессивных и сексуальных. "Оно" насыщено сексуальной энергией - "либидо". Человек есть замкнутая энергетическая система, количество энергии у каждого человека - постоянная величина. Будучи бессознательным и иррациональным, "оно" подчиняется принципу удовольствия, т.е. удовольствие и счастье есть главные цели в жизни человека. Второй принцип поведения - гомеостаз - тенденция к сохранению примерного внутреннего равновесия. Уровень "я" сознания находится в состоянии постоянного конфликта с "оно", подавляет сексуальные влечения. На "я" воздействуют три силы: "оно", "сверх-я" и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. "Я" старается установить гармонию между ними, подчиняется не принципу удовольствия, а принципу "реальности". "Сверх-я" служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет роль критика, цензора, совести. Если "я" примет решение или совершит действие в угоду "оно", но в противовес "сверх-я", то испытывает наказание в виде чувства вины, стыда, укоров совести. "Сверх-я" не пускает инстинкты в "я, и тогда энергия этих инстинктов сублимируется, трансформируется, воплощается в иных формах деятельности, которые приемлемы для общества и человека (творчество, искусство, общественная активность, трудовая активность, в формах поведения: в снах, описках, обмолвках, шутках, каламбурах, в свободных ассоциациях, в особенностях забывания). Если энергия "либидо" не находит выхода, то будут у человека психические болезни, неврозы, истерики, тоска. Для спасения от противодействия между "я" и "оно" применяются средства психологической защиты: вытеснение, подавление - непроизвольное устранение из сознания недозволенных мыслей, чувств, желаний в бессознательное "оно"; проекция - бессознательная попытка избавиться от навязчивого желания, идеи, приписав ее другому лицу; рационализация - бессознательная попытка рационализировать, обосновать абсурдную идею. Становление психики у ребенка происходит через преодоление эдипова комплекса.

Разработанную З. Фрейдом теорию личности можно отнести к типу психодинамических, охватывающих всю жизнь человека и используемых для описания его как личности, внутренних психологических свойств индивида, в первую очередь его потребностей и мотивов.

Фрейд был первым кто охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания. Термин "психодинамический" указывает именно на эту непрекращающуюся борьбу между разными аспектами личности. Психоаналитическая теория как таковая служит примером психодинамического подхода - она отводит ведущую роль сложному взаимодействию между инстинктами, мотивами и влечениями, которые конкурируют или борются друг с другом за главенство в регуляции поведения человека. В представлении, согласно которому личность является динамической конфигурацией процессов, находящихся в нескончаемом противодействии, выражена суть психодинамического направления, особенно в трактовке Фрейда. Понятие динамики применительно к личности подразумевает, что поведение человека является скорее детерминированным, чем произвольным или случайным. Предполагаемый психодинамическим направлением детерминизм распространяется на все, что мы делаем, чувствуем или о чем думаем, включая даже события, которые многие люди рассматривают как чистые случайности, а также оговорки, описки и тому подобное. Данное представление подводит нас к главной и решающей теме, разрабатываемой психодинамическим направлением. А именно, оно подчеркивает значение бессознательных психических процессов в регуляции поведения человека. Согласно Фрейду, не только наши поступки часто являются иррациональными, но также само значение и причины нашего поведения редко бывают доступными осознанию.

Воззрения Юнга на личность человека являются, возможно, наиболее сложными, неортодоксальными и наиболее полемическими в персонологической традиции. Он создал уникальную, представляющую огромный научный интерес теорию, заметно отличающуюся от всех других подходов к изучению личности.

Существо расхождений Юнга с Фрейдом сводилось к пониманию природы бессознательного. Юнг считал, что Фрейд неправомерно свел всю человеческую деятельность к биологически унаследованному сексуальному инстинкту, тогда как инстинкты человека имеют не биологическую, а всецело символическую природу.

Юнг считал, что человеческая душа состоит из 3-х сложных компонентов: эго, бессознательное и коллективное бессознательное.

Эго отвечает за осознание, как себя самого, как личности, которая наделена определенными чертами, характеристиками, навыками и т.п., так и восприятие внешнего мира, окружения. Благодаря ему, каждый из нас сохраняет способность отличить себя от других (идентифицировать).

Личное бессознательное выступает большим темным складом, в котором храниться все наши воспоминания, конфликты, переживания, страхи, которые были нами забыты или подавлены. Там лежит все то, что человек не хочет вспоминать по той или иной причине.

И наконец, нововведенный им пласт человеческой «души» - коллективное бессознательное, отвечающее за сохранение информации, которая была получена не в нашей жизни, ею запечатлены наши предки, мысли и чувства, общие для всего человечества, все прошлое человечества. Оно складывалось веками и тысячелетиями и одинаково для всех.
Юнг предположил, что архетипы есть первичные прообразы, заложенные в наше коллективное бессознательное. Они едины для всех, что подтверждается определенным типом реагирования на определенные ситуации всеми. Архетипы позволяют быстрее реагировать на ту или иную ситуацию.

Юнг полагал, что каждый архетип помогает классифицировать определенные чувства, темы, объекты, отношения в типы и объединяет их под себя. Тем самым человеку проще извлекать из себя ту или иную эмоцию. Это единство четко прослеживается в кроскультурных исследованиях, где встречаются поразительные сходства символов, используемых людьми.

