Презентация: Философские школы средневековья. Средневековая философия. Схоластика Средневековая христианская философия презентация

Слайд 2

Литература:

Августин Аврелий. Бог и мир. Вечность и время. Библия. Аквинский Фома. Доказательства бытия Бога. Винокуров В.В. Основные этапы развития средневековой философии Донини А. У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана): Пер. с итал. – М.:Политиздат, 1989. 365 с. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М.. 1979. Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979. Рассел Б. История западной философии: В 3 кн./ Пер. с англ; - Подгот. Текста В.В.Целищева. – Спб.: Азубка, 2001. – Кн.2. Католическая философия. – С.365-582. Соколов В.В. Средневековая философия. – М.: Высш.шк., 1979. 448с. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии: Учеб. пособие для вузов. – М.: Высш. шк., 1991. – 512 с.

Слайд 3

Теоцентризм философии средневековья в Западной Европе признавал Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир – его творением.

Особенности мировоззренческой позиции: креационизм; идея «откровения»; вера в существование Бога, ангелов, потустороннего мира, бессмертия души и т.д. «греховность» как переход ответственности за грехопадение Адама и Евы; страдание как путь познания Бога; «чудо» как видимое проявление воли Бога; аскетизм; молитва как обращение к Богу в ритуальной форме восхваления и благодарения; исповедь и покаяние как христианское таинство.

Слайд 4

Наиболее яркие представители средневековья:

Тертуллиан Карфагенский (160-220); Августин Блаженный (354-430); Боэций (480-524); Альберт Великий (1193-1280); Фома Аквинский (1225-1274); Пьер Абеляр (1079-1142); Уильям Оккам (1285-1349)

Слайд 5

Основные этапы развития философии средневековья

ПАТРИСТИКА (учение «отцов церкви») охватывает с I по IX вв. На этом этапе происходит разработка и оформление основного содержания христианской философии на основе религиозного учения Иисуса Христа и философской системы Платона. СХОЛАСТИКА (от лат. schola –школа) охватывает с IX по XV вв. Представляет собой школьно-университетскую дисциплину, имевшую цель философски обосновать религиозное учение и догматы Церкви под влиянием философского наследия Аристотеля.

Слайд 6

Августин Блаженный как видный представитель патристики

Автор работ «О граде Божьем», «Исповедь», «Против академиков» и др.; заложил основы католицизма; основал исповедальный жанр в философии и литературе; предложил линейное представление о времени; обосновал идею господства Церкви над государством, а Папы – над монархами; выдвинул идею социального конформизма (смирение с бедностью и чужой властью)

Слайд 7

Спор о природе универсалий (общих понятий)

Реализм - направление теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими не сами вещи, а их общее понятие – универсалии. Согласно реалистам универсалии существуют до вещей. Они продолжают учение Платона об эйдосах. Номинализм Реально существуют сами конкретные вещи, в то время как общие понятия есть лишь имена вещей. Согласно номиналистам универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом. Они продолжают учение Аристотеля.

Слайд 8

Фома Аквинский как крупный представитель схоластики

Автор работ «Сумма теологии», «Против язычников», комментариев к Библии, к произведениям Аристотеля; логически доказал существование Бога; систематизировал схоластики; автор неотомизма; исследуя проблему бытия, разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию); разработал проблему соотношения религии и науки, веры и разума.

Слайд 9

Доказательства существования Бога Фомой Аквинским в «Сумме теологии»:

должен существовать первый двигатель; в цепи действующих причин должна существовать первая причина; все вещи мира случайны, но случайное зависит от необходимого, поэтому должно существовать абсолютное необходимое существо; вещи обнаруживают различные степени совершенства, поэтому должно существовать и абсолютно совершенное существо, воплощающее в себе саму идею совершенства; целесообразность в природе не может быть объяснена естественными причинами, поэтому необходимо согласиться с тем, что имеется сверхприродное разумное существо, которое упорядочивает мир.

