Если в доме есть черная кошка. Черный кот — символ Парижа, искусства и богемы Ее почерневшие от времени дома видели, как умирал XV век. Рядом денно и нощно кипит жизнь. Здесь всегда тихо и не многолюдно

Прохожий, стой!...
Сие строение, покровительствуемое
Черным Котом,
посвящено Музам и удовольствию.
Прохожий, будь современным человеком
!

Если вам встретится на пути черный кот, то не спешите от него убегать. Остановитесь и присмотритесь. Возможно, этот тот кот, который принесет вам славу и богатство. Вспомните старую добрую сказку Шарля Перро “Кот в сапогах”. Кто осчастливил бедного сына мельника? Кот! Но доподлинно неизвестно - был ли этот кот черным. “Ах! Это всего лишь сказка!” - скажете вы. Всего лишь сказка? Вы действительно считаете, что черный кот не может принести славу и успех? А открыть новый путь в мир искусства? Не верите? Тогда слушайте!
Жил в городе Париже барон де ла Тур де Нэнтр. Многие знали его как Родольф Сали (Rodolphe Salis).

И все складывалось хорошо у этого высокого, рыжего, энергичного парня. А разве может быть иначе, когда отец - фабрикант спиртных напитков в Шательро? Однако сам он - весельчак и балагур - долго искал себя. Родольф изучал математику, хотел стать археологом, потом увлекся поэзией, затем стал заниматься живописью…

Из соображений экономии на окраине Парижа Родольф Сали оборудовал себе мастерскую в бывшем помещении телеграфа на бульваре Рошешуар… на Монмартре. Это сейчас Монмартр - синоним искусства. А тогда, в далеком 1881 году, это была просто сельская местность со знаменитыми сегодня ветряными мельницами. По немощеным улочкам спокойно разгуливали куры, утки, козы… Кто жил тогда на Монмартре? Добропорядочные буржуа называли их “canaille”. Район считался весьма небезопасным.

Луна на стены налагала пятна
Углом тупым.
Как цифра пять, согнутая обратно,
Вставал над острой крышей черный дым.

Томился ветер, словно стон фагота.
Был небосвод
Бесцветно-сер. На крыше звал кого-то,
Мяуча жалобно, иззябший кот…

Как-то темным вечером Родольф Сали шел по бульвару Рошешуар в свою мастерскую и вдруг… на крыше он увидел мяукающего на всю округу тощего черного кота, который тут же замолчал и бесцеремонно уставился на Сали немигающим пронзительным взглядом. В шутку Родольф спросил кота: “Пойдешь ко мне жить? Надеюсь, ты принесешь мне удачу”. Неожиданно для самого Сали кот, будто бы поняв смысл его слов, спрыгнул с крыши и пошел следом за ним по дороге, а потом и по жизни, став его талисманом.
Позже Сали с друзьями решил переоборудовать свою мастерскую в скромное артистическое кафе, где могла бы собираться богема, показывать свои работы, говорить об искусстве. Заведению дали название “Chat Noir” (“Черный кот”). А как же иначе? К тому же утонченно-загадочный черный кот стал символизировать искусство. На первой эмблеме этого артистического кафе был изображен черный кот, который положил лапу на гусыню - символ глупого обывателя.
Открылось заведение 18 ноября 1881 года.

Постепенно маленькое кафе становилось настоящим кабаре. Именно Монмартр, где богема и “canaille” слились воедино, Сали решил превратить в самое модное место - центр искусства и развлечений. В эпоху натурализма сделать это было немудрено. Истории из низов общества красовались на первых полосах газет и журналов. Среди богачей становилось модным жить на Монмартре рядом с нищими и обездоленными. Однако настоящих выходцев из народа в кабаре было немного. Пожалуй, только Жюль Жуи. По большому счету, аристократы и буржуа лишь играли в любовь к народу.

Если театр начинается с вешалки, то "Черный кот” начинался со швейцара, одетого в расшитый золотом красный мундир церковного привратника. В одной руке швейцар держал трость с серебряным набалдашником, в другой - средневековую алебарду. Швейцар не впускал только военных и священников. Для творческих личностей - художников, поэтов, музыкантов, артистов вход был свободный. Немудрено! Ведь Сали переманивал в свое заведение молодых одаренных поэтов, музыкантов и художников. Зная, что многие были совсем не прочь выпить, он покупал их творения за спиртное, которые потом украшали его заведение. Поэты, певцы, музыканты выступали практически бесплатно. Главное условие - это элемент неожиданности и театральность. Сам хранитель заведения, черный кот, спал на настоящей пальме.

В кабаре имелась даже V.I.P. - зона для интеллектуальной элиты, обслуживали которую официанты в академических мантиях, купленных по случаю у старьевщика. Именно Сали первым отказался от использования рояля на сцене, заменив его на более доступное для ежедневного музицирования фортепиано. Эта поистине новаторская идея в Сhat Noir положила начало традиции исполнения шансона в кабаре под этот, хоть и камерный, но совсем не рафинированный по звучанию инструмент. Девизом заведения стали слова: "Построим коммуну искусства и просвещения!"

Будучи талантливым коммерсантом, Сали активно рекламировал свое заведение повсюду. Так, по Парижу передвигался промо-вагончик с вывеской Cabaret Сhat Noir , были выпущены почтовые открытки с изображением черного кота и указанием адреса места развлечений, а за 30 сантимов можно было купить сувенирные программки представлений, содержавшие также адрес и призывную надпись: "А ты поднимался на Монмартр?"Родольф Сали начал издавать еженедельную литературно-сатирическую газету Сhat Noir. "У вас есть "Черный кот?" - как магический пароль, произносили читатели газеты киоскершам. Номер стоил 15 сантимов, сие издание было крайне демократичным, Сали предоставил клиентам кабаре возможность самовыражения на страницах газеты. Они печатали там свои безумные тексты и юмористические стихи. Дело дошло до того, что однажды через газету сам Родольф Сали сообщил о своей кончине, а затем лично, будучи в добром здравии, встречал клиентов, пришедших проститься с ним на панихиду. Тогда перед входом в кабаре появилась вывеска "Открыто по причине смерти", а посередине зала был установлен огромный футляр от виолончели, символизирующий гроб - вот они, истоки богемных перфомансов и инсталляций.

Четырехстраничный еженедельник, выходивший каждую субботу начиная с января 1882 по сентябрь 1897 тиражом под двадцать тысяч экземпляров, воплотил в себе «дух конца столетия». С газетой сотрудничали такие мастера слова, как Альфонс Алле, Ги де Мопассан, Виктор Гюго, Эдмон де Гонкур, известные композиторы и литературно-музыкальные критики Шарль Гуно и Жюль Массне.

Над художественным оформлением газеты работали Теофиль Стейнлен, Шарль Леандр. Адольф Виллетт рисовал комиксы с сюжетами о Пьеро и Коломбине, а Каран д’Аш - на военную тематику. Откуда такое странное имя - аристократично звучащее по-французски русское слово “Caran d’Ache”? Дело в том, что это творческий псевдоним француза по происхождению Эммануэля Пуаре, который родился и окончил гимназию в Москве. Много позднее, один из поклонников его творчества основал марку эксклюзивных пишущих инструментов и аксессуаров и назвал ее в честь карикатуриста, которая сегодня известна во всем мире.

