Устав монастыря. Утешение монаха. Интервью с наместником Валаамского монастыря Расписание дня монахов

М ы постарались узнать, что собой представляет монастырь XXI века, и почему люди добровольно готовы навсегда скрыться от обычной жизни за глухой оградой.

Д ень первый

Монастырь, который я выбрала – место впрямь отшельническое. В крошечное село Вербовское Днепропетровской области ходит только древний ПАЗик от железнодорожной станции Синельниково – по средам, пятницам и воскресеньям дважды в день. В другое время выбраться отсюда, не имея своего авто, невозможно. Час езды по безлюдным тряским дорогам – и я в Вербовском. Места здесь и впрямь благословенные: сочные зеленые луга, большой пруд с вальяжными гусями и, наконец, живописные синие купола за кирпичным забором. Это и есть Знаменский женский монастырь.

Осторожно проникаю в открытые ворота – хоть заранее договорено по телефону, что приедет светский журналист и погостит в качестве паломника. Первое, что бросается в глаза – фигуры в черной глухой одежде, склонившиеся над грядками. «И каково им в такую жару?!» – мысленно жалею огородниц, иду дальше и присаживаюсь на лавочку возле монастырского здания рядом с пожилой монахиней. Здороваюсь и по привычке закидываю ногу на ногу.

– Пожалуйста, не делайте так, – с дружелюбной улыбкой замечает та. – Смиренно выравниваю осанку, моментально вспоминая пословицу: «В чужой монастырь со своим уставом…». Из монастырского корпуса выходит молодая женщина, она тоже вся в черном, открыто только л ицо. Это благочинная инокиня Ирина, через которую в основном монастырь держит связь с внешним миром.

– Так вы уже познакомились с матушкой игуменьей Георгией? – спрашивает Ирина.

А я-то всегда представляла руководительниц монастырей строгими самозабвенными женщинами!

Объявление на двери из церкви в жилой корпус. Принять аскетическую монашескую жизнь без благословения свыше невозможно

Меня провели на первый этаж двухэтажного жилого корпуса. Полумрак в коридоре и двери по обе стороны живо напомнили о студенческих годах, проведенных в общежитии Киевского госуниверситета. В конце коридора оказалась комната, где предстояло провести три дня: ее обустроили специально для паломников. Обстановка скромная: восемь кроватей с металлическими спинками и обычными матрацами, застеленные покрывалами, на полу – коврики. На моем ложе под матрацем оказался деревянный щит – чтобы не проваливаться в сетку. На стенах – иконы и распятие, на столике – сборник молитв. Прозрачная, необычная для городского человека тишина прерывается только криками гусей в соседней с монастырем усадьбе.

В дни постов монастырское меню состоит из рыбных блюд, каш, макаронов, овощей и фруктов, выращенных на собственном участке. Мясных блюд монахини не употребляют вообще. Из столовых приборов пользуются только ложками

После вкусного постного обеда – как раз идет длинный Петровский пост – матушка Ирина показывается в двери и протягивает мне рабочие перчатки:

– Есть послушание – рвать бурьян.

Меня отправили в помощницы пожилой послушнице Лидии. Вдвоем принялись зачищать территорию возле ограды от крепко укоренившихся сорняков. Мне, как человеку из провинции, к крестьянскому труду не привыкать, однако Лидия орудовала тяпкой так сноровисто, приговаривая: «Бог лежнів наказує...», что я еле успевала за ней. Потом напарница взялась везти тачку, полную травы, и в ответ на мое предложение помочь отказалась: «Чим тяжче, тим для Бога краще». Постепенно из моей головы почему-то выветрились все мысли, на душе стало совсем спокойно и легко.

Вечером идем в храм на молитву. В церковь два входа – один сразу из жилого корпуса, другой – со двора, для мирян. В первый день выстоять на молитве час оказалось не так трудно, как я себе представляла. Поразили благоговейно склоненные перед иконами фигуры монахинь, которые буквально преобразились в церкви: из женщин, хлопочущих по хозяйству, они превратились в торжественно-смиренных.