Итак, в истории психологии личности отчетливо прослеживается несколько последовательных этапов, в которых доминировали определенные подходы и акценты, формировалось отношение к реальным сторонам личности, их особое видение. Исследователи личности придавали особую значимость то бессознательному и сознанию, то активности и реактивности, то рациональности и иррациональности и т.д. Как справедливо отмечает Гибсон, предмет психологии описал своего рода круг - «от власти субъективности к безраздельному господству объективных явлений и вновь к признанию субъективных феноменов. На наш взгляд, психология личности в течение ХХ-ого века прошла аналогичным круг своего становления. По мнению некоторых ученых и нашему мнению история психологии личности параллельно следует за историей общей психологии.

Проблема структуры личности тесно связана с принципом системности, который предполагает исследовать объект с точки зрения его иерархического строения и типов связи между отдельными уровнями.

Рассматривая структуру личности, большинство психологов, как отечественных, так и зарубежных, включают в нее темперамент, способности, характер, направленность, своеобразное сочетание которых создают неповторимость человеческой индивидуальности.

Аналитическая психология К.Г. Юнга как наиболее адекватная из известных систем. В отличие от большинства перечисленных теорий, Юнг, развив и качественно переработав фрейдизм, рассматривает личность как цельную систему, помимо осознаваемых элементов обладающую как индивидуальным, так и коллективным бессознательным компонентом (архетипы как феномены коллективного бессознательного - наиболее важная часть теории Юнга), рассматривается также динамический аспект развития в виде либидо. Структура личности рассматривается как система из Эго, Суперэго и Ид, причем их взаимодействие куда более сложно, чем у Фрейда.

Заключение

Итак, можно констатировать, что существуют разные подходы к изучению личности в отечественной и зарубежной психологии; представление о «личности» в каждом подходе является специфичным.

Сегодня в отечественной психологии широко распространен взгляд на человека как на индивида, личность и субъект деятельности, но при этом отсутствует более или менее общепринятая концепция личности.

Взгляды зарубежных психологов на личность характеризуются еще большей пестротой. Л. Хьелл и Д. Зиглер в своей известной монографии выделяют по меньшей мере девять направлений в теории личности. Это - психодинамическое (3. Фрейд) и пересмотренный А. Адлером и К. Юнгом вариант этого направления, диспозиционное (Г. Олпорт, Р. Кеттел), бихевиористское (Б. Скиннер), социально-когнитивное (А. Бандура), когнитивное (Дж. Келли), гуманистическое (А. Маслоу), феноменологическое (К. Роджерс) и эго-психология, представленная именами Э. Эриксона, Э. Фромма и К. Хорни.

В отечественной психологии большое внимание уделялось теоретическим аспектам, в западной — практическим. Современное состояние отечественной психологии во многом характеризует интенсивный процесс освоения ею зарубежного опыта, в частности, через приобщение российских психологов к мировой психологической литературе. На сегодняшний день мы получили возможность познакомиться и с лучшими образцами психологической классики, и с работами современных авторов в области практической работы.

В современной зарубежной психологии существуют разнообразные подходы к определению понятия личности. Несхожесть всех подходов к определению понятия личности показывает, что содержание личности с позиции разных теоретических представлений более многообразное, чем концепции «внешнего социального образа». Все подходы к тому или иному пониманию личности зависят от теоретических представлений персонолога. Учитывая, что теория - система взаимосвязанных идей, постулатов, принципов, имеющая своей целью объяснение определённых наблюдений, она всегда умозрительна по своей сути и не может быть правильной или неправильной.

Личность представляет собой сложное, внутренне структурированное образование. Однако по вопросу о том, какие структурные элементы образуют личность, существуют большие разногласия. Понимание внутренней структурированности личности находится в прямой зависимости от истолкования понятия «личность». В психологии личности сложилось много различных подходов и теорий личности. К типу психодинамических относятся теории, описывающие личность и объясняющие ее поведение исходя из ее психологических, или внутренних, субъективных характеристик.

К числу структурных причисляют теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться. Динамическими называют теории, основная тема которых — преобразование, изменение в развитии личности, т. е. ее динамика.

Многочисленные свойства могут быть обобщены и сведены в целостную структуру личности. Известный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн, обобщив имеющиеся походы и взгляды на проблему личности, выразил кратко свое понимание ее структуры в трех аспектах:

  • что человек хочет (потребности, мотивы, интересы, ценности, идеалы и т.д.);
  • что он есть (характер, способности и т.д.);
  • что он может (опыт, умения, знания и т.д.).

Структура личности имеет своим генетическим источником длительные и разнообразные метаморфозы психических феноменов, особенно их интеграцию по типу. В этом смысле структура личности - продукт индивидуально-психического развития, который выступает в трех планах: онтогенетической эволюции психофизиологических функций, становления деятельности и истории развития человека как субъекта труда, познания и общения, наконец, как жизненного пути человека - истории личности. Вместе с тем структура личности, сложившаяся в процессе индивидуального развития человека, сама детерминирует направление, степень изменения и уровень развития всех феноменов психического развития. С. Л. Рубинштейн именно в этой структуре личности, в комплексе личностных свойств усматривал те внутренние условия, через которые действуют те или иные внешние факторы.

Исходя из анализа существующих теорий личности, можно предложить следующее схематическое определение: личность - это многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека.

На основании теоретического анализа мы подтвердили гипотезу о том, что структура психической жизни личности образуется путем соотношения психических процессов, психических состояний и психических свойств личности.