Снобизм и дешевая комедия, жесткая сатира и наcмешки, цинизм и ирония, направленные на высмеивание буржуазной публики, в кабаре “Черный кот” были нормой. В конферансах, сатирических куплетах, пародиях открыто высмеивалось официальное искусство, существовавшие тогда порядки, политические деятели, буржуа. В моду вошло новообразованное по аналогии с "юмореской" и "гротеском" словечко "chatnoiresque".
Иногда Родольф Сали лично встречал гостей глумливо-почтительным поклоном и словами: “Ваше глубокоуважаемое электоральное высочество!” Как блестящий мастер импровизации, зачастую он сам выступал в роли конферансье, приводя публику в восторг своими монологами, сатирическими памфлетами против буржуазии и депутатов. Но, в то же время, в Chat Noir происходили интереснейшие литературные дискуссии. Кабаре стало трибуной для провозглашения нового художественного течения - символизма. Посредством искусства запускался процесс поиска новых идеалов и обновления общества.

"Добрый вечер! Катались ли ваши светлости на поезде удовольствий? Если нет, тогда занимайте места!" - приветствовал своих гостей сам Сали. “Аристократ”, “дворянин из кабаре” - так называли Родольфа Сали за глаза - вытащил счастливый билет. Отведать “меда Сали” хотел весь Париж! Анри Тулуз-Лотрек, Альфонс Доде, Эмиль Золя, Виктор Гюго, Поль Верлен, Альфонс Алле, Эмиль Гудо, Жан Ришпен, Морис Роллина, Шарль Кро, Жан Мореа, Эдмон Арокур, Жан Лоррен, Жюль Жуи, Морис Макнаб, Морис Донне, Клод Дебюсси, Шарль Крос, Морис Роллин, Аристид Брюан - это далеко не полный список известных завсегдатаев кабаре “Черный кот”. Гостей кабаре весь вечер просили поддержать искусство посильным вкладом, т.е. выпить за него. Любимым напитком в те времена был абсент, в творческих кругах бытовало поверье, что вдохновение приходит после восьмого стакана, поэтому творцы бесстрашно отдавались "зеленой фее". Дамы, затянутые в жесткие корсеты, не позволявшие им много есть и пить, употребляли этот 70-градусный нектар неразбавленным.

Кстати, самый именитый и скандальный шансонье Монмартра Аристид Брюан написал гимн кабаре. Плач черного кота моментально стал классикой, которую публика дружным хором распевала по вечерам: "Ищу я фортуну у "Черного кота", вечером на Монмартре, когда светит луна".

Как ни странно, тексты постановок и выступлений в Chat Noir не подвергались официальной цензуре. Почему? Ведь в то время цензоры не давали покоя другим заведениям, где запрещали спектакли за одно недозволенное название полицейских "шпик" или "фараон". Возможно, предприимчивый Сали просто откупался от контролеров. Хлесткие шутки самого Сали били не в бровь, а в глаз. А в кабаре царила атмосфера непринужденности, свобода нравов и отказ от условностей. Так, ныне всемирно известный композитор Клод Дебюсси дирижировал оркестром при помощи столовой ложки вместо дирижерской палочки, а певица Иветта Гилберт исполняла свадебные песни на мотивы похоронных мелодий. Как-то разгулявшиеся посетители кабаре схватили на улице случайного прохожего, завернули его в скатерть, затащили в кабаре и заставили распевать вместе с ними песни. Даже швейцар в кабаре декламировал стихи поставленным голосом, порой доводя до слез захмелевших барышень:

Вот и увял букет невесты,
Так и мы с тобой состаримся вместе…

А на Монмартре вовсю уже звучат лозунги: "Монмартр - свободный город! Монмартр - священный холм! Монмартр - соль земли, пуп и мозг мира, гранитная грудь, которая утоляет всех жаждущих идеала!". Вам они что-нибудь напоминают? Вы не ошиблись, Родольф Сали участвовал даже в парламентских выборах, выдвинув требование об отделении Монмартра от государства. "Что такое Монмартр? Ничего. Чем он должен быть? Всем!" Естественно, Родольф Сали не победил на выборах, но этой рекламной кампанией он привлек к себе еще больше людей. И они были далеко не из народа. Местным жителям Монмартра посетители кабаре, мягко говоря, не нравились. Поэтому они бесцеремонно наведывались в “Черный кот”. Однако, находчивый Сали выдавал нападения хулиганов за представление. После очередной разборки, когда погиб официант, а самому Сали изуродовали лицо, было решено переезжать. Необходимость переезда зрела давно - за три с половиной года своего существования Chat Noir стал очень популярным. Небольшие залы уже не могли вместить всех желающих. Переезд послужил отличным поводом для очередного шоу, Родольф Сали изменил бы себе, не использовав эту возможность для громкого перфоманса и промоушена "Черного кота".

10 июня 1885 года. Среда. Полночь. Полнолуние. Монматр. Тишина. И вдруг! Звуки музыки! Факелы! Удивительная процессия в странных костюмах c песнями и танцами двигалась по бульвару Рошешуар на улицу Виктор-Массе. Всего 500 метров. Но как грандиозно! Ура Монмартру!

На новом месте “Черный кот” целых 12 лет был законодателем ночной жизни богемы. Даже принц Уэльский, правда, под чужим именем, часто бывал в этом кабаре. Родольфу Сали было не стыдно перед принцем. Ведь его кабаре было оформлено по-королевски. Средневековый особняк сверкал разноцветными витражами. Фасад кабаре украшало огромное панно с изображением кошачьей фигуры на фоне солнечного диска, которую освещали два больших фонаря, а комнаты были украшены картинами современных художников Монмартра.

Именно здесь "Черный кот" стал настоящим “синтезом всех искусств” еще и благодаря театру теней (Theatre d’Ombres) художника Анри Ривьера. Каждая премьера была сенсацией, о которой с восторгом говорили и писали далеко за пределами Франции. Игра света и тени, рисунки и аппликации на стекле и бумаге, орган, хор, оркестр - это был не просто спектакль, а практически кинематограф. Родился театр теней почти случайно. Однажды Анри Ривьер отдыхал в Chat Noir. Наблюдая за представлением с перчаточными куклами, он вырезал из подручного картона фигурки жандармов, подходящие к сюжету выступления и подключился к действию - натянул белую салфетку, сзади освещенную лампой, и провел по получившемуся экрану фигурки. Публике так понравилась эта импровизация, что вопрос о создании театра теней в кабаре "Черный кот" решился безотлагательно.

Со временем придумали разные приспособления: для световых эффектов перед фонарем ставили стекла-фильтры разного цвета - до пяти одновременно, их комбинации создавали разные оттенки освещения экрана. Облака и волны рисовали на стеклах красками, подвешенные к специальной конструкции, они скользили вдоль экрана. Для имитации восхода солнца или бури использовалась система зеркал. Фигурки и декорации сначала вырезали из картона, позже все изображения стали делать из цинка, их возили по сцене на специальных рельсах. В представлении участвовало 10-15 человек. Это был настоящий театр! За сценой на трех разных уровнях устанавливали платформы: на первой располагался оркестр, на второй - осветители, на третьей-кукловоды.

Именно в театре теней по-настоящему раскрылся художественный талант карикатуриста Каран д’Аша, который создал 50 картин к спектаклю “Эпопея” (о войне 1812 года).

Этот спектакль, как и многие другие, имел огромный успех. Но самым красивым представлением театра теней считалось «Шествие со звездой». Десять картин на евангельскую тему написал к этому спектаклю сам Анри Ривьер. Представление начиналось сценой рождения Иисуса: по экрану на поклон к младенцу проходила длинная вереница людей, путь к его яслям указывала яркая звезда. Потом следовали картины пути Иисуса на Голгофу, его распятие. Заканчивалось представление вознесением Христа на небо. Использованные световые эффекты производили на зрителей неизгладимое впечатление. До сих пор театр Анри Ривьера является самым знаменитым французским театром теней.