День второй

В половине шестого утра меня разбудил странный звук – это всех будили деревянной колотушкой. К этому моменту я уже поняла: для праздности в монастыре нет ни минуты. Ни на миг не должно оставлять монахинь и имя Иисуса: вся обстановка, распорядок дня построены таким образом, чтобы максимально избавить сестер от «личных» чувств и мыслей. Внешне это выглядит именно так, но ведь заглянуть в душу каждой монахине, и понять, что в ней происходит, невозможно...

Кроме того, здесь неважен и твой статус в мирской жизни – кем бы ты ни был там, в монастыре должен начать жизнь с чистого листа и с полного повиновения.

На территории женского монастыря позволено находиться и мужчинам – если они помощники в хозяйственных делах

Кроме молитв в самом храме, каждая монахиня Знаменского монастыря должна прочесть про себя в сутки 100 молитв, причем каждую – по 5 раз! За трапезой одна из насельниц вслух читает всем жития и поучения святых. И каждое, самое малое действие совершается только по благословению игуменьи. Без благословения сестрам нежелательно общаться и с обычными людьми – чтобы не запятнать себя прикосновением к внешнему миру.

Я поняла это, попытавшись заговорить с самой младшей сестрой – 20-летней матушкой Еленой с ангельски нежным лицом.

– И не жарко вам в подряснике? – спросила я, мимоходом фотографируя Елену и пытаясь завести с ней разговор.

– Жарко, – тихонько улыбнулась та, продолжая усердно махать граблями в монастырском дворе. – Но разве это самое тяжелое?

– А что самое тяжелое?

– Извините, но нам без благословения нельзя разговаривать с мирскими…

Позже я узнала, что Елена – из православной семьи, ее мама – регент в церковном хоре.

Тем временем надо было продолжать послушание – рвать бурьян, одновременно замечая интересные для фотосъемки кадры.

Корреспондент «Газеты…» на послушании: все «мирские» заботы и мысли куда-то быстро улетучились

После обеденной трапезы я все же немного разговорила благочинную Ирину – мою проводницу по монашеской жизни. Ирина в монастыре уже шесть лет, а духовный путь ее сюда занял еще пять. У Ирины симпатичное, открытое лицо, когда она улыбается, на щеках проступают трогательные ямочки. 32-летняя инокиня увлеченно и понятно рассказывает о монастырском укладе вообще и о своей жизни – но только о нынешней, монастырской, о «прошлой» вспоминает неохотно: да, была работа, была возможность выбрать одну дорогу из двух – личную жизнь или монастырь. Ирина остановилась на втором. В православном духе ее воспитывала бабушка, родители же, люди неверующие, были поражены решением дочери отказаться от мира сего. Впоследствии мама смирилась, увидев, что в монастыре девушка обрела особое, непонятное обычному человеку счастье.

Объяснить в двух словах, почему люди осознанно убегают от мира, – трудно. Это все равно, что описать вкус экзотического плода человеку, который никогда его не пробовал. – Только не думайте, что монастырь – место, где прячутся от проблем, – г оворит Ирина. – Тут своих забот достаточно. И люди, которые живут здесь, – не святые, они подвержены страстям и искушениям больше, чем мирские. Однако судьбу монахини выбирают те, кто осознанно принял решение приблизиться к Богу и спасти свою душу, насколько это возможно.

Тем временем мне уже хочется спрятаться от жары и усталости, прилечь, но нельзя – скоро вечерняя молитва. Ее едва выстаиваю на ногах. Остаются силы только выйти на улицу и посидеть на лавочке. Возвращаюсь в комнату – и все, засыпаю, как убитая, не могу даже почитать сборник молитв.

День третий

Сегодня праздничный день – воскресенье, поэтому подъем на час позже, в 6.30. Однако оказалось, что именно сегодня главное испытание – воскресная молитва.

Еще перед началом службы ко мне сама подходит обладательница наивысшего монашеского чина – пожилая схимонахиня с красивым именем Анимаиса, показывает, как правильно креститься – оказывается, мои пальцы были сложены недостаточно крепко.

Если можно так выразиться, Анимаиса – монахиня со стажем. Она говорит, что в монашестве уже 18 лет, в «прошлой жизни» работала инженером на военном заводе, а к монашеству ее подвигла болезнь: поправить здоровье удалось только искренним обращением к Богу.

