Время уроков второй смены. Просим отменить обучение во вторую смену в школах россии. Законопроект, который был отвергнут

Многие из родителей сталкиваются с необходимостью обучения ребенка в школе во вторую смену. Это далеко не всегда решение самих родителей и желание детей, чаще – это необходимость со стороны учебных учреждений. О том, как правильно выстроить режим дня ребенка, обучающегося во вторую смену, чтобы он не сильно уставал и успевал хорошо учиться, мы расскажем в этой статье.

Учеба во вторую смену

Родители школьников, обучающихся во вторую смену, негативно относятся к новому распорядку дня, так как он, по их словам, доставляет массу неудобств. Также родители жалуются на то, что дети устают, а о кружках им и вовсе на этот период приходится забыть. Специалисты, между тем, отмечают, что и во вторую смену ребенок может успешно учиться, успевать отдыхать и помогать по дому. Все что необходимо для этого сделать – правильно организовать режим дня ребенка.

Режим дня для школьника второй смены

Среди приоритетов при составлении расписания ребенка, обучающегося во вторую смену, можно отметить:

  • здоровое питание;
  • полноценный отдых и сон;
  • учебу в школе и дома;
  • нахождение на свежем воздухе.

Начинать утро школьника лучшего всего с зарядки. Она даст возможность проснуться и взбодриться. Просыпаться ребенку следует в 7:00.

После зарядки идут гигиенические процедуры, уборка комнаты и завтрак.

В районе 8:00 школьник должен приступать к выполнению домашнего задания. Следует учитывать, что на подготовку уроков детьми младших классов уходит порядка 1,5-2-х часов, в то время как старшеклассники тратят на домашние задания около 3-х часов.

С 10:00 до 11:00 у детей появляется свободное время, которое они могут потратить на выполнение домашних дел или хобби, а также использовать его для прогулок на свежем воздухе.

Обед у ребенка ежедневно должен быть в одно и то же время – в районе 12:30. Пообедав, ребенок отправляется в школу.

Во сколько начинается вторая смена, определяется школьным расписанием, как правило, это 13:30. Занятия в школе, в зависимости от расписания, идут до 19:00, по их окончании ребенок отправляется домой.

В течение часа у учеников второй смены имеется возможность погулять, в начальной школе этого времени немного больше. В 20:00 ребенок должен поужинать. Следующие два часа он занимается своими увлечениями, готовит одежду и обувь на следующий день и совершает гигиенические процедуры. В 22:00 ребенок отправляется спать.