Каждый вечер после представления театра теней избранное общество удалялось в творческую лабораторию, где молодые поэты, художники, писатели, музыканты показывали свои новые работы и учились у мастеров. И это, по мнению Родольфа Сали, было самой главной функцией кабаре. Пускали в эту творческую лабораторию далеко не всех, поэтому поползли слухи о том, что кабаре “Черный кот” - это тайный эзотерический и политический центр, в котором скрывается международная масонская организация. В произведениях молодых художников, поэтов и композиторов искали тайный смысл. Средневековый интерьер здания, X-образные усы кота и крылья мельницы - символ кабаре и Монмартра, способствовали буйству фантазии.
Кабаре “Chat Noir” стало альтернативой официальной светской культуре. В 1896 году завсегдатай «Черного кота», художник-иллюстратор и мастер плакатного искусства Теофиль Стейнлен нарисовал знаменитую афишу «Tournee du Chat Noir», которая и поныне остается не только визитной карточкой кабаре, но и одним из символов Парижа, а сам Теофиль Стейнлен до сих пор считается непревзойденным «кошачьим» мастером кисти. Этим грациозным животным посвящено множество его работ.

Однажды в кабаре “Черный кот” Родольф Сали воскликнул: "Бог создал мир, Наполеон учредил орден Почетного легиона, а я основал Монмартр!" И это была правда. Вслед за успешным Chat Noir новые кабаре вырастали как грибы после дождя. Даже небезызвестный “Moulin Rouge” появился именно в ту пору. Увы! Постепенно модернистские кабаре с сумасбродствами и причудами богемы уходили в прошлое. На смену им приходили более вульгарные заведения. Сегодня при слове “cabaret” многие из нас, в лучшем случае, вспоминают фильм “Кабаре” с Лайзой Минелли или “Мулен Руж” с Николь Кидман. “Черный кот” не смог выдержать конкуренцию с “Мулен Руж”, но он выполнил свою историческую миссию: превратил обыкновенный кабак в площадку для экспериментов в искусстве, открыв миру новые художественные формы и новые таланты. Сали сломал средневековый стереотип страха перед черным котом, сделав его символом искусства, интеллекта и сатиры. Когда кабаре “Chat Noir” ушло в историю, черный кот отправился странствовать по миру, чтобы вдохновлять людей на прекрасное. Merci beaucuop, Monsieur Chat Noir, за Париж, Монмартр, кабаре и модерн!… Спасибо тебе, уважаемый Черный Кот, за высокое искусство!

Хотите стать частью богемы, завсегдатаями кабаре? Тогда рекомендации Рене Прево для вас!

  1. При всякой возможности опаздывайте к началу, дабы пришедшие ранее уразумели, что у вас есть и другие дела.
  2. Войдя, вручите свое пальто гардеробщице: пускай все видят, что вы не замышляете ничего дурного, и что пальто у вас новое.
  3. Садясь, старайтесь производить как можно больше шума. Пересядьте несколько раз в места на место, покуда не найдете стул, который вполне удовлетворит вас своею формой.
  4. Прочтите меню и карту вин громко и выразительно своему спутнику. Если сможете, заучите их наизусть, официанту же скажите лаконично: “Позже!”
  5. Позаботившись таким образом о своем физическом благополучии, подключайтесь к участию в представлении. Для начала окиньте конферансье долгим презрительным взглядом. Будучи, вне всякого сомнения, ослом, он должен почувствовать ваше духовное превосходство.
  6. Подгадывайте производимые вами шумы так, чтобы они приходились на моменты, когда их менее всего ждут. Такой тонкий расчет с вашей стороны изрядно оживит программу.
  7. Если вы женщина, смело и остроумно критикуйте платье актрисы. (Разглядывая детали, не забудьте воспользоваться лорнетом.)
  8. Во время песенных номеров направляйте дым от папиросы в сторону сцены. Вдыхая его, певец получит удовольствие, а его голос от дыма сделается мягче и бархатистее.
  9. По ходу представления небрежно позвякивайте бокалом и постукивайте столовыми приборами. Приятные эти звуки восполнят отсутствие оркестра.
  10. Утомившись долгой скучной программой и возмутившись принесенным счетом, покидайте помещение шумно, как вошли в него, и с сознанием приятно проведенного вечера.

Оригинал записи и комментарии на

«Прохожий, стой!…

Сие строение, покровителем которого

является Черный Кот ,

посвящено Музам и удовольствию.

Прохожий, будь современным человеком!»

Если Вам посчастливилось побывать в столице Франции, то наверняка одним из сувениров, который Вы привезли в в память об этом незабываемом городе, стал Черный Кот (Ша Нуар от франц. Le Chat Noir), ставший таким же знаменитым символом Парижа, как Эйфелева башня или кабарэ «Мулен Руж».

Тысячи его изображений можно встретить на самых разнообразных сувенирах — от одежды, постеров и открыток, до магнитов и кружек.

А началась эта история во второй половине XIX века, когда Париж охватила настоящая котомания, и около полувека французской культуры прошли под знаком кошки.

Только к началу XIX века отношение к кошкам во Франции, и в католической Европе в целом, начало постепенно меняться к лучшему. Ранее их истребляли и унижали в течение многих веков.

Кошки жили в Париже начиная с римской эпохи. Примерно 700 лет назад, могущественная католическая церковь начала безжалостное истребление кошек, пользовавшихся почетом на Востоке.

Любовь кошек к ночным прогулкам, их таинственное и бесшумное передвижение, светящиеся ночью глаза и свободолюбивый характер, стали причиной отождествления этих независимых и грациозных животных с ведьмами и нечистой силой.

В 1484 г. папа Иннокентий VIII заявил, что кошки - это «языческие звери, состоящие в союзе с дьяволом», и издал указ, обрекающий еретиков, ведьм и их кошек на пытки и муки в застенках инквизиции по всей Европе.

Для кошек изобретали разнообразные мучения, их сжигали на кострах, топили, сбрасывали с башен.

Кошек регулярно массово сжигали заживо на зловещей Гревской площади, которая была местом публичных казней, собиравших многотысячные толпы зрителей во времена средневековья.

Такое безжалостное уничтожение кошек привело к уменьшению их численности в Европе на 90%, в результате чего в городах и поселениях Европы размножилось огромное количество крыс.

Крысы являлись распространителями блох, переносчиков страшной болезни — бубонной чумы, которую в средневековье называли «Черной смертью».

Переносчиками бубонной чумы являются блохи. Но в средневековье полагали, что Черная Смерть вызвана колдовством и обвиняли в ее появлении еретиков, ведьм и их кошек.

В ХIV веке бубонная чума прошлась по Европе и части Азии, уничтожив от четверти до половины населения. Пока бушевала Черная Смерть людям было не до кошек и численность животных увеличилась. Кошки начали уничтожать крыс и приостановили распространение болезни.

Однако, истребление кошек разными способами продолжалось еще несколько столетий, и эпидемии чумы неоднократно опустошали страны Европы.

Переломным моментом в отношении к кошкам явился отказ могущественного кардинала Жана дю Плесси Ришелье (1585–1642, кардинала с 1622 г.) от средневековой церковной теории, связывавшей кошек с дьявольскими силами.

Дворец кардинала Пале-Кардиналь населяли более 20 кошек. Они были единственными живыми существами, которым Ришелье полностью доверял и был искренне привязан.

Причем самым любимым животным у фактического правителя Франции был угольно черный кот Люцифер.

Обладая железным характером, кардинал Ришелье с юности не мог похвастать крепким здоровьем. Его преследовали депрессии, головные боли и болезнь суставов, которые приковывали Ришелье на многие недели к постели, несмотря на все старания придворных медиков. Только кошки, тишина и полутьма были способны облегчить физические страдания кардинала.

Кототерапия имела и побочный эффект — одежда Ришелье всегда была покрыта шерстью. Это обстоятельство явилось причиной разрыва Ришелье и королевы Анны Австрийской, у которой была сильнейшая аллергия на шерсть животных.