Литература

  1. Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека. // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. - Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 2006.
  2. Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук. М., 2006.
  3. Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: Академия Смысл, 2007.
  4. Ахо А. Хопкрофт ДЖ., Ульман ДЖ. Мотивационная структура личности. - М., 2007.
  5. Берн Э. Три аспекта личности. // Психология личности. Т.1. Хрестоматия. - Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 2006.
  6. Братусь Б.С. Смысловая сфера личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. / Сост. Л.В. Куликов. - СПб., 2005.
  7. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М., 2007.
  8. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: Изд-во МГУ,
  9. Дмитриева Н.Ю. Общая психология. Конспект лекций. — Эксмо-Пресс, 2008.
  10. Исаев Е.И., Слободчиков В.И. Психология человека. М.: Изд. "Школа-пресс". 2006.
  11. Зинченко В.П. Мещеряков Б.Г. Психологический словарь, М.: Педагогика-Пресс, 2006.
  12. Ковалёв А.Г. Психология личности. 3-е изд. переработ. и доп. М., «Просвещение», 2006.
  13. Куликов Л. В. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия - СПб., «Питер» 1-е издание, 2007.
  14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2006.
  15. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб., 2007.
  16. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб., 2006.
  17. Мясищев В. И.. Структура личности и отношения человека к действительности. — «Доклады на совещании по вопросам психологии личности». М, 2007.
  18. Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии. // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. - Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 2006.
  19. Немов Р.С. Психологический словарь. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
  20. Олпорт Г. Личность: проблема науки или искусства? // Психология личности. Тексты. Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырея А.А. - М.: Изд-во МГУ, 2005.
  21. Орлов А.Б. Эмпирическая личность и ее структура // Вопросы психологии. - 2005. - № 7.
  22. Петровский А.В. Личность в психологии. -Ростов на Дону, 2006.
  23. Психология индивидуальных различий / Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — 3-е издание, перераб. и доп. - М.: АСТ, 2008.
  24. Психолого-педагогический словарь. /Сост. Е.С.Рапацевич.- Мн.: "Современное слово", 2006.
  25. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под общей ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2006.
  26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М., 1946.
  27. Салливан Г.С. Интерперсональная теория в психиатрии. - М.: Ювента, 2005.
  28. Сержантов В.Ф. Структура личности и концепция функциональной системы П.К.Анохина. // Теория функциональных систем в физиологии и психологии. - М.: Наука, 2005.
  29. Теория личности З.Фрейда. // Психология личности. Т.1. Хрестоматия. - Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 2006.
  30. Теория личности К.Юнга. // Психология личности. Т.1. Хрестоматия. - Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 2006.
  31. Тихомиров О.К. Вклад А.Н. Леонтьева в общую психологию // А.Н. Леонтьев и современная психология / Под ред. А.В. Запорожца и др. М.: МГУ, 2007.
  32. Фрейд З. "Я" и "ОНО". // Психология личности. Т.1. Хрестоматия. - Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 2006.
  33. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 2006.
  34. Щербатых Ю.В. Общая психология. — Питер, 2008.
  35. Юнг К.Г. Психологические типы. / Пер. с нем. / Под общ. ред. В.В.Зелинского. - Мн.: ООО "Попурри", 2006.

Личность – одна из базовых психологических категорий. Она изучается разными науками, в том числе социологией. Но только психология уделяет этой теме большое внимание. В этой науке данное понятие подразумевает социальную природу человека.

В чем отличие термина «личность» от слова «индивид»? Прежде всего, в том, что ее формирование невозможно без взаимодействия с другими людьми. Это не означает, что биологическая природа человека игнорируется, она является важной составляющей. Человек формируется на основе биологических особенностей, прошедших сквозь призму социальности. Понять сущность этого понятия возможно, только проанализировав характер общения. Человек рождается индивидом, а становится личностью в процессе взаимодействия с другими людьми. Очень важным понятием в психологии является структура этого социального образования.

Что такое структура личности

Структура – это модель, детально описывающая особенности личности. Каждая из ее подструктур влияет на поведение человека, его мышление и способы интерпретации происходящих событий.

В психологии выделяют гигантское количество моделей психологических структур, которые основаны на различных теориях о психике, параметрах и задачах.

Психологическая структура

Строение личности психологи не рассматривают в отрыве от фундаментальных знаний науки.

Психические свойства

Психические свойства – основа структуры личности в психологии. Сюда включают такие составляющие личности , как:

  1. Направленность. Это то, к чему лицо стремится и какие имеет цели. Сюда относятся его потребности, мотивы и интересы.
  2. Темперамент – биологически обусловленные особенности функционирования нервной системы. Он влияет на динамику психических процессов. На данный момент ученые различают такие критерии, по которым можно систематизировать типы темперамента: сензитивность (чувствительность), реактивность (степень эмоциональной реакции на определенные раздражители), резистентность – способность противостоять неблагоприятным условиям, пластичность/ригидность – способность/неспособность человека адаптироваться к изменениям в окружающем мире, экстравертированность, интровертированность и возбудимость.
  3. Характер. Обозначает способы поведения человека и его отношение к окружающему миру. Сюда входят индивидуальные характеристики, такие как ответственность, завистливость, бережливость, доброта и прочие.
  4. Способности. Это характеристика, влияющая на то, насколько хорошие перспективы в овладении каким-то видом деятельности человек имеет или сколько времени потратит на это. Талантливая личность схватывает на лету, а работник без способностей в этой области способен с большим количеством усилий добиться лишь средних результатов. В любом случае способности являются основным условием построения карьеры в любой организации или при создании собственной.

Важно! Каждая из этих характеристик, за исключением темперамента, способна меняться в течение жизни. Даже отсутствие способностей, которые являются частично врожденными, может быть компенсировано другими личностными особенностями. Так человек, достигший определенного уровня компетентности, обучается значительно быстрее полного новичка. То есть по мере развития навыка способности также улучшаются. Кроме этого, возможно использование умений из смежных областей.