Простоять на ногах с семи утра до часу дня с непривычки сложно – отекают ноги, болит спина. Я то и дело опускаюсь на лавку, потупив глаза: неловко перед монахинями, большинство из которых – женщины в возрасте. Сил придает поистине ангельское хоровое пение молодых сестер. Терпению их поражаюсь: сначала выстоять правило, а потом еще и слаженно петь.

Вечером захожу попрощаться с игуменьей Георгией.

– Ну, благословляю вас, – говорит она и улыбается так же искренне, как при первой встрече. – У вас деньги на дорогу есть?

– Конечно, есть!

– Приезжайте к нам еще – как паломница.

Сестры держат связь с миром по мобильным телефонам – это не возбраняется. Главное – не разговаривать долго

По дороге домой постепенно наваливались будничные мысли, большей частью утомительные и тревожные. Я понемногу стала понимать сестер, которые не хотят контактировать с внешним миром. Однако и монастырь – не то место, где можно избавиться от забот, ведь выдержать здешнюю жизнь способны немногие. Решиться же навсегда уйти сюда, будучи молодым, – вообще подвиг.

Распорядок дня в Знаменском женском монастыре

Будние дни:

5.30 – подъем. В монастыре этот момент называют «колотушка» – по названию деревянного церковного атрибута, которым будят монахинь. Удары колотушкой должны напоминать монахиням о скорбном моменте распятия Христа. 6.00 – 7.00 – монашеское правило (молитва в храме) 7.00 – 9.00 – послушание (труд) 9.00 – 9.40 – утренняя трапеза 9.40 – 13.00 – послушание или молитва (в зависимости от возраста и состояния здоровья монахинь) 13.00 – 13.40 – обеденная трапеза 13.40 – 16.00 – послушание, молитва, короткий отдых 16.00 – 17.00 – монашеское правило 17.00 – 18.30 – послушание, молитва 18.30 – 19.10 – вечерняя трапеза 19.30 – 21.00 – монашеское правило 22.00 – отход ко сну

Время трапезы и послушаний в монастыре может немного меняться, время «колотушки» и молитвы в храме неизменно.

В воскресенье и дни других религиозных праздников подъем на час позже – в 6.30. Но и в церкви сестры утром находятся куда дольше – с 7.00 до 13.00: сначала монашеское правило, затем служба со священником для монахинь и прихожан. Трапезничать начинают только в час дня. Послушание в виде физического труда в эти дни выполняют только те, кто трудится на кухне.

В стены аккуратного корпуса Знаменского женского монастыря заложены кирпичи, обожженные еще 105 лет назад на собственном кирпичном заводе

Справочная «Газеты…»

Изначально Знаменскую пустынь учредила в 1903 году дворянка Екатерина Павловна Василенко – она же игуменья Елизавета.

В годы расцвета обители здесь находилось около тысячи насельниц. Сестры сами построили кирпичный завод, где обжигали кирпич для возведения жилых корпусов и двух церквей – летний собор вмещал до 5 тысяч человек. К моменту принудительного закрытия в 1927 году монастырь был одним из самых презентабельных на юго-востоке Украины.

В годы Советской власти монастырь разрушили и растащили, что называется, по кирпичику. Не удалось порушить только остатки жилого корпуса и некоторых хозяйственных помещений. Восстанавливать монастырь и как сооружение, и как духовную инстанцию стали только в 1995 году, разгребая на месте прежней обители огромную свалку.

Сейчас в монастыре обитают 16 сестер: 4 послушницы, 5 инокинь, 5 монахинь и одна схимница под началом настоятельницы – игуменьи Георгии.

Ольга БОГЛЕВСКАЯ

В то время как весь цивилизованный мир изменяется быстрее и быстрее, приближаясь к собственному идеалу эффективности, достатка и комфорта, есть места, где жизнь отстает от нашей лет примерно на пятьсот. В монастырях братия живет по древним законам.

Святая Гора Афон

Согласно законам Святого Афона более молодой монах обязан ухаживать за более пожилым. У монахов много и других обязанностей. Их день проходит в трудах и молитвах. Подъем - в пять утра. Затем служится литургия, после которой монахи идут в трапезную, где пьют чай или кофе. Потом они заняты работой. В 13:00 - обед. Летом есть часовой послеобеденной сон. Зимой этого нет. Ввиду короткого светового дня монахи встают в четыре утра. После обеденного сна - работа. Монахи не ужинают. Вечером они идут в церковь, где приносят благодарения Богу за прожитый день. Последняя молитва приносится Ангелу Хранителю на предстоящую ночь.