Не забыл Ришелье о своих пушистых лекарях и перед смертью, оставив им львиную долю своего состояния и полное содержание.

Однако, сразу же после смерти кардинала все его пушистые компаньоны были уничтожены по приказу короля.

В 1648 году, уже после смерти Ришелье, король Людовик XIV, ненавидевший кардинала и кошек вообще, собственноручно разжег огромный костер на Гревской площади, в котором уничтожили десятки черных кошек, после чего принялся танцевать вокруг огня.

Своенравные и независимые кошки всегда вызывали противоречивые чувства у различных классов общества.

В XVII-XVIII веках в богатых домах Франции кошки пользовались привилегиями хозяйских любимцев, а простолюдины часто жили в худших условиях, чем домашние животные и переносили на них свою классовую ненависть.

В конце 30-х гг. ХVIII в. в Париже на улице Сен-Северен произошло великое кошачье побоище. Бунт подняли двое печатников по имени Жером и Левейе, протестовавшие против того, что с ними обращались хуже, чем с кошками.

И все же, отношеник к кошкам во Франции постепенно менялось к лучшему. В XVII веке кошки начинают появляться на картинах французских живописцев, как полноправные члены семьи.

Le Nain Louis (1598-1648), «Крестьянская семья в интерьере»

Le Nain Louis, «Сельская семья»

Для парижской богемы XIX века кошка стала символом независимости, творчества и свободы нравов.

Кошек наделяли философскими, мистическими и поэтическими символами.

Фурор среди французской публики наделала черная кошка , появившаяся на картине Э. Мане (1832-1883) «Олимпия», выставленная в парижском Салоне в 1865 году.

Большой вклад в пропагандирование любви к кошкам внес необычайно популярный в свое время сборник Шанфлери (Champfleury) «Кошки. История, нравы, наблюдения, анекдоты » (Les Chats, histoire, moeurs, observations, anecdotes), выпущенный в 1869 году.

Шанфлери (1821-1889, настоящее имя Jules Husson Fleury) был известным в кругах парижской богемы писателем и новеллистом, вместе со своим другом Гюставом Курбе он выступал за возвращение живописи к реализму, интересовался народным искусством и писал эссе по самым разным вопросам — о театре, карикатуре, японской гравюре и керамике. Но прежде всего в наше время этого яркого и разностороннего человека помнят благодаря его книгео кошках.

Книга Шанфлери была настоящей энциклопедией, в которой рассказывалось о кошках в древних цивилизациях; о связанных с ними традициях в культурах разных народов; о котогеральдике и кошках в искусстве и литературе. В книге были главы, посвященные друзьям и врагам кошек и множество мудрых высказываний об этих грациозных и независимых животных.

Популярность книги была столь велика, что вслед за первым изданием в 1869 году последовали еще четыре – более роскошных и существенно дополненных текстами и иллюстрациями.

Иллюстрации к книге были уникальным собранием кошачьих образов всех времён и народов.

Вот несколько примеров.

Эдмон Морин. Дружеский шарж на Шанфлери. Иллюстрация из книги «Кошки». 1869

Офорт Эдуарда Мане «Кот и цветы» из книги Шанфлери «Кошки». 1870

Фронтиспис книги Шанфлери «Кошки» с портретом кошки Виктора Гюго Chanoine
и цитатой из Жозефа Мери (Joseph Méry), написанной рукой Гюго:
«Бог создал кота для того, чтобы у человека был тигр, которого можно погладить».

И вот, на волне этой нарастающей популярности парижских кошек, в 1881 году, барон де ла Тур де Нэнтр, более известный как Родольф Сали (Rodolphe Salis) , сын богатого винодела, весельчак и балагур по своей натуре, переоборудовал свою художественную мастерскую в бывшем помещении телеграфа на бульваре Рошешуар на Монмартре и 18 ноября 1881 года открыл там скромное артистическое кафе, где могла бы собираться богема, показывать свои работы, говорить об искусстве.

Заведению дали название „Chat Noir“ («Ша нуар» или „Черный кот“), в честь тощего бродячего черного кота, подобранного Сали на ночной улице Монмартра.

Кафе «Черный кот» Родольфа Сали стало вскоре в кругах богемы символом искусства, свободы и независимости от глупых буржуазных устоев. На его первой эмблеме красовался черный котище, положивший лапу на поверженную гусыню — символ глупого обывателя.

Вскоре кафе превратилось в первое парижское кабаре, в котором можно было не только выпить, но и послушать музыку, потанцевать или посмотреть на танцующих красоток.

В те времена район Монмартра еще не был синонимом искусства, это была живописная сельская местность с ветряными мельницами и немощеными улочками, по которым разгуливали козы, утки и куры.

Недобрая слава ходила об этом небезопасном месте среди добропорядочных буржуа, которые презрительно прозвали местных жителей „canaille“ (отсюда канальи), поскольку населяли тогда Монмартр бедняки, воры, проститутки, да неимущие художники, актеры, музыканты и поэты, которые не могли себе позволить снять жилье даже в дешевом Латинском квартале.

Сали решил превратить «Черного Кота» в самое модное место Монмартра – центр искусства и развлечений.

Для творческих личностей — художников, поэтов, музыкантов, артистов вход был свободный. Зная, что многие были совсем не прочь выпить, Сали покупал их творения за спиртное, которые потом украшали его заведение. Талантливые поэты, певцы, музыканты выступали в «Черном коте» практически бесплатно. Главное условие – это элемент неожиданности и театральность. Сам хранитель заведения, черный кот, спал на настоящей пальме.

Кабаре и кафе-шантаны окружал аромат запретного плода, богемности, но еще и гражданского протеста. Побывать там очень скоро стало практически долгом каждого, как говорили в девятнадцатом веке, «думающего» человека. По словам Родольфа Сали, здесь можно было «похлопать по плечу самых известных людей Парижа и встретить иностранцев со всех концов земли».

Постоянными посетителями «Черного кота» были Мопассан, Каран д’Аш, Поль Верлен, Клод Дебюсси, Эрик Сати, Жюль Лафорг и многие другие. Французский критик и романист Поль Бурже писал о «Черном коте»: «Это — фантастическое сборище поэтов и художников, журналистов и студентов, служащих и просто гуляк, не говоря уже о натурщицах, дамах полусвета и благородных дамах, ищущих острых ощущений.»

Это было прекрасное и творческое время, расцвет экономики, культуры, искусства и науки во Франции и других странах Европы, получившее название «Прекрасная Эпоха » («Бель эпок» от фр. Belle Époque ), период истории, начиная с последних десятилетий XIX века и 1914 годом.

Популярность «Черного кота» росла, и в 1885-ом году кабаре переехало в другое, более просторное помещение на бульваре Клиши на Монмартре, в котором его завсегдатаи даже смогли организовать театр теней.

А создание рекламного плаката — символа кабарэ, призванного привлекать посетителей в «Черный кот», Сали доверил своему хорошему другу художнику Теофилю Александру Стейнлену, также бывшему постоянным завсегдатаем „Chat Noir“ и принадлежавшему к парижской богеме.

Стейнлен родился в Лозанне, приехал в Париж и поселился на Монмартре. Он зарабатывал себе на жизнь, рисуя рекламные плакаты. Это было доходное ремесло, потому что рестораны и таверны с помощью рекламы привлекали к себе посетителей.

Стейнлен очень любил кошек и быстро сообразил, что если сделать миловидных детей и кошек главными персонажами своих плакатов, то они несомненно привлекут всеобщее внимание сентиментальных парижан.