Психические процессы

Процесс – это то, что происходит. Соответственно, психические процессы – это все, что происходит в человеческой психике. Выделение отдельных из них довольно условное, между ними наблюдается тесная взаимосвязь. Например, память тесно связана с мышлением, которое, в свою очередь, помогает запомнить информацию. Невозможно мыслить без способности запоминать.

В группу психических процессов входят:

  1. Ощущение. Способность отражать отдельные элементы окружающего мира: цвет, звуковой тон, громкость и прочее.
  2. Восприятие. Способность выбрать отдельные ощущения и составлять на их основе целостный образ. Сюда же можно отнести самосознание как способность человека воспринимать себя в разрезе общественных норм, ценностей и соотносить свои убеждения с чужими. Он может ощущать личную свободу или зависимость, уверенность в себе или боязливость и так далее.
  3. Внимание. Направленность восприятия на определенный объект.
  4. Мышление. Процесс, помогающий из нескольких аксиоматических компонентов составлять целостную логическую модель. Этот психический процесс очень важен в обучении и составлении методов проведения научных исследований. Как результат мышления образуется теория, которую можно выразить в виде схемы: какая предпосылка к какому мыслительному конструкту привела. Мышление является основным инструментом понимания – постижения структуры связей познаваемого объекта. Основные операции этого процесса – абстрагирование и конкретизация. Первое является выведением из частного общего, а второе – наоборот. Любая типология в учебниках по философии и психологии составляется на основе мышления.
  5. Воображение – способность человека строить образы, идеи и объекты, которые ранее не были ему знакомы. Сколько классных идей было изобретено, благодаря этому психическому процессу! Воображение является основой способности человека мечтать, например, представлять себя имеющим выше статус в обществе, настоящим профессионалом своего дела и строить план достижения этой цели.
  6. Психические состояния. Эту группу образовали эмоции, чувства, аффекты и стресс.
  7. Речь. Форма общения между людьми с помощью слов, предложений и других языковых конструкций.

Важно! Характерная особенность любых психических процессов – непрерывный быстропротекающий характер, тесно связанный с происходящими событиями.

Психические образования

Краткое определение психических образований говорит, что это специфические особенности личности, состоящие из социального опыта и влияющие на особенности ее поведения и способы интерпретации окружающей действительности. Например, школьные уроки обществознания направлены на то, чтобы образовать у ребенка правильные ценности, убеждения, знания о правовых нормах. Если следовать им, будут сформированы модели поведения, которые помогут ему стать полноценным членом общества. Они и являются психическими образованиями.

Социальная структура личности

Социальная структура личности – это социальные качества индивида, каковы сформировались в процессе развития отношений с обществом. Сюда входят такие компоненты:

  1. Содержимое памяти – знания, которые человек получил в течение жизни.
  2. Культурные особенности, характерные для общества, в котором рос и развивался человек: ценности, политические убеждения (правые или левые) и так далее.
  3. Деятельность – целенаправленное изменение среды или воздействие на любые объекты объективной действительности.

Структура в основных психологических теориях

В психологии выделяют несколько подходов, каждый из которых рассматривает личность с разных сторон.

Теория Платонова

Эта концепция является одной из самых известных в отечественной психологии. Автор выделил четыре подструктуры личности:

  1. Направленность.
  2. Подструктура опыта. Сюда входят все знания, навыки, умения и привычки, которые человек приобрел в процессе жизнедеятельности.
  3. Особенности личности. Сюда входят темперамент, особенности памяти, эмоций, мышления, восприятия и других психических процессов.
  4. Биологические особенности: темперамент, акцентуации характера, способности и прочее.

Важно! Наличие определенных биологических особенностей не означает, что невозможно развиваться и вырабатывать положительные черты характера. Остальные подструктуры оказывают не меньшее влияние на формирование личности.

Структура личности по А.Н Леонтьеву

А. Леонтьев выделял следующие компоненты структуры личности:

  1. Связи индивида с миром;
  2. Мотивационная окраска связей с миром;
  3. Внутренние связи между мотивами личности.

Структура личности по Фрейду

Фрейд выделял следующие компоненты структуры личности:

  1. Супер-Эго. Социальные нормы и правила, предназначенные для контроля Эго.
  2. Ид. Примитивные инстинкты и желания, которые постоянно просятся наружу.
  3. Эго. Своеобразный посредник между двумя предыдущими компонентами.

Структура личности по Рубинштейну

Структура личности по Рубинштейну во многом напоминает модель, составленную Платоновым , и включает в себя:

  1. Направленность личности;
  2. Индивидуальные знания, умения и навыки;
  3. Индивидуальные особенности.

Структура личности по Юнгу

В структуру личности по Юнгу входят Я, личное бессознательное и коллективное бессознательное.

Таким образом, существует множество классификаций, описывающих структуру личности. Важно понимать, что это интегрированное образование, где каждый компонент влияет на остальные. Нельзя выделить более или менее важный из них.

Видео

Сознание и психика существуют в конкретном человеке, индивиде, личности. До сих пор мы употребляли эти слова как синонимы, однако в действительности за каждым из них стоит некое специфическое содержание. В их психологической трактовке нет общепризнанного мнения, поэтому приведем достаточно обобщенную позицию, разработанную в отечественной психологии.

Основная проблема заключается в том, что в современной науке не существует целостного, достаточно завершенного человекознания. Феномен человека изучается в самых различных аспектах (антропологическом, историческом, медицинском, социальном), но до сих нор представляется разрозненным, "не собранным" в системное и достойное целое.

Подобная сложность распространяется и на психологию, которая при изучении и описании человека вынуждена оперировать связкой терминов, каждый из которых ориентирован на некий собственный аспект единого предмета. Причем такая выборочная ориентация является достаточно условной, зачастую и неизбежно пересекающейся с другими.