В праздники жизнь монахов отличается от будней. Они целый день проводят в церкви, ходят с визитами в другие монастыри и келлии. Вечером для всех накрываются столы для трапезы. Готовится рыба.

На вопрос о том, как жить сегодня людям в таком не простом современном мире, где много жестокости и злости, архимандрид Феонас - настоятель келлии святого Никодима - ответил просто: «Просыпаясь каждое утро, помните, что самый большой подарок, который сделал для нас Господь, это его жизнь. Умываясь, всегда думайте о том, что этот ваш день может быть последним в вашей жизни и поэтому, надо делать только хорошее, любить ближнего. Ведь смысл учения Христа - в любви. И люди должны, не просто говорить о ней, а иметь любовь внутри себя».

Распорядок дня корейских буддийских монахов и монахинь

В корейском буддийском монастыре день начинается в 3 часа утра. Один из монахов встаёт раньше других и облачается в церемониальную одежду. Затем он тихо начинает бить в «моктхак», деревянный колокообразный ударный инструмент, и петь буддийские сутры. Продолжая песнопение он проходит по всей территории монастыря.

Эта церемония пробуждения выполняется ежедневно, независимо от погоды. Монахи, услышав звуки «моктхак», встают и готовятся к утренней церемонии. Через некоторое время раздаются удары в большой монастырский колокол, барабан, гонг и деревянную рыбу, и все монахи идут к Главному залу для песнопения.

Перед утренней церемонией монахи бьют в четыре предмета: большой колокол, барабан, гонг и деревянную рыбу. Каждый из этих предметов представляет группу существ, живущих в мире. Большой колокол звонит для предков, барабан из кожи животного - для животных, гонг в форме облака - для существ, живущих на воздухе, а рыба, вырезанная из бревна - для существ, живущих в воде. Считается, что услышав удары и песнопение, каждое существо освобождается мудростью Будды.

После утренней церемонии, каждый из монахов продолжает своё занятие: студенты идут в ученический зал, старшие монахи идут в зал размышления, а рабочие монахи готовят завтрак.

Завтрак начинается в 6:00 часов. Он состоит из овсяной каши и квашенных овощей, которые подаются в четырёх индивидуальных посудах. Наиболее важная часть дня - время после завтрака, в которое можно спокойно заняться своим учением. В это время большинство монахов продолжают заниматься или медитируют.

В 10:30, помня традицию Будды есть один раз в день, монахи собираются в Главном зале, поют и предлагают рис. После этой церемонии наступает время обеда. Монахи поют до и во время еды, что делается для того, чтобы напомнить себе, что еда употребляется не для наслаждения, а для питания организма.

После короткого периода свободного времени после обеда, монахи вновь занимаются учёбой до 17:00. Затем время для ужина, которое зависит от сезона. Зимой в монастыре ужинают на один час раньше, чем летом. Приблизительно через час после ужина большой колокол храма объявляет время для песнопения:

Услышав звук колокола, монахи идут к Главному залу и занимаются там песнопением и медитацией. Затем около 21:00 монахи могут ложатся спать, и все огни в храме выключаются.

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня мы с вами поговорим о том, как живут загадочные обитатели восточных храмов и узнаем, каков распорядок дня буддийского монаха в монастырях разных стран Азии.

Жизнь монахов

Монахи — это отшельники, которые отказались от мирских благ и ценностей для того, чтобы изучать Дхарму и стать просветленными. Они ведут аскетичный образ жизни. Монахи всегда одеты в одежды оранжевого или шафранового цвета, а волосы их полностью сбриты.

Буддийские отшельники живут согласно очень строгому режиму дня. В связи с тем, что в буддизме есть несколько направлений и множество школ внутри них, расписание и деятельность в разных обителях существенно отличаются друг от друга.

Шаолиньский монастырь — это один из самых известных буддийских храмов во всем мире. Он находится в Китае на горе Суншань. А известен он тем, что монахи и послушники, живущие там, много времени посвящают изучению и тренировкам боевых искусств, поэтому очень часто жителей этого монастыря называют монахами — воинами.