Теофилю Стейнлену принадлежит немало иллюстраций для газет, журналов и книг, но наиболее ярко его талант проявился в бесчисленных картинах, рисунках и скульптурах, посвященных кошкам. Изображая кошек, Стейнлен блестяще сочетал реалистическую убедительность с прихотливой декоративностью стиля ар-нуво.

В 1896 году Теофиль Стейнлен нарисовал знаменитую афишу «Tournee du Chat Noir», которая и поныне остается не только визитной карточкой кабаре, но и одним из символов Парижа, а сам Теофиль Стейнлен до сих пор считается непревзойденным «кошачьим» мастером кисти. Этим грациозным животным посвящено множество его работ.

Копии этой литографии разошлись по всему Парижу, а оригиналы его плакатов сделались предметами коллекционирования и продаются в антикварных лавках.

Для поддержания престижа кабаре, Сали выпускал двухнедельный журнал «Чёрный кот», в котором Стейнлен сотрудничал со своими иллюстрациями вплоть до сентября 1897 года, когда кабарэ «Черный кот» закрылось через два года после смерти своего талантливого создателя Родольфа Сали.

Сегодня при слове “cabaret” многие из нас, прежде всего вспоминают фильм “Кабаре” с Лайзой Минелли или “Мулен Руж” с Николь Кидман.

“Черный кот” не смог выдержать конкуренцию с “Мулен Руж”, но он выполнил свою историческую миссию: превратил обыкновенный кабак в площадку для экспериментов в искусстве, открыв миру новые художественные формы и новые таланты.

Родольф Сали сломал средневековый стереотип страха перед черным котом, сделав его символом искусства, интеллекта и сатиры. Когда кабаре “Chat Noir” ушло в историю, черный кот отправился вместе с туристами странствовать по всему миру, чтобы вдохновлять творческих людей и напоминать о прекрасном городе Париже.

На бульваре Клиши на Монмартре и сегодня можно зайти в трактир «Черный кот», правда, это не то кабарэ, существовавшее в 19 веке. Новое заведение с тем же именем было открыто в наше время.

Кошки теперь мирно живут рядом с парижанами. Никому не приходит в голову обижать этих таинственных и грациозных животных, а если такие находятся, на защиту кошек встают общества защиты животных. Кошки спокойно прогуливаются по улицам, сидят на крышах, свысока глядя на городскую жизнь.

Правда днем, когда шумный Париж заполнен туристами, кошки предпочитают отдыхать в тихих внутренних двориках и скверах, зато с наступлением темноты кошки ведут здесь самый активный образ жизни.

Черный кот наблюдает за жизнью современного Монмартра.

А 15 сентября 2013 года в Париже открылось первое кошачье кафе «Cafe des Chats» и сразу стало одним из популярных мест среди жителей французской столицы и среди ее гостей.

Теперь в Париже уже два кафе, принадлежащих одной сети «Cafe des Chats», в которых можно общаться с животными, гладить их и даже брать на руки, но нельзя кормить их едой со своей тарелки и нельзя беспокоить, когда они спят.

В кошачьем кафе люди могут не только выпить кофе и расслабиться в уютной домашней обстановке, но и восполнить недостаток общения с животными, что особенно важно для тех, кто по какам-либо причинам не может держать кошек дома. Кошки помогают снять стресс, нормализовать кровяное давление и стабилизировать сердечный ритм. А еще они заметно улучают настроение и помогают людям свободнее общаться.

В каждом кафе «работают» около десятка специально обученных ласковых кошек (все были спасены из приютов), которые привлекают все новых клиентов и дарят им счастье 🙂

Так что добрые традиции „Chat Noir“ продолжаются, и мой угольный кот как две капли похожий на своего французского собрата, и внешностью и своим игриво-богемным характером, всячески это одобряет 🙂

Лучший антидепрессант и вместилище пороков, воплощение уюта и нежности, грациозности и независимости... Преодолев долгий путь от демона и божества до заурядного представителя городской фауны, кошки превратились в негласный символ Парижа. Портал «ЗаграNица» расскажет, как Черный Кот стал королем сувенирных лавок французской столицы

Рисованный Le Chat Noir (Черный Кот) уже давно стал один из символов Парижа вместе с , и кабаре « ». Изображение сидящей черношерстной кошки можно встретить почти в каждой сувенирной лавке: на чашках, футболках, свитерах, постерах... Откуда взялся этот образ, мы сейчас расскажем. Но начнем издалека.


Фото: Shutterstock

По Европе домашние кошки расселились из Древней Греции. Благодаря еще египетскому культу животным создавали комфортные условия для жизни. Кошки считались экзотическими и роскошными домашними питомцами, их всячески холили и лелеяли. А для ловли мышей в те времена использовали ласок.


Фото: tvaryny.com

Всё изменилось во времена Средневековья. Для европейских кошек они стали настоящей преисподней! Из-за способности видеть в темноте и других «странных» повадок служители церкви приписали животным близость к нечистой силе.


Фото: Shutterstock

Инквизиция объявила настоящую войну хвостатым! Так, в Париже кошек привселюдно сжигали на Гревской площади.

Однако со временем содержание усатых-полосатых перестало быть дурным тоном.

Например, знаменитый кардинал Ришелье очень любил кошек и завещал после смерти окружить заботой десятки его любимиц.


Фото: maxpark.com

Во Франции кошки сопровождали своих владелиц в салонах. Прах питомцев аристократы хранили в изысканных урнах, а их портреты заказывали именитым медальерам и художникам.

Фото: anastgal.livejournal.com Фото: anastgal.livejournal.com

Независимый кошачий нрав импонировал представителям богемы XIX века: писателям, художникам, музыкантам, которые ценили свободу и отвергали буржуазные устои.


Фото: Shutterstock

Свободные артисты зарабатывали немного, поэтому могли позволить себе лишь очень скромное и простое жилье. Одним из самых бедных районов тогда был Монмартр - дом бедняков, проституток и преступников всех мастей. Именно здесь, в криминальном сердце столицы, родился легендарный образ «Чeрного Кота».

18 ноября 1881 года парижский импресарио, сын богатого пивовара Рудольф Сали открыл на бульваре Рошешуар на Монмартре таверну Le Chat Noir («Чeрный кот»).


Фото: caddyrowlandblog.blogspot.com
Фото: montmartre-secret.com

Посетителей было немного, и владелец понял - нужна яркая и запоминающаяся реклама. Ее создание Рудольф Сали доверил своему другу - художнику Теофилю Стейнлену. Так родился символ независимости и свободных нравов Парижа: Le Chat Noir.

Старая английская пословица гласит: «Если в доме есть черная кошка - в нем всегда любовь»

Думаю, что к этому празднику присоединятся любители черных котиков и кошечек в разных странах.

В Париже таковых найдётся очень много, т.к.

Черный кот- символ Парижа

Кошки жили в Париже, начиная с римской эпохи. В Средневековой Франции никто не считал их домашними животными. Кошек подозревали в связи с дьяволом, и поэтому их убийство было обычным делом. Власти Парижа устраивали казнь кошек на Гревской площади, посмотреть на которую приходило множество горожан.

Кошки- животные, способные вызвать у людей одновременно любовь и ненависть. В богатых домах кошки пользовались привилегиями хозяйских любимцев.

Простолюдины часто жили в худших условиях, чем домашние животные и переносили на них свою ненависть. Из-за кошек в истории Франции происходили народные волнения. Об этом можно прочитать в книге историка Роберта Дарнтона под названием «Великое кошачье побоище и другие эпизоды из истории французской культуры».

Для парижской богемы 19 века кошки были символом независимости и свободных нравов.

К богеме принадлежал художник Теофиль Стейнлен, автор знаменитой картинки.