Слайд 10

Под арабской философией понимается совокупность философских учений, созданная мыслителями стран Востока, принявших мусульманскую веру и пользовавшихся арабским языком.

Основные направления арабской философии периода зарождения (VII-IХ вв.): Мутакаллимы – сторонники радикального ислама, основоположником считается Аль-Ашари (874-935 гг.); Мутазалиты («обособившихся») – исламские философы, учение которых носит относительно материалистический характер. Родоначальник – Аль-Кинди, впоследствии представителями этого направления были также Аль-Фараби и Ибн-Сина; Суфизм (от араб. означает буквально «человек в одежде из шерсти» – считали высшим благом добровольное отрешение от окружающего мира, аскетизм, уход в себя и мистику.

Слайд 11

Арабская философия IX–XV вв.

Особенности: усиление материалистических идей, развитие медицины; заимствование древнегреческой философии и превращение арабской в арабо-греческую.

Слайд 12

Представители арабской философии:

Аль-Кинди (800-879) Ибн-Сина (Авиценна) (980-1037) Аль-Фараби (870-950) Ибн-Аль-Хайсам (Альгазен) (965-1038) Ибн-Рушд (Аверроэс) (1126-1198) и другие.

Слайд 13

Ибн-Сина (Авиценна) (980-1037гг.)

Ибн-Сина – ученый-энциклопедистсоздал около 450 работ, из которых до нас дошло около 240; создал около 50 трудов по медицине: «Канон врачебной науки», «Книга исцеления» «Указания и наставления», «Книга знания» и др. дал анатомическое описание человека, характеристику телесной структуры, изучил проблемы нервных и психических болезней и их лечения; пытался отделить философию от теологии.

Слайд 14

Значение философии средневековья:

Именно на основе религиозных духовных ценностей был постепенно преодолен тот глубокий социально-политический и духовный кризис, который явился причиной гибели античной культуры; религиозная философия оказала стимулирующее воздействие и на духовное развитие общества; мыслители Средневековья внесли существенный вклад на разработку ряда ключевых понятий и проблем философии; философия средневековья внесла существенный вклад в укрепление нравственных устоев общества, проповедуя вечные, общечеловеческие нравственные ценности.