Самым широким является понятие "человек". Это принятая классическая научная абстракция, обобщенное название особого вида живого существа на Земле – Человека разумного, или Homo sapiens. В этом понятии объединено все: природное, социальное, энергетическое, биохимическое, медицинское, космическое и др.

Личность – это человек, развивающийся в обществе и вступающий во взаимодействие и общение с другими людьми с помощью языка; это человек как член общества, спрессованная социальность, результат формирования, развития и социализации как вхождения в общество и в самого себя.

Сказанное вовсе не означает, что личность – существо исключительно социальное, напрочь лишенное биологических характеристик. В психологии личности биологическое и социальное существуют не рядоположенно, не в противодействии или в дополнении, а в реальном единстве. Не случайно С. Л. Рубинштейн говорил, что вся психология человека есть психология личности. В то же время понятия "человек" и "личность" не синонимичны. Последнее подчеркивает социальную ориентированность человека, который становится личностью, если развивается в обществе (в отличие, например, от "диких детей"), взаимодействует и общается с другими людьми (в отличие, скажем, от глубоко больных от рождения). При такой трактовке всякий нормальный человек, спроецированный на плоскость социальности, одновременно является личностью, причем у каждого человека существует несколько взаимосвязанных личностных проявлений в зависимости от того, на какую часть общества он проецируется: семья, работа, друзья, враги. В то же время личность как таковая целостна и едина, системно и иерархически организована.

Существуют и другие, более узкие трактовки понятия личности, когда выделяются те или иные качества, якобы выступающие для нее необходимыми атрибутами. Так, личностью предлагают считать лишь того, кто самостоятелен, ответствен, высокоразвит и т.д. Подобные критерии личности являются, как правило, достаточно субъективными, труднодоказуемыми, а потому не выдерживают научной проверки и критики, хотя всегда существовали и, вероятно, будут существовать, особенно в структуре излишне идеологизированных и политизированных гуманитарных конструкций. Проблема объективно заключается в том, что новорожденного младенца также нельзя назвать не только личностью, по и, строго говоря, человеком. Он, вероятнее всего, "претендент" на роль Человека разумного, поскольку не обладает еще ни сознанием, ни речью, ни даже прямохождением. Хотя понятно, что для родителей и близких этот ребенок изначально и убедительно существует и как человек, и как личность.

Индивид акцентирует в человеке биологическое, но вовсе не исключает социальных составляющих, присущих человеческому роду. Человек рождается конкретным индивидом, но, став личностью, не перестает одновременно быть индивидом.

Каждый человек неповторим, и для психологии это такая же исходная данность, как само наличие психики. Другое дело, что не всегда и не все изучаемые психические явления рассматриваются на уровне их индивидуальности, действительной уникальности. Наука невозможна без обобщений, без той или иной типизации, систематизации, тогда как реальная психологическая практика тем эффективнее, чем более она индивидуализирована.

Субъект – это указание на конкретного, живого, одушевленного носителя психологической феноменологии, деятельности и поведения.

Субъект традиционно противопоставляется объекту, но сам по себе он, конечно, объективен. Понятие субъекта является одним из базовых для философии, однако в последнее время оно приобретает некое обновленное, расширительное толкование в отечественной психологии, где осуществляется разработка особого, субъектного подхода к анализу человеческой психики и поведения (А. В. Брушлинский ). Таким образом, в соответствии с обозначенной терминологией человеческая психика может быть исследована и описана в различающихся, но неизбежно объективно перекрещивающихся аспектах: личностном, индивидном, индивидуальном, субъектном.

В современной психологии не все названные подходы получили достаточно завершенное развитие и четкое использование, особенно на уровне практически ориентированных исследований. Например, в учебной и массовой литературе чаще других применяется понятие "психология личности" как нечто терминологически объединяющее, синтезирующее. Между тем объективная действительность намного сложнее. Все психологические особенности человека являются, разумеется, видовыми, но не все они носят личностный характер. Для последнего необходимо наличие специфики социального происхождения либо особых общественных проекций этих психологических свойств или качеств. Все замыкается на центральном методологическом вопросе о соотношении и взаимодействии биологического и социального в психике человека. Поэтому проблематичность, условность формулировки критериев человеческих, личностных, индивидных и индивидуальных градаций представляются очевидными.

Каждый человек многолик и целостен, ординарен и уникален, един и разрознен, переменчив и стабилен. И все это сосуществует одновременно: в телесной, социальной, психической и духовной организации. Для описания человека каждая наука использует собственные показатели: антропометрические, медицинские, экономические, социологические. Психология решает аналогичные задачи, для чего необходимо прежде всего наличие соответствующей психологической схемы или модели подобных параметров, отличающих одну личность от другой.

Психологическая структура (психический облик) личности (человека, индивида, субъекта) – это некая целостная система, модель качеств и свойств, достаточно полно характеризующая психологические особенности личности (человека, индивида, субъекта).

Все психические процессы осуществляются в конкретной личности, но не все выступают в качестве ее отличительных свойств. К последним относятся только некоторые наиболее значимые, связанные с другими, устойчивые свойства, имеющие специфическую проекцию на социальные взаимодействия и отношения человека с другими людьми. Задача установления таких свойств усложнена тем, что в человеческой психике вряд ли возможно математически строгое выделение необходимого и достаточного количества соответствующих дифференцирующих качеств. Каждый из нас в чем-то похож на всех людей, в чем-то лишь на некоторых, в чем-то ни на кого не похож, в том числе иногда даже и на самого себя. Такая вариативность затрудняет, в частности, выделение пресловутого "самого главного" в личности, которую, конечно, гротескно, но не без доли справедливости называют порой "несуществующей сущностью".