Картинка «Черный кот» знакома многим, кто бывал в Париже, или интересуется им. Это изображение можно встретить на майках, кружках, постерах, сумках, полотенцах и других предметах, которые продаются в сувенирных лавках, посещаемых туристами. Черный кот сошёл с литографии, созданной в 1880-е г. французским художником Теофилем Стейнленом, и с тех пор разошёлся в сотнях тысяч копий. Черный кот наряду с Эйфелевой башней стал одним из символов Парижа.

Стейнлен родился в Лозанне, приехал в Париж, поселился на Монмартре.

Район Монмартра со временем приобрёл репутацию модного места. Буржуа стали приходить туда в поисках новых развлечений.

Стейнлен зарабатывал себе на жизнь, рисуя рекламные плакаты. Это было доходное ремесло, потому что рестораны и таверны с помощью рекламы стремились привлечь к себе посетителей. Друг Стейнлена, Рудольф Сали, сын богатого пивовара, открыл на Монмартре таверну, которую назвал «Черный кот». Впоследствии такие заведения стали называть «кабаре», потому что там можно было не только выпить, но и послушать музыку, потанцевать или посмотреть, как танцуют другие.

Стейнлен нарисовал рекламу этого заведения. Картинка с черным котом разошлась по городским улицам. Оригиналы сделались предметом коллекционирования, продаются в антикварных лавках. Копию литографии дёшево мог купить любой парижанин или турист, благодаря чему искусство оказалось доступным массам.

На бульваре Клиши на Монмартре и сегодня можно зайти трактир «Черный кот», правда, это не тот ресторан, существовавший в 19 веке. Новое заведение с тем же именем было открыто в наше время.

Кошки теперь мирно живут рядом с парижанами. Никому не приходит в голову обижать этих животных, а если такие находятся, на защиту кошек встанут общества защиты.

Кошки спокойно прогуливаются по улицам, сидят на крышах, свысока глядя на городскую жизнь.

Улица кота-рыболова, Париж

Улица Кота-Рыболова (точнее, "кошки, которая ловит рыбу") - Рю дю Ша-ки-пеш - была проложена в Латинском квартале в 1540-м году; в длину она не превышает 12-ти метров, а в ширину - двух с половиной, в некоторых местах - 1,80. Таким образом, это самая узкая улица города.

Ее почерневшие от времени дома видели, как умирал XV век. Рядом денно и нощно кипит жизнь. Здесь всегда тихо и не многолюдно.


«Увидеть кота, который рыбачит» - старое французское выражение, очень похожее на русское «Когда рак на горе свистнет».

Улица ловящего рыбу кота в Париже находится прямо на набережной, напротив собора Парижской Богоматери. Это самая узкая улица города: всего 180 сантиметров в ширину. И называется эта улица так не случайно, а благодаря уличной вывеске, на которой как раз был изображен рыбачащий кот.

Но существует и другая версия возникновения названия. По легенде, в Средние века, когда кошки, особенно черные, считались слугами дьявола и нечистой силы, на этой улочке жил черный кот, любивший половить рыбку в Сене. И на ней же жил католический священник (а католические священники должны всегда носить черную одежду).

А еще здесь любили бродить студенты Сорбонны, которые (видимо, после бутылочки хорошего Бордо) и решили, что кот и священник - одно лицо. Несчастного кота поймали и убили, после чего священник действительно пропал… Студентов тоже нашли и приговорили к смертной казни за убийство патера.

Говорят, что после казни студентов священник снова появился на улице как ни в чем ни бывало, а вслед за ним вернулся и черный кот.

Видео " Кошки Парижа - Cats in Paris" можно посмотреть:

youtube.com/watch?v=V-GnJjoTs6E



Этот выпуск котоальманаха мы посвящаем Парижу -
прекрасному, любимому, вечному.

ъ

Во второй половине 19 века Париж охватила настоящая котомания, и с каждым десятилетием она только усиливалась. Можно без преувеличения сказать, что добрых полвека французской культуры прошли под знаком кошки. Для парижской богемы не было зверя важнее кошки. Каких только символов - философских, поэтических, мистических - не видели в ней!


Анри Шарль Жерар. Черный кот. 1883

Первым вестником котомании стал необычайно популярный в свое время сборник Шанфлери (Champfleury) "Кошки", выпущенный в 1869 году. Сборник Шанфлери - своего рода прототип нашего котоальманаха "Коты через века", или наоборот - эта книга стала недосягаемым идеалом, к которому мы, по мере скромных сил, стремимся.


Кот на фоне Монмартра
Автора фото установить не удалось

Шанфлери (1821-1889, настоящее имя Jules Husson Fleury) был известным в кругах парижской богемы писателем и новеллистом, вместе со своим другом Гюставом Курбе он выступал за возвращение живописи к реализму, интересовался народным искусством и писал эссе по самым разным вопросам - о театре, карикатуре, японской гравюре и керамике, 17 лет был куратором Сервской фарфоровой мануфактуры.
Если сейчас и помнят этого яркого и разностороннего человека, то прежде всего благодаря его книге "Кошки. История, нравы, наблюдения, анекдоты " (Les Chats, histoire, moeurs, observations, anecdotes). Какая "муза" вдохновила Шанфлери, долго гадать не надо - это была та самая черная кошка, которую Эдуард Мане изобразил в уголке полотна на своей скандально известной картине "Олимпия" (об этом мы рассказывали в котоальманаха). Именно поэтому для рекламного плаката книги Шанфлери была использована литография того же Мане "Коты на рандеву". Нетрудно распознать в черном коте на крыше прототип из "Олимпии".


Плакат книги Шанфлери "Кошки" с литографией Эдуарда Мане "Коты на рандеву". 1869

Популярность книги была столь велика, что вслед за первым изданием в 1870 году последовали еще два, а затем еще два - более роскошных и существенно дополненных текстами и иллюстрациями. Книга Шанфлери была настоящей котоэнциклопедией, в которой рассказывалось о кошках в древних цивилизациях, о связанных с кошками традициях разных народов, о котогеральдике, о кошках в искусстве и литературе. В книге есть главы, посвященные друзьям и врагам кошек, а также множество мудрых высказываний о кошках.


Эдмон Морин. Дружеский шарж на Шанфлери. Иллюстрация из книги "Кошки". 1869

Иллюстрации к книге - бесценное собрание кошачьих образов всех времён и народов. Кроме "Котов на рандеву" в пятом издании книги появился великолепный офорт Эдуарда Мане "Кот и цветы", на котором изображен кот на балконе рядом с керамической вазой. В офорте явственно ощущается увлечение Мане японской гравюрой. Японской гравюре, конечно же, нашлось место в книге Шанфлери! Приведем в пример хотя бы работу Андо Хиросигэ, о котором мы не раз рассказывали в . Отпечатанные в Венеции виньетки с кошками соседствуют в книге с русским лубком "Как мыши кота хоронили" и со старинной французской гравюрой "Кошачий концерт".


Офорт Эдуарда Мане "Кот и цветы" из книги Шанфлери "Кошки". 1870

Среди великих котолюбов Франции и других стран Шанфлери представил Монтеня, Шатобриана, Гофмана, Бодлера и Виктора Гюго. Рассказывая о парижской котомании, которую если не спровоцировала, то в всяком случае усилила книга Шанфлери, мы продолжаем его традиции.

Фронтиспис книги Шанфлери "Кошки" с портретом кошки Виктора Гюго Chanoine
и цитатой из Жозефа Мери (Joseph Méry), написанной рукой Гюго:
"Бог создал кота для того, чтобы у человека был тигр, которого можно погладить".