Посмотреть все слайды

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Общая характеристика эпохи

  • После того, как христианство стало распространяться в пределах Римской империи, античная философия подверглась переработке. Осуществляя грандиозную работу по осмыслению христианства, в первую очередь текстов Ветхого и Нового Заветов, апологеты христианства и отцы христианской церкви заложили основы средневековой философии, которая формировалась на протяжении целого тысячелетия, и, несмотря на различные направления и борьбу идей, представляла собой к концу XIV века целостную систему знания. В ее основание были заложены евангельская и апостольская идеология в органическом синтезе с греческой по преимуществу рационалистической философией.
Религиозное и светское, мистическое и рациональное, иерархически организованное философское знание средних веков может быть условно разделено на несколько периодов: - Апологетика - Патристика - Схоластика Характерные черты средневековой философии: Характерные черты средневековой философии:
  • теоцентризм – важнейшим предметом познания является Бог, человеческая душа;
  • креационизм – учение о сотворении мира Богом из ничего;
  • провиденциализм – понимание истории как проявления воли Бога;
  • эсхатология – учение о конечных судьбах мира и человека;
  • сотериология – учение о спасении, т. е. о путях обретения райского блаженства и приближения к Богу;
  • теодицея – объяснение, почему в мире существует зло, если Бог добр и справедлив;
  • экзегетика – искусство толкования религиозных текстов.
Апологетика
  • Апологетикой называется течение в христианской теологии и философии, выступавшее в защиту христианского вероучения – в основном в период формирования христианства и борьбы с язычеством. Время наиболее интенсивного развития апологетики – II – V вв.
  • Центральная проблема – отношение между разумом и верой, языческой философией и христианским вероучением.
«Верю, потому что абсурдно» Квинт Септимий Флорент Тертуллиан (ок. 160- после 220 н. э.). Патристика
  • Патристикой называется религиозно-философское учение крупнейших философов и богословов периода раннего христианства и прежде всего так называемых отцов церкви, т. е. богословов, чьи учения сыграли доминирующую роль в формировании христианской ортодоксальной теологии. Основное время развития патристики – III – VIII вв.
  • Важнейшими проблемами философско-теологического характера, обсуждавшимися в патристике, были:
  • троичность Бога и соотношение между божественными ипостасями («споры о Троице»);
  • природа Христа – божественная, человеческая или богочеловеческая (христологическая проблема);
  • соотношение свободы и благодати;
  • отношение веры и разума.
«Верую, чтобы понимать» Августин Блаженный (354 – 430) Схоластика
  • Само слово происходит от (schola) -школа, пришедшего в латинский язык из греческого, и не случайно появление схоластики связано с развитием городов и разнообразных школ от монастырских и епископальных до всевозможных светских, юридических, медицинских, математических (Шартрская школа). Появились педагоги, врачи, юристы, одним словом, интеллектуалы. Геометрию и диалектику стали использовать для постижения Бога посредством внутреннего опыта. Сначала читался текст святоотеческих авторитетов или само Священное писание, (lectio), чтение сопровождалось экзегезой, толкованием и буквальным, и смысловым, где выявлялись все "за" и "против" (pro и contra), "sicetnon" (да и нет). Так начинался диспут, в котором оттачивались логические приемы, совершенствовалось владение словом, которому придавалось огромное значение, выяснялась природа речи. Средневековые схоластики были убеждены в том, что можно достичь рационального знания о сущем, прежде всего о начале сущего Бога и доказать его существование с помощью логических приемов.
«Сумма теологии» Фома Аквинский (ок. 1226-1274)



Рамануджа () – реформатор средневекового индуизма Шри-Шанкара (7-8 вв.) – индийский философ, проповедник и реформатор индуизма




























Крупнейшие арабские философы аль-Кинди (IX в.) аль-Фараби (IX-X вв.) Ибн Сина () – учёный, философ, врач Ибн Рушд (XII век)










Укрепление буддизма в Тибете XIV-XV вв. – период крупных реформ в тибетском буддизме. Цзонг К΄апа () – тибетский религиозный деятель, мыслитель, проповедник, реформатор буддизма в Тибете.










Главные черты богопонимания в Средние века ТЕИЗМ Религиозно-философское учение, в котором Бог понимается как Абсолютная Личность, сотворившая мир и управляющая им из запредельных областей бытия МОНОТЕИЗМ Представление о существовании одного Бога АНТРОПОМОРФИЗМ Наделение Бога человеческими свойствами, уподобление Бога человеку






Основные этапы средневековой философии I этап II-VIII вв. Патристика Учение «отцов церкви» - первых христианских мыслителей, создавших философское обоснование догматов В основе Идеи Платона II этап XI-XIV вв. Схоластика Развитие философии, характеризующейся формализмом и догматизмом В основе Идеи Аристотеля


Августин Аврелий (св. Августин Блаженный) Наиболее известный представитель патристики, философ, автор многих работ, в том числе: «Исповедь», «О граде божьем». Основные идеи Августина: духовное развитие личности цель развития исторического процесса проблема теодицеи


Проблема теодицеи Теодицея (от греч. theos- бог+ dike-справедливость) Проблемой теодицеи называется оправдание Бога за зло Если в мире присутствует зло, а мир сотворён богом, то значит, бог виноват в том, что зло существует Но причина зла – не в Боге, а в свободе человека, который может идти к Богу, а значит – к добру, или не идти к нему, тем самым умножая зло


Фома Аквинский (1225/) Средневековый философ, наиболее известный представитель схоластики. Основные работы: «Сумма теологии», «Сумма против язычников». Основная проблема философии Аквинского – проблема соотношения веры и разума. Сформулировал пять доказательств существования Бога. Учение Фомы называется томизм, в современной католической философии известно как неотомизм.