Различные психические свойства условно могут быть представлены в иском пространстве по крайней мере четырех относительно независимых измерений .

Во-первых, это шкала временной и количественной изменчивости – стабильности качества или свойства личности. Положим, настроение человека более переменчиво, чем его характер, а направленность личности более устойчива, чем текущие заботы и увлечения.

Во-вторых, шкала уникальности-всеобщности исследуемого психического параметра в зависимости от его представленности, статистической распределенности в людях. Например, всем в разной мере присуще свойство эмпатии, но не все являются сочувствующими альтруистами или, напротив, убежденными эгоистами и мизантропами.

В-третьих, мера участия процессов осознания и осмысления в функционировании психического свойства. С этим связаны такие особенности, как уровень субъективной переживаемости, степень управляемости и возможности саморегуляции психики и поведения. Скажем, один человек понимает и принимает свою сопричастность к выполняемой работе, а другой делает это неосознанно, формально и бессмысленно. В-четвертых, степень внешнего проявления, поведенческого выхода того или иного качества. Это практическая, собственно жизненная значимость свойств личности. Например, оба родителя одинаково искренне любят своего ребенка, но один проявляет это в нежности и гиперопеке, а другой – в преднамеренной строгости и повышенной требовательности.

К названным параметрам психических качеств могут быть добавлены меры их врожденности либо приобретенности, анатомо-физиологической нормы либо отклонения, возрастной или профессиональной обусловленности.

Таким образом, мысленное пространство, в котором психические свойства личности получают свое представительство и описание, является многомерным, не вполне упорядоченным, и в этом плане психологии предстоит сделать еще многое для их научной систематизации. Один из ярких отечественных психологов В. Д. Небылицын , в частности, считал, что основная задача дифференциальной психологии заключается в том, чтобы понять, чем и почему каждый человек отличается от другого.

В психологии существует большое количество моделей психологической структуры личности, которые исходят из разных концепций психики и личности, различных параметров и задач личностных градаций. Аналитическому обзору таких построений посвящено множество монографических изданий. Для решения задач нашего учебника мы используем модель психологической структуры личности, построенную на основе совмещения двух известных схем отечественной психологии, разработанных вначале С. Л. Рубинштейном, а затем К. К. Платоновым (1904–1985).

Базовая психологическая модель личности исходит из методологии личностно-деятельностного подхода, основана на принятии целостности и динамической сопряженности, системности структуры личности и психики, на допущении объективной измеримости и жизненной значимости выделенных личностных параметров. Исследовательская сверхзадача заключается в том, чтобы попять, чем и почему каждый человек отличается от другого с точки зрения психологии. Данная структура включает в себя семь взаимосвязанных подструктур, каждая из которых – лишь акцентировано выделенный аспект, условный ракурс рассмотрения многоликой человеческой психики. Личность целостна, но это не означает ее однородности. Выделенные подструктуры существуют в реальном единстве, но не в тождестве и не в противопоставлении. Они условно выделяются лишь для получения некоторой аналитической схемы, модели психики реально целостной личности.

Личность динамична и одновременно самоустойчива. Она преобразует мир, и вместе с тем сама преобразуется, т.е. самоизменяется или развивается, реализуя целенаправленное поведение и само бытие в социальной и предметной среде. Личность и деятельность существуют в единстве, и это определяет базовое направление научно-психологического изучения личности.

А. Н. Леонтьев сформулировал развернутую и перспективную методологическую триаду "деятельность – сознание – личность", конкретное психологическое наполнение которой посильно раскрывается в последующих главах учебника.

Итак, в психологии личности выделяют следующие психологические составляющие, или относительно "автономные" подструктуры:

  • направленность личности (см. гл. 5, 7);
  • сознание и самосознание (см. § 4.2, гл. 6);
  • способности и задатки (см. гл. 9);
  • темперамент (см. гл. 10);
  • характер (см. гл. 11);
  • особенности психических процессов и состояний (см. гл. 8, 12-18);
  • психический опыт личности (см. гл. 7).

Данные подструктуры могут быть разложены на более детальные составляющие: блоки, личностные образования, отдельные процессы, качества и свойства, описываемые различными категориями, понятиями, терминами. Описанию предметного содержания этих составляющих психического облика личности посвящен, по существу, весь учебник.

  • Брушлинский Андрей Владимирович (1933–2002) – доктор психологических наук (1978), профессор (1991), действительный член РАО (1992), член-корреспондент АН СССР (1990), действительный член РАЕН (1996), академик Международной кадровой академии (1997). Ученик и последователь С. Л. Рубинштейна. Окончил отделение психологии философского факультета МГУ (1956). Сотрудник сектора психологии Института философии АН СССР (1956–1972); старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, руководитель группы по психологии мышления Института психологии АН СССР (1972–1989); директор Института психологии РАН (1989–2002), главный редактор "Психологического журнала" АН СССР (с 1988 г.). Автор концепции континуально-генетической психологии субъекта, создавший новый вариант диалектической логики, известный специалист в области психологии личности, мышления и педагогики. Основные труды : "Культурно-историческая теория мышления" (1968); "Психология мышления и кибернетика" (1970); "О природных предпосылках психического развития человека" (1977); "Мышление и прогнозирование" (1979); "Мышление и общение" (в соавторстве; 1990); "Субъект, мышление, учение, воображение" (1996); "Психология субъекта" (2003).
  • Небылицын Владимир Дмитриевич (1930–1972) – доктор педагогических наук (по психологии) (1966), профессор (1968), член- корреспондент АПН СССР (1970). Окончил отделение русского языка, логики и психологии филологического факультета МГУ (1952). С 1965 по 1972 г. работал заместителем директора НИИОиПП АПН СССР и заведующим лабораторией дифференциальной психофизиологии. Зам. директора и зав. лабораторией психофизиологии Института психологии АН СССР, профессор кафедры общей и прикладной психологии факультета психологии МГУ (1968–1970). Внес большой вклад в создание научной школы отечественной дифференциальной психофизиологии; доказал трехмерный характер (возбуждение, торможение, уравновешенность) свойств нервной системы и наличие связей силы нервной системы с чувствительностью, с индивидуальнопсихологическом своеобразием деятельности и поведения. Основные труды: "Основные свойства нервной системы" (1966); "Психофизиологические исследования индивидуальных различий" (1976).