Анри де Тулуз-Лотрек. Дизайн меню обеда у Мей Бельфор. 1896

Так волнующее нас слово "кабаре", в котором танцуют красотки, в переводе с французского значит просто "кабачок". Первое парижское кабаре «Чёрный кот» (Le Chat noir) было открыто в 1881 году Родольфом Салисом на Монмартре. Однако за эту идею мы должны поблагодарить и Луи Наполеона, который, став императором Франции в 1852 году, запретил распевать традиционные песни - chanson - в публичных местах, то есть на ярмарочных площадях и многолюдных улицах городов. Убежищем для шансонье стали кафе-шантаны (café-chantant) или кафе-кабаре (cafe-cabaret).


Теофиль Александр Стейнлен. Плакат кабаре " Le Сhat Noir" . 1886
Плакат стал одним из символов Парижа.

Казалось бы, шансонье нашли себе новый приют, но тут последовал еще один запрет. Власти запретили играть в таких заведениях на фортепиано, так как полиция считала, что музыка может заглушать нежелательные разговоры на политические темы. Однако Салис смог добиться для "Черного кота" отмены этого запрета, установил в заведении инструмент и приглашал туда таких известных композиторов как Дебюсси и Сати. А конкурентам оставалось только завидовать. Популярность "Черного кота" росла, и в 1885-ом году кабаре переехало в другое, более просторное помещение, в котором его завсегдатаи даже смогли организовать театр теней.


Кабаре " Le Сhat Noir" на бульваре Клиши

Содержание кабаре оказалось прибыльным делом, и они начали возникать по всей Франции. У "Черного кота" появились конкуренты, например, «Мирмильтон» (Mirmilton) Аристида Брюана, в котором черпал свое вдохновение знаменитый художник Анри де Тулуз-Лотрек. Сам Брюан начинал в "Черном коте". Еще до начала пения он удивлял посетителей своим костюмом: красный свитер, чёрная бархатная куртка, высокие сапоги и длинный красный шарф. Выступал он под сценическим именем Астрид Брюан - звезда Монмартра и пел песенки о жизни ночного Парижа не на классическом французском языке, а на парижском арго.


Аристид Брюан. Плакат 1892 года

Понятно, что при такой предыстории кабаре и кафе-шантаны окружал аромат запретного плода, богемности, но еще и гражданского протеста. Побывать там очень скоро стало практически долгом каждого, как говорили в девятнадцатом веке, "думающего" человека. А если добавить, что там подавали абсент, то станет понятно, почему в «Чёрном коте» собиралась вся богема тех времён. По словам Салиса, здесь можно было «похлопать по плечу самых известных людей Парижа и встретить иностранцев со всех концов земли». Постоянными посетителями были Мопассан, Каран д"Аш, Поль Верлен, Клод Дебюсси, Эрик Сати, Жюль Лафорг, Альфонс Алле, Шарль Кро, Леон Блуа, Жан Мореас, Морис Роллина, Аристид Брюан, Альбер Самен, Жан Лоррен, Поль Синьяк, Жанна Авриль, Иветта Гильбер, Август Стриндберг и другие. Французский критик и романист Поль Бурже писал о "Черном коте": "Это - фантастическое сборище поэтов и художников, журналистов и студентов, служащих и просто гуляк, не говоря уже о натурщицах, дамах полусвета и благородных дамах, ищущих острых ощущений."



Вечеринка в кабаре " Le Сhat Noir"
Обратите внимание на кошачьи мотивы в оформлении зала.


В кабаре " Le Сhat Noir"

Для поддержания престижа кабаре Салис выпускал двухнедельный журнал «Чёрный кот». Первые 688 номеров выходили в период с января 1882 по март 1895 года. После этого вышло ещё 122 номера, последний появился 30 сентября 1897 года. Журнал стал воплощением духа «конца столетия». В его создании принимали участие поэты и шансонье, которые сочиняли для самого кабаре, а также те, кто создавал для кабаре декорации. Именно в этом журнале появились первые статьи Жана Лоррена, одного из скандальных писателей Прекрасной эпохи, там же печатались Поль Верлен и Жан Ришпен.


Журнал " Le Сhat Noir"

После смерти Салиса кабаре просуществовало еще два года, затем заведение было продано, но память о нем осталась до сих пор, а подобные "Черному коту" артистические кафе стали возникать по всей Европе. Особенно много их появилось перед Первой мировой войной: в Берлине, в Санкт-Петербурге и, конечно, в Париже. Даже вождь мирового пролетариата В. И. Ленин посещал эти заведения. Правда, как вспоминает Н.К.Крупская, он ходил туда исключительно послушать прогрессивного шансонье Монтегюса, а на танцовщиц даже не смотрел. Но это уже совсем другая история.

Постоянные читатели котоальманаха помнят, как бойко работали кошки в , пропагандируя самые разные товары. Во Франции конца 19 века, когда рекламный плакат все более уверенно формировался как самостоятельный жанр, кошки заняли на плакатах заметное место.


Анри Гербо. Реклама горячего шоколада

Во многом это случилось благодаря исключительно котолюбивому мастеру плаката Александру Теофилю Стейнлену. Хотя композиционным центром плакатов Стейнлена остается фигура человека (в рекламе товаров это чаще всего прелестный нарядный ребенок), динамику и драматургию плакату придают именно кошки. Красивый силуэт, яркие контрастные цветовые пятна, занимательность, очарование уютного домашнего очага, ощущение счастья - все это привносят кошки в плакаты Стейнлена.


Теофиль Александр Стейнлен. Плакат
«Чистое стерилизованное молоко». Конец 19 в.

Посмотрим на плакат «Стерилизованное молоко». Девочка в красном платьице пьет из блюдца молоко, разноцветные кошки у ее ног нетерпеливо ожидают своей очереди. На плакате, рекламирующем чай и какао, кошка не прочь попробовать горячий напиток из чашки, а девочка ограждает чашку рукой.


Теофиль Александр Стейнлен. Реклама чая и какао. 1895


Теофиль Александр Стейнлен. Реклама ветеринарной лечебницы "Шерон"

Теофиль Стейнлен



Теофиль Стейнлен. Афиша выставки художников-анималистов. 1909

Чтобы выбрать главного котолюба среди парижских художников того времени, не приходится долго думать: это, конечно, Теофиль Александр Стейнлейн (1859-1923). Имя этого художника уже упоминалось в нашем выпуске котоальманаха. Уроженец Швейцарии, Стейнлен превратился в истинного француза и был своим человеком в среде парижской богемы. Он начинал в Париже как обычный чертежник, а стал одним из «отцов» современного плаката. Именно Стейнлен, обожавший кошек (его парижское жилище друзья называли «кошачьим домом»), создал для кабаре "Черный кот" знаменитый плакат с желтоглазой, грациозной, абсолютно черной кошкой. Помимо плакатов и афиш, Стейнлену принадлежит немало иллюстраций для газет, журналов и книг, но наиболее ярко его талант проявился в бесчисленных картинах, рисунках и скульптурах, посвященных кошкам. Изображая кошек, Стейнлен блестяще сочетал реалистическую убедительность с прихотливой декоративностью стиля ар-нуво.


Афиша выставки Теофиля Стейнлена. 1894



Лист из крупноформатного альбома Стейнлена "Les Chats" со сценками из жизни кошек. 1898



Кот на перилах. 1896


Ребенок в костюме Пьеро с кошкой. 1889



Сюзанна Валадон

Сюзанна Валадон (Мари́-Клементи́н Вала́д, 1865 - 1938) - муза Монмартра, внебрачная дочь прачки, ставшая художницей. Швея, нянька, официантка, торговка овощами, циркачка, она рисовала с детства. Модель Пюви де Шаванна, Огюста Ренуара, Анри де Тулуз-Лотрека, Эдгара Дега, Амедео Модильяни, запечатленная на десятках знаменитых полотен. Мать художника Мориса Утрилло, единственная возлюбленная композитора Эрика Сати. Из ее портретов и автопортретов можно составить солидную выставку, ее жизнь - материал для непридуманного романа о парижской богеме.