Поскольку этот храм вызывает немалый интерес со стороны западных людей, давайте ознакомимся с обычаями, которые царят там.


Монахи и послушники встают рано, в 5 утра. После пробуждения они собираются, поют сутры и медитируют. В 6 часов наступает время завтрака, и пока идет завтрак, разговаривать не положено. После трапезы и монахи, и послушники идут тренироваться до наступления обеденного времени.

В 14 часов дня все делают перерыв на обед. После обеда послушники выполняют какую-либо работу в монастыре, после чего могут заняться изучением книг и уроков. Так проходит время до ужина.

Перед ужином все снова собираются вместе для вечерних песнопений, и только после этого приступают к еде. Пища в Шаолине исключительно вегетарианская. После ужина отводится личное время для тренировки или обучения. Закончив дела и процедуры, монахи начинают готовится ко сну, и в 21 час все уже ложатся спать.

Заключение

Дорогие друзья, наш рассказ подходит к концу: сегодня мы с вами побывали в восточных монастырях Тибета, Кореи, Таиланда и Китая, где живут монахи — буддисты. Мы узнали, каков их режим дня и познакомились с некоторыми особенностями их жизни.


Мы надеемся, что наш рассказ был полезен и увлекателен для вас. Возможно, в будущем, вы и сами захотите побывать в одном из таких храмов в качестве туриста или даже послушника. Если вам понравилась статья, рекомендуйте ее в социальных сетях, и подписывайтесь на наш блог, чтобы получать интересные статьи про буддизм и восточную культуру себе на почту.

Доклад игумена Евсевия (Тюхлова), наместника Свято-Елисеевского Лавришевского мужского монастыря, произнесенный на монашеской конференции «Организация внутренней жизни монастырей» в Спасо-Евфросиниевском ставропигиальном женском монастыре г. Полоцка 21-22 июня 2018 года.

«И некто из отцев говорит: «сиди в келлии

своей, и она научит тебя всему».

Преп. Симеон Новый Богослов

Вся жизнь и деятельность православного монастыря направлена на духовное преуспеяние его насельников. В этом суть и смысл его пребывания в этом мире. Монастырь – это место коллективного удаления от падшего мира и его соблазнов; здесь должна очищаться, умиротворяться и преображаться до ангельского образа подвизающаяся душа. Если этого не происходит, то следует искать причину. Как правило, основной причиной духовного преуспеяния монастыря является игумен.

Духовная плодоносность монастыря определяется множеством факторов, и каждый фактор существенен, нет в жизни монастыря ничего малозначащего. Основным фундаментом издревле почитался монастырский уклад, способствующий молитве не только общественной, богослужебной, но и келейной. Молитва всегда почиталась краеугольным камнем в живом здании православного монастыря.

Келья – основное земное прибежище монаха. Келья является местом отдыха, молитвенного делания, чтения Библии и творений святых отцов. Нередко келья является и местом послушания: творчества или рукоделий. Пребывание в келье, или вне ее, зависит от множества факторов: таких масштабных как регионально-климатические условия и монастырский уклад, до сугубо индивидуальных особенностей монаха. Распорядок пребывания насельника монастыря в келье всегда определялся монастырским уставом и игуменом монастыря.

Монастырский устав, как правило, формировался основателем монастыря. Например, Нило-Сорский монастырь был скитского характера со строгим уставом келейного жительства. Келейное правило иноков скита было большим, но в уставе оговаривалась и мера для немощных монахов. Мера для каждого монаха могла устанавливаться отдельно: «немощьным несть Устава». «Да аще кто от сих не может съвершати вес преданый уставъ, а онъ половину сего. Аще ли ни сей и онъ третию часть или четверътую.., кождо противу своей крепости». «И о реченных, колико могут вместити, да вместят» (РНБ. Кир. – Бел. № 25/1102. Л. 215).