Родительская общественность обращается к Вам, Владимир Владимирович, с просьбой обратить своё особое внимание на проблему обучения детей во вторую смену в школах России. Дело в том, что родители, а главное сами дети постоянно находятся в состоянии непрерывного стресса, обучаясь во вторую смену в школе либо пребывают в перманентном ожидании перспективы обучения во вторую смену. В Постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" в положении 10.4. находим: В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену. В реальности это выглядит следующим образом. Первоклассники обучаются в первую смену, адаптируются, у них налаживается режим, первая половина дня закрепляется как наиболее продуктивная в плане обучения часть дня. Далее на 2-м, 3-м, 4-м годах обучения администрация школы на свое усмотрение может перевести ученика на обучение с первой во вторую смену. В пятом классе ребенок вновь вынужден будет перестраиваться на иной режим активности, обучения. И так далее. Психологи утверждают, что суточный биоритм психической активности человека выстроен таким образом, что первый его пик приходится на 8-12 часов утра, а спад на середину дня – 12-16 часов. Поразительно, что в тех же СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" в главе X. Гигиенические требования к режиму образовательного процесса пункт 10.7. читаем: 10.7. Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов (приложение 3 настоящих санитарных правил). В приложении 3 читаем: Гигиенические рекомендации к расписанию уроков Современными научными исследованиями установлено, что биоритмический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Поэтому в расписании уроков для обучающихся 1 ступени обучения образования основные предметы должны проводиться на 2-3-х уроках, а для обучающихся 2 и 3 ступени образования – на 2-х, 3-х, 4-х уроках. В связи с этим у нас, родителей, возникает вопрос: почему нашим детям, несмотря на все рекомендации специалистов, навязывается обучение во вторую смену? По какой причине чиновники вместо того, чтобы регулярно проводить мониторинг ситуации по школам относительно достаточного количества школ, кабинетов, учителей и многого другого и устранять причины возникновения классов, обучающихся во вторую смену вынуждают школьников приспосабливаться и учиться во вторую смену? Почему там, где образовательная система даёт сбой крайними оказываются самые беззащитные - дети? Итак, получается, что ребенок, обучающийся во вторую смену трудится умственно в самые непродуктивные часы суток. Страшно представить к каким последствиям со стороны физического и психического здоровья школьников приведут такие перегрузки, нарушение работы внутренних биологических «часов». Как такие скачки в режиме обучения и в режиме дня в целом скажутся на здоровье и работоспособности наших детей? Будет ли в будущем, войдя во взрослую жизнь, человек, системно обучавшийся во вторую смену эффективно работать в первой половине дня? Также очень большая проблема для работающих родителей - обеспечить контроль за приготовлением ребенком, обучающимся во вторую смену, домашних заданий. В то время как родители на работе не ясно кто будет отвечать за соблюдение детьми, обучающимися во вторую смену, режима дня (первой его половины). Далеко не все родители готовы бесстрашно воспринимать тот факт, что ребенок обучающийся во вторую смену будет добираться до школы самостоятельно, а возвращаться домой из школы в темное время суток (особенно это касается зимнего периода). Ведь вторая смена заканчивается в 17.00,18.00, 19.00, а в некоторых школах и в 20.00. В то время как дети, обучающиеся в первую смену, в это время уже несколько часов как дома и, как правило, успели совершить прогулку со сверстниками, сходить на кружки по интересам и спортивные секции, отдохнуть. Очень беспокоит родителей школьников, обучающихся во вторую смену реализация статьи 31 Конвенции о правах ребенка. А именно:Статья 31 1. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством. 2. Государства-участники уважают и поощряют право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха. Сложности с реализацией вышеперечисленных прав ребенка возникают в той связи, что секций и кружков, осуществляющих свою деятельность в первой половине дня, крайне мало, а в некоторых населенных пунктах секций и кружков, работающих в утренние часы, не существует в принципе. В результате, школьник, обучающийся во вторую смену, лишен права выбора и не имеет возможности развиваться творчески в тех направлениях, к которым имеет склонности,способности. Стоит особо отметить, что настоящим испытанием для семей, где есть два и более школьников, становится обучение детей в разные смены. Наличие обучения во вторую смену в школах России свидетельствует лишь о недостаточной работе соответствующих должностных лиц в направлении преодоления такой исключительной меры, как обучение во вторую смену. Мы, дети и родители, надеемся, что в 21-м веке у нашего правительства есть все необходимые механизмы для создания таких условий, при которых школьники России будут обучаться только в первую смену. Владимир Владимирович! Просим Вас с вниманием отнестись к проблеме обучения школьников во вторую смену и отменить такую форму обучения.

Адресовано Президенту России Путину В.В.

Есть люди, которые просто не могут просыпаться с утра пораньше. Они согласны сидеть до поздней ночи, но только, чтобы не вставать, Таких людей называют "совами", и современное общество создано определенно не для них. Однако и для таких людей существует немного радости в этом мире - вторая смена в школе. Так что, следует рассмотреть ее основные аспекты.

Бывает ли такое?

Для некоторых родителей в новинку слышать о второй смене в школе. Обычно они удивленно изгибают брови и говорят, что такого быть не может. Но так ли это?

Действительно, в советские времена о второй смене практически никто не слышал. Ученики ходили в школу по утрам, а после занятий посещали кружки по интересам или попросту шли домой. Но времена меняются, меняются условия труда и, чего греха таить, демография регионов.