Личность - это конкретный человек с индивидуально проявленными своеобразными умственными, эмоциональными, волевыми и физическими свойствами. Личность возникла и развилась в процессе общественно-исторического развития человечества, в процессе труда.

Принадлежность личности к обществу, включение в систему определяет ее психологическую и социальную сущность.

Личность - социальное существо, активный деятель общественного развития. Характерными признаками личности являются ее сознание, исполняемые ею общественные роли, общественно полезная деятельность.

Одной из сторон личности является ее - своеобразное, неповторимое соединение психологических особенностей характера, темперамента, движения психических процессов (восприятие, память, мышление, речь, чувства, воля), ее .

Личность всегда является продуктом своих действий и тех общественно-экономических отношений, в которых участвует. Изучение личности по своей сути - это историческое исследование процесса ее становления при определенных социальных условиях, определенном общественном строе.

Рассматривают по-разному.

Одни считают, что в структуре личности целесообразно рассматривать только психологические ее компоненты (познавательные, эмоционально-волевые, направленность), а другие выделяют в ней и биологические аспекты (типологические особенности нервной системы, возрастные изменения в организме, пол), которые нельзя игнорировать в процессе воспитания личности.

Однако противопоставлять в личности нельзя. Природные черты существуют в структуре личности как социально обусловленные ее элементы. Биологическое и социальное в структуре личности создают единство и взаимодействуют между собой.

Человек - природное существо, но биологическое в процессе исторического развития под влиянием социальных условий изменилось, приобрело своеобразные специфические человеческие особенности.

В структуре личности различают типичное и индивидуальное.

Типичное - то наиболее общее, что свойственно каждому человеку и характеризует личность вообще: ее сознание, активность, ум и эмоционально-волевые проявления и т.п., то есть то, чем один человек похож на других людей. Индивидуальное - это то, что характеризует отдельного человека: его физические и психологические особенности, направленность, способности, черты характера и т.п., то есть то, чем отличается один человек от другого.

Психолог К.К. выделяет четыре подструктуры,
Первая - : моральные качества, установки личности, ее отношения с другими. Определяется эта. подструктура общественным бытием человека.

Другая - это подструктура опыта (знания, умения, навыки, привычки). Опыт приобретается в процессе обучения и воспитания. Ведущим в приобретении опыта является социальный фактор.

Третья - это подструктура форм отражения. Она охватывает индивидуальные особенности , которые формируются в процессе социальной жизни и специфически проявляются в познавательной и эмоционально-волевой деятельности человека.

Четвертая подструктура - биологически обусловленная сторона психических функций личности. Она объединяет типологические свойства личности, половые и возрастные особенности и их патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических и морфологических особенностей мозга.

Очень сложна и многогранна.

Познавательная, эмоционально-волевая деятельность личности, ее потребности, интересы, идеалы и убеждения, и т.п. - составные компоненты духовной жизни личности.

Они находятся в сложном взаимодействии и в своем единстве представляют собой ее "Я", руководящее внутренней жизнью и проявлениями ее в деятельности и отношениях с другими.

Психологическая структура личности — это целостная модель, система качеств и свойств, которая полно характеризует психологические особенности личности (человека, индивида).

Мы используем модель психологической структуры личности, на основе совмещения двух схем, разработанной вначале С. Л. Рубинштейном , а затем К. К. Платоновым .

Эта базовая модель исходит из личностно-деятельностного подхода. Данная структура включает в себя шесть взаимосвязанных подструктур. Они условно выделяются лишь для получения некоторой схемы целостной личности.

Итак, в личности выделяются следующие психологические составляющие, или подструктуры:

  • самосознание;
  • направленность личности;
  • темперамент и характер;
  • психические процессы и состояния;
  • способности и задатки;
  • психический опыт личности

А.Ф. Лазурский о структуре личности.

Другой столь же важный постулат - это обращенное А. Н. Леонтьевым положение Сергея Рубинштейна о внешнем, действующем через внутренние условия. А. Н. Леонтьев полагает: если субъект жизни (заметьте, не индивид!) обладает «самостоятельной силой реакции», иными словами активностью, то тогда справедливо: «внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим само себя изменяет».


Итак, развитие личности предстает перед нами как процесс взаимодействий множества деятельностей, которые вступают между собой в иерархические отношения. Личность выступает как совокупность иерархических отношений деятельностей.

Для психологической трактовки «иерархий деятельностей» А. Н. Леонтьев использует понятия «потребность», «мотив», «эмоция», «значение» и «смысл».

По сути потребность замешается мотивом, так как «до своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета» ... и потому он «должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет - свою побудительную и направляющую деятельность, т. е. становится мотивом». Особенность эмоций, уточняет А. Н. Леонтьев, состоит в том, что они отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта.