Мере в духовном делании уделялось особое значение: «Но яко всяко дело мера украшает» (Там же. Л. 228 об.). «Рече бо некий от святых о семь, яко вся, иже выше меры начинаете, от бесов сут таковая» (Там же. Л. 229). Очевидно, мера монастырских нагрузок всегда учитывалась в монастырях, учитывается она и в наше время. Вот что по этому поводу говорит Игумения Иулиания (Каледа), настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы: «На первое место при составлении уставов для каждого монастыря выходит индивидуальный, личностный подход, когда, при наличии и действии общих правил, для каждого члена монашеской общины существует своя мера в степени исполнения тех или иных установлений, определяемая духовным наставником – игуменом/игуменией. Кроме того, и сами общие правила могут быть изменяемы в соответствии с общим духовным возрастом и состоянием обители, ради внутреннего преуспеяния монашествующих».

Само иноческое правило всегда было различным в разных монастырях, оно менялось и со временем в самих монастырях, что вполне естественно, ведь время направлено на прогрессивное развитие и повышение образовательного уровня общества. Вот что пишет об изменении молитвенного правила Е.В. Романенко: «В результате активных книжных связей русских монастырей с Афоном на протяжении второй половины XIV и всего XV столетия, видимо, менялось и уставное молитвенное правило русских иноков. В XVI в. повседневное чтение Псалтири стало уже обязательным». Но при этом молитвенные правила в общежительных монастырях и скитских всегда значительно различались: «Ино же есть делание безмолвна, и ино общаго жития» – так писал в своих главах «О мысленном делании» преподобный Нил Сорский».

Исторический период, уже сложившиеся традиции, основатели монастырей и их последователи естественным образом влияли на внешние и внутренние условия пребывания монастырей. Иноки скитов и отшельники даже запасались Святыми Дарами: «Скитские иноки могли, как пустынники и отшельники, – пишет Е.В. Романенко, – причащать себя сами Святыми Дарами, которыми запасались, будучи на службе в монастыре. Преподобный Нил Сорский выписал это правило святого Василия Великого в свой сборник и, видимо, руководствовался им в то время, когда в скиту еще не было храма и регулярных служб (Там же. Л. 15 об.).

«Монастырский устав определяет дисциплинарную сторону монастырского быта, а распорядок дня в монастыре зависит от богослужебного устава. Его основу составляет типикон (по-русски – устав) Православной Церкви, сложившийся в течение нескольких столетий». И все-таки, уклад монастырской жизни в большей степени определяется соответственно задачам, которые игумен полагает для себя и насельников монастыря. Соответственно этому и время нахождения монаха в келье, и его времяпрепровождение в ней, в большой степени зависит как от богослужебного устава, так и от направления монастырского быта.

Для монахов уединенников и затворников келья всегда являлась местом основного или постоянного пребывания. В современных монастырях только схимники неисходно пребывают в своих кельях и покидают их разве только на время общественной молитвы в храме. Для трудников келья, как правило, является исключительно только местом для отдыха.

В общежительных монастырях, которых ныне в РПЦ подавляющее большинство, для умной и умно-сердечной молитвы, только келья может служить идеальным местом для усвоения навыков и совершенствования духовной жизни инока. Игумения Мелания, настоятельница монастыря Успения Богородицы в Панораме (Греция), в своем выступлении за круглым столом «Подвижники нашего времени как хранители монашеских традиций» говорит: «Наша приснопамятная старица Феврония советовала нам быть осмотрительными и говорила: «Меня интересует внутренняя жизнь, молитва и безмолвие, и чтобы жизнь была угодной Богу. Сестры, на которых возложено соответствующее послушание, пусть служат людям, а другие пусть молятся в своих кельях, пусть возжигают фимиам, берут книги и занимаются. Так эти келейные труды, молитва и безмолвие становятся продолжением богослужебной жизни, продолжением Божественной Евхаристии».

Вот какой совет дает преп. Симеон Новый Богослов подвизающимся в монастыре: «Когда кончится служба утренняя, ты, по выходе из церкви, не заводи праздных разговоров с тем или другим и умом своим не рассеивайся туда и сюда, но спеши прямо в келлию свою, и там совершив определенную тебе для сего молитву, берись или за свое рукоделье, или за данное тебе послушание, или за чтение. Никогда не оставайся совершенно праздным в келлии своей, чтобы праздность не научила тебя всякому злу, о котором не нахожу нужным говорить тебе. Но и по монастырю не кружись, и не любопытствуй, как кто занимается своим рукодельем, или исполняет свое послушание.