В основном вторую смену в школах вводят в двух случаях:

  • Слишком много учащихся. Согласно действующему законодательству муниципалитет должен обеспечить образованием всех, кто проживает на определенной территории. И если количество учеников превышает количество мест, специально создается вторая смена.
  • Слишком мало педагогов. Эта проблема касается небольших и отдаленных населенных пунктов. Зачастую именно там прослеживается острая нехватка педагогов. Поэтому бывают ситуации, когда школа нанимает учителя на полставки, который уже работает в другом учебном заведении. Чтобы он мог совмещать, специально создаются классы второй смены. Такое, конечно, случается крайне редко, но все же имеет место.

Как видим, учеба во второй половине дня - вынужденная мера, но законна ли вторая смена в школе?

Согласно закону

Рассматривая санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учебных заведениях, можно отметить, что вторая смена в школе вполне закона. Согласно акту в первой половине дня обязаны посещать школу только ученики 1-х, 5-х и выпускных классов, то есть 9-х и 11-х. Остальные школьники могут учиться во вторую смену.

Так что, если ребенок не является учащимся вышеперечисленных классов и учится во вторую смену, то это вполне законно и не нужно паниковать. Но, несмотря на наличие в школе первой и второй смены, занятия не должны начинаться раньше 8 часов утра. Непозволительны также и нулевые уроки.

Помимо этого, важно знать, что если общеобразовательное заведение является специализированным лицеем, гимназией или школой с углубленным изучением чего бы то ни было, то вторая смена здесь не предусмотрена. В таких учебных заведениях нагрузка на учащихся выше и количество изучаемых предметов больше. Если ввести в таких заведениях вторую смену, то нагрузка на учащихся будет слишком велика, более того, ученики второй смены не смогут максимально эффективно усваивать необходимый материал и выполнять домашние задания.

Но во всех остальных учебных заведениях первая и вторая смена в школе - нормальное явление. Главное, чтобы не было третьей смены, так как это противоречит всем писаным и неписаным законам.

Минусы обучения во вторую смену

Итак, вторая смена в школе - законная. Однако хорошо учится во второй половине дня или плохо? Здесь, как и в каждой ситуации есть свои плюсы и минусы. Если говорить о недостатках, то можно сказать, что учеба во второй половине дня несколько ущемляет учеников, хотя многое зависит от расписания второй смены в школе, но об этом потом.

Первый минус обучения, с которым сталкивается ученик второй смены, - это разделенный на части день. Вроде кажется, что времени предоставлено достаточно и до занятий, и после, но по факту ничего не успеваешь сделать. Эта проблема возникает из-за неумения подстроиться под новый режим, а также от неправильного распределения своего времени. Если рассуждать логически, то можно заметить, что некоторые школьники второй смены ведут вполне полноценную жизнь: успевают ходить на кружки, делать уроки и гулять с друзьями. В решении этой проблемы поможет правильно составленное расписание и режим дня.

Еще одна проблема состоит в том, что материал усваивается лучше в первой половине дня, когда организм отдохнувший, а мысли свежие. Этот общеизвестный факт сложно опровергнуть, хотя и с ним можно вполне успешно поспорить.

Третья проблема заключается в плотной загруженности второй половины дня. Если ребенок учится во вторую смену в школе, то ему придется забыть о долгих встречах с друзьями и прочих внешкольных развлечениях. Когда приходишь домой в 7-8 вечера, немногое успеваешь сделать: быстро поужинать, пересмотреть домашнее задание, выполнив самое сложное, ну и еще час-другой посмотреть телевизор или посидеть в Интернете. Однако не стоит полностью отказываться от привычных вещей, лучше сократить время развлечений или совместить прогулки и встречи с друзьями.

Положительные стороны

В школах со второй сменой можно найти и положительные стороны. Первое и самое важное - это никаких звонков будильника в беспросветную рань. В особенности это радостная новость так называемым «совам», у которых биологические часы не настроены на ранние подъемы. Хотя, чего греха таить, просыпаться тогда, когда выспался, а не под звонок будильника мечта для всех: и «сов», и «жаворонков».