Статуя Давида работы Микеланджело Понимание человека в эпоху Возрождения Отвергается предопределённость судьбы человека Реабилитируется природное начало человека Обожествление человека- творца как существа уподобляющегося Богу Труд ставится выше религиозного делания


Понимание Бога в эпоху Возрождения Николай Кузанский Итальянский философ Пантеизм Представление о Боге, согласно которому он не отрывается от природы, а сливается с ней. Бог – особое безличное Духовное Начало, которое пронизывает и одухотворяет природу в каждой частице


Представление о мире в эпоху Возрождения Николай Коперник Джордано Бруно Галилео Галилей Создатели гелиоцентрической модели Солнечной системы (Земля вращается вокруг Солнца)


Политическая философия эпохи Возрождения Томас Мор Английский философ, автор книги «Утопия» Томас Мор – один из последователей традиции утопизма. Утопия значит «несуществующее место». В своей книге Т.Мор описывает несуществующее государство, основанное на принципах равенства и справедливости – общая собственность, все одинаково работают и каждому принадлежит равное количество благ.


Никколо Макиавелли Итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель, автор книги «Государь». Макиавелли полагал, что правитель вправе пользоваться любыми средствами ради укрепления государства.






Первые русские философы Владимир Мономах Великий князь киевский Кирилл Туровский Церковный деятель и писатель Древней Руси






Исихазм Нил Сорский – один из последователей исихазма на Руси Христианское религиозное мистическое течение, возникшее в Византии и распространившееся на Руси в XIV веке. Последователи исихазма ведут строгую аскетическую жизнь, практикуют безмолвную молитву.


Русская политическая философия Иосиф Волоцкий Церковный писатель и публицист, глава течения иосифлян – воинствующих церковников, ставивших церковь выше государства


Теория «Москва – третий Рим» Зосима (XV в.) – Религиозный деятель Филофей – предполагаемый автор концепции «Москва – третий Рим» Теория «Москва – третий Рим» Константинополь стал наследником Римской империи и западного христианства Москва должна стать преемницей разорённого Константинополя и третьим хранителем христианской духовности

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Предпосылки зарождения средневековой философии. Тертуллиан из Карфагена: вера против разума. Схоластика: от неоплатонизма до "христианского аристотелизма". Умеренный номинализм Пьера Абеляра. Умеренный реализм Фомы Аквинского. Апологетика и патристика.

    реферат , добавлен 12.03.2016

    Фома Аквинский - центральная фигура средневековой философии позднего периода, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель томизма. Построение теории познания на основе учения о реальном существовании всеобщего. Антропология Фомы Аквинского.

    реферат , добавлен 15.12.2010

    Особенности позиций реализма и номинализма в средневековой философии. Теория двойственной истины как форма существования в средние века. Воззрения Фомы Аквинского и Пьера Абеляра. Уильям Оккам и Дунс Скотт как родоначальники теории двойственной истины.

    реферат , добавлен 12.03.2012

    Роль церкви в жизни западноевропейского средневекового общества, проблема соотношения веры и разума, философии и теологии, доказательства бытия Бога в философии Фомы Аквинского. Теоцентризм как главная характеристика европейской средневековой философии.

    контрольная работа , добавлен 22.10.2010

    Краткие сведения о жизни и деятельности Фомы Аквинского. Предпосылки учения Фомы Аквинского. Сущность, значение и природа возникновения государства по Аквинскому. Обоснование превосходства папской власти Аквинским и его значение для католической церкви.

    реферат , добавлен 17.06.2010

    Жизненный путь Фомы Аквинского, его учение о бытии, учение о человеке и его душе. Основные черты философии средневековья. Теория познания и этика средневекового философа. Пять доказательств бытия Бога. Политика и зарождения новых способов миропонимания.