Таким образом, эмоция порождает и задает состав переживания человеком ситуации реализации-нереализации мотива деятельности. Рациональная оценка, следует за этим переживанием, придает ему определенный смысл и завершает процесс осознания мотива, сопоставления и совпадения его с целью деятельности. Именно личностный смысл выражает отношение субъекта к осознаваемым им объективным явлениям.

Существуют мотивы-стимулы , т. е. Побуждающие, порой остро эмоциональные, но лишенные смыслообразующей функции, и смыслообразующие мотивы или мотивы-цели , тоже побуждающие деятельность, но при этом придающие ей личностный смысл. Иерархия этих мотивов составляют мотивационную сферу личности, центральную в структуре личности А. Н. Леонтьева, поскольку иерархия деятельностей осуществляется посредством адекватной ей иерархии смыслообразующих мотивов.

Все это позволяет А. Н. Леонтьеву выделить три основных параметра личности:

Широта связей человека с миром (посредством его деятельностей);

Степень иерархизованности этих связей, преобразованные в иерархию смыс-лообразующих мотивов (мотивов-целей);

Общая структура этих связей, точнее мотивов-целей.

Процесс становления личности по А. Н. Леонтьеву есть процесс «становления связной системы личностных смыслов».

Ценности, интересы, идеалы в мотивационной сфере личности, их роль в деятельности.

Мотивационная сфера личности — это иерархическая система мотивов личности .

Мотивации возникают у человека практически с рождения и эволюционируют вместе с человеком. А определённая иерархия зависит от наличия у человека определённых моральных и материальных ценностей, каждая из которых преобладают на другими.

Основными компонентами данной сферы личности являются как потребность, влечение, так и определённые интересы, намерение, идеал, социально-психологические нормы, стереотипы и пр .

Интерес, идеал, убеждение - это побуждение к действию, направленное на удовлетворение потребности личности: познавательной, соответствовать определенному образцу, соответствовать в своем поведении собственным принципам и взглядам.

Источниками смыслов, определяющими, что для человека значимо, а что нет, и почему, какое место те или иные объекты или явления занимают в его жизни, являются потребности и личностные ценности человека. И те и другие занимают одно и то же место в структуре мотивации человека.

Итак, ценности - это то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый положительный жизненный смысл. У каждого человека свои жизненные ценности. У кого-то они материальные, у кого-то духовные.

Ценностная ориентация - это психическое состояние, выражающее отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегически важных целей. Ценностные ориентации в значительной мере определяют направленность личности. В качестве ценности может выступать любой материальный объект, общественное отношение или духовное явление.

Ценность - это свойство того или иного предмета или явления, способное удовлетворить потребности, желания, интересы, склонности человека. Ценности формируются в результате осознания личностью своих потребностей в соответствии с предметами и явлениями окружающего мира. Ценностное отношение к миру не возникает до тех пор, пока личность не обнаружит для себя проблематичность удовлетворения своей актуальной потребности. И чем проблематичнее удовлетворение этой потребности, тем большей ценностью обладают предмет, явление (или способ) ее удовлетворения. Например, здоровье и жизнь становятся ценностью для человека именно тогда, когда им реально начинают угрожать болезни и смерть.

Интерес - психическое состояние, обеспечивающее направленность личности на обозначение целей деятельности на основе удовлетворения познавательной потребности. Иными словами, интерес - это мотив, связанный с познавательной потребностью. Человек интересуется теми предметами и явлениями, которые способны удовлетворить ту или иную потребность.Интересы, задачи, желания и намерения, хотя и входят в систему мотивационных факторов, участвуют в мотивации поведения, однако выполняют в ней не столько побудительную, сколько инструментальную роль. Они больше ответственны за стиль, а не за направленность поведения.

Идеал - это образ желаемой конечной цели, которым руководствуется личность в настоящее время и который играет решающую роль в процессе существования всей ее деятельности и совершения поступков. Особую роль среди базовых ценностей имеют те, которые приобрели характер идеала. Идеал следует рассматривать как доминирующий мотив деятельности и отношений личности.

Самооценка и уровень притязаний личности.

Самооценка личности входит в состав тех процессов, которые формируют самосознание человека. При самооценке человек пытается оценить свои качества, свойства и возможности. Это осуществляется через самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, а также благодаря непрерывному сравнению себя с другими людьми, с которыми человеку приходится находиться в непосредственном контакте.

В структуре самооценки выделяют два компонента:

Когнитивный, отражающий все то, что индивид узнал о себе из различных источников информации;

Эмоциональный, выражающий собственное отношение к различным сторонам своей личности (чертам характера, поведению, привычкам и др.).

Самооценка = Успех / Уровень притязаний

Уровень притязаний - уровень, которого индивид стремится достичь в различных сферах жизнедеятельности (карьера, статус, благосостояние и т. п.), идеальная цель его будущих действий. Успех -факт достижения определенных результатов, выполнение определенной программы действий, отражающих уровень притязаний. Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.

Самооценка личности может быть адекватной, завышенной и заниженной. При сильных отклонениях от адекватной самооценки личность может испытывать психологический дискомфорт и внутренние конфликты.

Завышенная и заниженная самооценка может сочетаться с разным уровнем притязаний (завышенным или заниженным)

При явно завышенной самооценке человек приобретает комплекс превосходства, имеет идеализированное представление о себе, истолковывает свои слабые стороны как сильные, свой неуспех связывает с внешними причинами.

При явно заниженной самооценке человек как правило не уверен в себе, застенчив, нерешителен, чрезмерно осторожен, легко поддается влиянию других людей, слишком требователен к себе и окружающим, чрезмерно самокритичен, что приводит нередко к замкнутости, зависти, подозрительности.