Сюзанна Валадон с сыном Морисом Утрилло ,
мужем Андре Уттером и котом Raminou. 1919


Марсель Леприн. Сюзанна Валадон и ее кот. Начало 20 в.

Самоучка Валадон долго скрывала свои картины от друзей-художников, над иными холстами работала годами, стремясь довести произведение до совершенства. А когда, наконец, осмелилась считать себя художницей, была принята в 1894 году в Национальное общество изящных искусств. В 1915 году состоялась ее первая персональная выставка. Валадон держала дома козу, которой поручила съедать неудачные работы, и баловала своих многочисленных кошек - в пятницу, постный день, они "как добрые католики" питались исключительно икрой вместо рыбы. Кошки - и прежде всего ее любимец Raminou - нашли место на полотнах хозяйки в зрелый период ее творчества. Raminou необычайно повезло - он прочно вошел в историю искусства. Этотполосатый рыжий кот, судя по датам создания картин, позировал хозяйке на протяжении всей своей долгой кошачьей жизни. Скорее всего, на фотографии с сыном Морисом Утрилло и мужем Андре Уттером Сюзанна Валадон держит на руках именно Raminou.


Джейн Филль с кошкой. 1919


Две кошки. 1918


Кошка на стуле. 1918


Мисс Лили Уолтон с кошкой. 1922


Луизон и Raminou. 1920

Raminou, сидящий на ковре. 1920
Raminou с букетом. 1919


Raminou. 1922



Raminou и кувшин с гвоздиками. 1932

Жан Кокто

Жан Кокто (1889 - 1963) - писатель, поэт, драматург, художник, кинорежиссёр - нежно любил кошек, посвящал им стихи и рисунки. Кокто принадлежит одно из самых проникновенных высказываний о кошках: «Я обожаю кошек, потому что я люблю свой дом и потому, что они постепенно становятся его зримой душой. Это разновидность активной тишины, исходящей из пушистой шерсти, глухой к командам, призывам и порицаниям». И еще одно: "Кошек я предпочитаю собакам хотя бы потому, что полицейских котов не бывает".

Дух мнимой ласковости теплится под спудом
Его хрустальных глаз, горящих изумрудом.
Лежит и, кажется, забыл про все вокруг,
Мурлыкает во сне, и этот тихий звук
Все больше выдает невнятную тревогу.
И вот потягивается и понемногу
Примеривается, как поиграть с лучом.
Потом встает, спина дугой, усы торчком,
И вдруг, усевшись, умывается, проворный,
И розовый язык скользит по шерстке черной.

Жан Кокто
(Перевод М. Яснова)



Брошь парижского клуба друзей кошек по эскизу Жана Кокто



Роспись Кокто в церкви Saint Blaise des Simples в Milly-la-Forêt, где впоследствии он был погребен. 1959



Эксклюзивная золотая брошь по эскизу Жана Кокто


Жан Кокто и Леонард Фужита на конкурсе кошек, который спонсировал парижский клуб друзей кошек.
Фужита держит на руках коронованную победительницу конкурса - королеву кошачьей красоты.

Леонард Фужита

Цугухару Фудзита (1886-1968), он же Леонард Фужита, - японский художник, покоренный Парижем и покоривший Париж, большой любитель и друг кошек. Мы в свое время посвятили Леонарду Фужите нашего котокалендаря 2014, поэтому сегодня мы публикуем несколько его характерных работ и отсылаем читателей к котокалендарю.


Автопортрет в мастерской

Рисунок из "Книги кошек", изданной совместно
с поэтом и писателем Майклом Джозефом. 1930


Вандомская площадь. 1951


Пале-Рояль. 1951

Леонор Фини

Леонор Фини (1907-1996), французская художница-сюрреалистка, дизайнер и иллюстратор родом из Аргентины, была женщиной своенравной и очаровательной, похожей на великолепную кошку, да и считала себя кошкой. "Кошка рядом с нами — это теплый, пушистый, усатый и мурлыкающий подарок потерянного рая», - говорила Леонор Фини. Она держала дома несколько персидских котов (всего в ее долгой жизни было 19 котов!), часто рисовала их, обожала с ними фотографироваться. По воспоминаниям друзей, Леонор была окружена кошками и днем и ночью. Коллекционеры шутят, что работы Фини несложно атрибутировать - к холстам прилипла кошачья шерсть, они всегда поцарапаны кошачьими когтями. Кошкам в ее доме было дозволено все: спать в постели хозяйки, участвовать в трапезах, выискивая на блюде самые лакомые кусочки, и горе тому гостю, который выражал недовольство этим.



Фото Мартина Франка


Фото Доры Маар. 1936


Студия Леонор Фини. 1990


Студентка


Идеальная жизнь. 1950

Кошки Фини больше похожи на инопланетных пришельцев, чем на животных. Посмотрите на картину «Воскресный полдень»: огромные сильные кошки с умными мордами и потусторонними глазами обращаются с людьми, как с равными. От этой картины пробирает дрожь: кто здесь хозяин, а кто домашний любимец? С оригиналом картины Фини не расставалась и всегда возила полотно с собой.


Воскресный полдень. 1980


Уби. 1979

Колетт

Легендарная французская писательница Колетт (Sidonie-Gabrielle Colette, 1873 - 1954) всю жизнь обожала кошек. Во многих её романах фигурируют кошки как спутники героев либо как самостоятельные персонажи. Колетт принадлежат прекрасные высказывания о кошках, например, такое: «Любовь к кошкам может только обогатить. Не из этого ли расчета вот уже полвека я ищу их общества?» («Виноградная лоза»). В романе Колетт «Кошка» действие развивается вокруг любовного треугольника: она, он и его кошка по имени Сага.


Кошки сопровождали писательницу (которая, кстати, в юности зарабатывала актерской игрой в мюзик-холлах, в том числе в роли влюбленной кошки) не только на страницах произведений, но и в жизни. В любом городе, в любой квартире, с каждым из мужей или возлюбленных Колетт была окружена кошками: Нонош, Бижу, Мюзетта, Серая, Кики-ля-Дусетт и многими, многими другими. Кошку породы шартрез, которая стала прототипом Саги из романа «Кошка», Колетт назвала Последней. Это имя стало пророческим, потому что после смерти своей любимицы (а говорят, что Последняя помогала писательнице буквально во всем, и постоянно следовала за ней по пятам) Колетт перестала заводить кошек и довольствовалась обществом бездомных котов около своего дома.

Жак Нам

Среди парижских художников-котолюбов достойное место принадлежит графику и скульптору Жаку Наму (Jacques Lehmann Nam,1881-1974). Уже в юные годы он начал рисовать кошек в доме своих родителей. Учась в Школе изящных искусств, Жак проводил долгие часы в зоологическом саду, делая зарисовки животных. Если Нам когда-то изменял своей любимой теме - животным, и в первую очередь кошам, - работая карикатуристом в газетах, то делал это только ради заработка. Познакомившись с Колетт, он быстро нашел с писательницей общий язык и в 1929 году проиллюстрировал ее книгу "Семь диалогов с животными", а в 1935 году - роман "Кошки". Он и сам писал стихи о кошках, и в 1960 году издал сборник "Eux mes Chats", который включал 45 стихотворений с 70 иллюстрациями. В 1971 году, в возрасте 90 лет, Нам представил свои котоработы на выставке в Лондоне, вместе с произведениями знаменитого соотечественника Теофиля Стейнлена.



Сиамская кошка. 1920


Кошка за туалетом


Иллюстрация из ""Le Sourire". 1911


Жизнь парижанки. 1913


Кошачьи нежности: стальные коготки на бархатных лапках.


Страницы из сборника "Eux mes Chats"

Продолженiе будетъ!