    реферат , добавлен 06.06.2010

    Философско-религиозная мысль Средневековья, поиск и нахождение ответов на главные вопросы бытия, самосовершенствование человека. Характеристика религиозно-философских воззрений Августина и Фомы Аквинского, средневековой философии мусульманского Востока.

    контрольная работа , добавлен 13.05.2010

Слайд 2

Периодизация и особенности философии Средних веков

В истории философии Средних веков выделяют два основных периода: Патристика (2-8 в.)(Тертуллиан, Августин Блаженный) Схоластика (9-14 в.)(Фома Аквинский) Особенностямифилософии средних веков являются: Подчиненное положение философии («служанка Богословия») Теоцентризм (Бог – высшая реальность и причина всего) Креационизм (сотворение мира Богом из ничего) Догмат Божественного откровения как путь познания Принцип свободы воли в понимании человека

Слайд 3

Философия Средних веков

Августин Аврелий - один из наиболее ярких мыслителей периода патристики, автор многих работ, в том числе и знаменитой «Исповеди». В работе «О граде Божьем» рассматривал ход истории как борьбу двух царств – Земного и Небесного. У человека есть выбор. Он может либо выбрать Земной град и «жить по плоти», забыв о Боге, но тогда его удел после смерти – подвергнуться наказанию вместе с дьяволом. Либо человек выбирает Небесный град, любовь к Богу и тогла после смерти он будет царствовать вместе с Богом. Августин оправдывал существующий порядок в обществе, где муж управляет женою, родители детьми, господа рабами, поскольку он установлен Богом. Августин обосновал идею господства церкви над государством, Папы над монархами. Августин Аврелий (354-430гг.)

Слайд 4

Фома Аквинский - систематизатор схоластики, автор «томизма» – официальной доктрины католической церкви. Аквинский считал, что и вера и разум участвуют в познании и могут давать истинное знание, но если разум противоречит вере, то он дает неистинное знание. В мире есть вещи, познание которых доступно разуму, но есть и то, что для разума непознаваемо (сотворение мира, первородный грех, троичность Бога и т.д.). Философия может объяснить только то, что познаваемо разумом, то что непознаваемо – предмет теологии. Он дал пять доказательств существования Бога. Фома Аквинский (1225-1274) Философия Средних веков

Слайд 5

Спор о природе универсалий

Номинализм Номиналисты – Росцелин, Пьер Абеляр утверждали, что реально существуют только единичные вещи. Общие понятия возникают в процессе познания и вне человеческого ума не существуют. Реализм Крупнейшие представители: Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, Эриугена полагали, что универсалии (например «человек», «животное») существуют реально, объективно, независимо от человеческого познания, наряду с конкретными людьми и животными. По мнению реалистов, тот, кто не может понять как несколько индивидов составляют одного человека не поймет как один Бог может быть един в трех лицах Универсалии – предельно общие родовые понятия, предмет спора – соотношение общих родовых и видовых понятий и онтологический статус общих понятий

Слайд 6

Основные направления в философии эпохи Возрождения (14-16в.)

  • Слайд 7

    Философия эпохи Возрождения

    Н.Кузанский создал пантеистическое учение, согласно которому нет разницы между миром и Богом, мир един, а Бог и Вселенная – одно и то же. Он вывел закон совпадения противоположностей – Бога и природы, разума и веры, сущности и существования, максимума и минимума и т.д. Иллюстрировал свои идеи примерами из математики: окружность при бесконечном увеличении радиуса превращается в прямую и т.д. Н.Кузанский (1401-1464)

    Слайд 8

    Д.Бруно - сторонник учения Коперника, утверждал, что наша Вселенная бесконечна, не имеет центра, состоит из множества галактик. Согласно Бруно не существует Бога, отдельно от Вселенной, Вселенная и Бог – одно целое (Пантеизм). Джордано Бруно (1548-1600) Памятник Дж. Бруно в Риме

    Посмотреть все слайды