Рукоделие в келье должно быть таким, чтобы не воспитывало пристрастие к нему, то есть не было творческим. Как пишет свят. Игнатий Брянчанинов в своей книге «Приношение современному монашеству»: «В келлиях должно заниматься душеполезным чтением и таким рукоделием, которое не возбуждало бы пристрастия к себе. Иначе все твое внимание отвлечется к рукоделию, к которому имеешь пристрастие: Бог и твое спасение соделаются чуждыми для тебя».

Келья является, пожалуй, единственным идеальным местом для уединения и умного делания инока. Именно в кельях во время молитвенных подвигов бывали Откровения и небесные созерцания подвизающимся святым отцам. Вот как описывает один из таких подвигов перед созерцанием в книге монаха Иосифа о старце Иосифе Исихасте: «В таком-то состоянии, будучи погруженным в скорбь от своих тягот, я затворился в келлии и сел на скамейку, чтобы насколько возможно сосредоточить свой ум на молитве и в этом найти укрепление. Не знаю, сколько времени продолжались мои усилия и как долго я с великим смирением призывал милость Божию. Внезапно я ощутил утешение и, как это всегда бывает в таком состоянии, исполнился света, а сердце мое было залито Божественной любовью. Я был в исступлении и находился среди ослепительного света, а передо мною простиралась огромная равнина, подобная морю, которой нигде не было видно предела».

Келья может стать как местом духовного совершенствования, так и местом духовной деградации, поэтому жизни келейному пребыванию насельников игумен или игуменья должны уделять особое внимание и попечение. В келье не должно быть предметов прихоти и роскоши. Тот же святитель Игнатий пишет: «Новоначальным не должно заводить в келлии мшелоимства , то есть различных предметов прихоти и роскоши». Но я бы заметил, что не только новоначальным пагубно мшелоимство, оно пагубно для всякого монашествующего. Даже для монастыря в целом, для его духовности весьма вредно излишнее стремление к стяжанию материальных благ. Хорошо известно из многовековой истории христианства, что монастыри могли материально богатеть и одновременно деградировать духовно, так как эта обратно пропорциональная зависимость закономерна, ибо непреложно слово Господне: «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф.19:24).

Желание сочетать несовместимое во все времена оказывалось самообольщением и не увенчалось успехом. Тому имеется множество исторических примеров: католицизм и протестантизм, иосифлянство в России XVI–XVIII вв. и современное духовное оскудение даже на Святой Горе Афон, насельники которого все теснее взаимодействуют с миром. В связи с чем истинная духовность из внутренней все более обретает внешние формы. Так в свое время была организована жизнь в монастыре преп. Иосифа Волоцкого. Направляемая на обогащение, духовная жизнь насельников при этом была до крайности формализована, и на келейную молитву у иноков не оставалось ни времени, ни сил.

Во все времена мир пагубно влиял на духовное состояние монастырей, тому яркий пример так называемая «скоромная драма» на Горе Афон: «В течение столетия от конца XI до конца XII вв. (от 1080 до 1177 гг.) на Афоне появляется и распространяется, как называют его, «скоромное зло»». Когда в начале XII в., в патриаршество Николая Грамматика, валахи стали изгоняться с Афона, монастырские кельи покидали не только игумены, уходя в мир, но и безмолвники. А.П. Лебедев пишет: «Только и слухов было: такой‑то безмолвник, страшный бесам, уходит с Афона с таким‑то валахом, и такой‑то игумен удаляется с таким‑то игуменом. Из монастырей, – утверждает дееписатель, – все полным домом выходили со своими приятелями валахами».

В наше время, когда идет активное восстановление монастырей и возрождение монастырской жизни, все монашествующие и священноначалие искренне желают духовного возрастания. О методах и путях этого возрастания говорится весьма много как в повседневной жизни, так и на различных соборах, семинарах и богословских симпозиумах, тем более, что в Церкви на этот счет имеется богатейший святоотеческий опыт. Но одно дело говорить, а другое дело претворять в жизнь.

Восстановление монастырей идет весьма быстро и успешно, чему способствуют не только современные технические и экономические возможности, однако и помощь Божия, и духовное возрождение не может быть признано столь же успешным. Это и понятно, и вполне объяснимо, но объяснимость и понятность не оправдывают слабого духовного роста. Истинное монашество всегда стремилось к совершенному отречению от мира и уходу от него, ибо падший мир и христианство – это две несовместимые сущности. В наше время, чтобы совершенно отрешиться от мира, необходимо очень постараться, и тогда, конечно, Господь поможет. Для этого необходимо создавать оазисы духовности в скитах. Они должны оставаться неведомыми для мира, в противном случае мир со своими подношениями очень быстро все прибирает к своим рукам и нивелирует духовность. Относительно этого обстоятельства известен наказ Ангела, данный преп. Пахомию Великому: «Сторонний никто не должен входить в монастырь, а однажды вошедший должен оставаться с ними навсегда». А это означает, что сообщение монастыря с миром прервано раз и навсегда.

Список использованной литературы

1. Игумения Мелания, настоятельница монастыря Успения Богородицы в Панораме (Греция). «Наследие древних отцов и современный опыт молитвенного делания» / Игумения Мелания. Материалы XXI и XXII Международных Рождественских образовательных чтений 25 января, 13 ноября 2013 г. и 28-29 января 2014 г.

2. Иулиания (Каледа), настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря, г. Москвы. Проблемы монастырских уставов в контексте вызовов современного общества / Монашество: история, современность, будущее. Материалы XXI и XXII Международных Рождественских образовательных чтений 25 января, 13 ноября 2013 г. и 28-29 января 2014 г. Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви. 2014.

3. Иосиф, монах. Старец Иосиф Исихаст. Житие. Учение. Десятигласная духодвижная труба и толкование на нее / Монах Иосиф. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Свято-Преображенский Валаамский мужской Ставропигиальный монастырь. 2000. – 384с. – с.74.

4. Лебедев, А.П. Исторические очерки состояния Византийско-восточной церкви от конца XI до середины XV вв. / А.П. Лебедев // Благотворительный фонд «Предание». [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: http://predanie.ru/lebedev-aleksey-petrovich/book/161333-istoricheskie-ocherki/ . – Дата доступа: 16.10.2016.

5. Преподобный Симеон Новый Богослов. Творения в 3Т. / Преп. Симеон Новый Богослов. Т.2. Слова. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1993. – 597с. – с.211.

6. Романенко Е.В. Нил Сорский и традиции русского монашества. [Электронный ресурс] / Е.В. Романенко Богослужебный устав и «Правило келейного пребывания иноков». – Режим доступа: https://religion.wikireading.ru/8484 – Дата доступа: 09.04.2018.

7. Святитель Игнатий Брянчанинов. Приношение современному монашеству / Святитель Игнатий Брянчанинов. – Москва: Правило веры, 2009. – 607 с. – с.34.

8. Святитель Феофан Затворник, Вышенский. Устав преп. Пахомия Великого / Святитель Феофан Затворник, Вышенский. Древние иноческие уставы. [Электронный ресурс]. – 2011-2018. – Режим доступа: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2920 – Дата доступа: 16.04.2018.

9. Смолич, И.К. Русское монашество, 988–1917 / И.К. Смолич // Cедмица.RU [Электронный ресурс]. – 2016 г. – Режим доступа: http://www.sedmitza.ru/lib/text/436420/. – Дата доступа: 20.10.2016.


Романенко Е. В. Нил Сорский и традиции русского монашества. [Электронный ресурс]. / Е.В. Романенко. Богослужебный устав и «Правило келейного пребывания иноков». – Режим доступа: https://religion.wikireading.ru/8484 – Дата доступа: 09.04.2018.

Иулиания (Каледа), настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы. Проблемы монастырских уставов в контексте вызовов современного общества / Монашество: история, современность, будущее. Материалы XXI и XXII Международных Рождественских образовательных чтений 25 января, 13 ноября 2013 г. и 28-29 января 2014 г. Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви. 2014.

Смолич И.К. Русское монашество 988–1917 / И.К. Смолич // Cедмица.RU [Электронный ресурс]. – 2016 г. – Режим доступа: http://www.sedmitza.ru/lib/text/436420/ – Дата доступа: 20.10.2016.