Перед занятиями вполне достаточно времени, чтобы доделать уроки, посетить какой-то кружок и не спеша собраться.

Вторая смена не такая уж и плохая вещь, главное правильно подготовить ребенка к изменениям, составить грамотное расписание и научиться рационально распределять время. Тогда от учебы в школе во вторую смену останутся только положительные воспоминания.

Временные рамки

Родители нередко задаются вопросом о том, во сколько начинается вторая смена в школе. Трудно ответить однозначно. Здесь многое зависит от того, на сколько приходят учащиеся первой смены и как долго длятся перемены. Немаловажную роль играет факт: после какого класса занимают кабинет учащиеся второй смены. К примеру, у первоклассников 3 или 4 урока, так что вторая смена может приходить уже к 12 часам и занимать кабинет.

Намного проще будет рассмотреть на примере среднестатистического учебного заведения: во сколько вторая смена в школе начинается. Если предположить, что первая смена приходит к 8 часам утра, перемены между уроками не слишком длительные, у первой смены шесть уроков в день, то получим следующие данные:

Таким образом, получается 13:55, вот со скольки вторая смена в школе начинается чаще всего. В основном между первыми и вторыми сменами делают перерыв на 25 минут, чтобы учащиеся второй половины дня начинали заниматься ровно в 14:00. Если же в расписании учащихся первой смены предусмотрено 5 уроков в день, то начало второй смены смещается на час, то есть на 13:00.

Расписание

Таким образом, занятия второй смены заканчиваются около шести-семи вечера в зависимости от количества уроков. Если принимать во внимание тот факт, что уроки начинаются в 14:00 расписание второй смены в школе будет выглядеть следующим образом:

Естественно, шесть уроков второй смены заканчиваются поздно, поэтому школьная администрация пытается сдвинуть начало занятий на более раннее время. Например, чтобы освободить кабинет на час раньше, последним уроком для первой смены могут поставить физкультуру, иностранный язык или любой другой предмет, который проходит в специализированном кабинете.

Начальная школа

Что касается второй смены в начальной школе, естественно она начинается и заканчивается раньше. Чаще всего занятия начинаются в 12 часов дня, а заканчиваются в четыре. Хотя бывает и такое, что дети приходят на занятия и в два часа дня.

Как показывает практика, младшеклассникам труднее всего адаптироваться к новому расписанию. Конечно, заботливые родители всячески будут помогать своим детям. И рано или поздно, путем проб и ошибок будет разработан оптимальный режим дня. Ученые сходятся во мнении, что самым лучшим вариантом станет такое расписание:

  • 7:00 - подъем.
  • 7-00-7:30 - зарядка, водные процедуры.
  • 7:30-8:00 - завтрак.
  • 8:00-8:20 - короткая прогулка.
  • 8:20-10:00 - выполнение домашнего задания.
  • 10:00-11:30 - свободное время и второй завтрак.
  • 11:30-13:00 - прогулка, игры на свежем воздухе.
  • 13:00-13:30 - обед.
  • 13:30-14:00 - сборы и дорога школу.
  • 14:00-18:00 - уроки в школе.
  • 18:30-19:00 - спортивные игры на свежем воздухе.
  • 19:00-20:00 - ужин и свободное время.
  • 20:30-7:00 - сон.

Это один из наиболее оптимальных вариантов режима дня для школьников возрастом 7-8 лет. Естественно, занятия в школе могут начинаться в разное время, поэтому режим дня каждый должен менять под себя, а для этого нужно учитывать некоторые нюансы.

Приоритеты расписания

Прежде чем составлять расписание, необходимо учитывать, что ребенок - это не робот, который должен только учиться. У него могут быть свои потребности, интересы и, более того, свой биологический ритм, способности и наклонности. В первую очередь, при составлении расписания стоит обращать внимание на такие вещи, как:

  • Здоровое питание . В понимание этого входит не только разнообразие, и польза пищи, но и время для ее приема - не менее получаса в домашних условиях.
  • Сон и отдых . Время, отведенное для сна, нельзя сокращать в пользу уроков.
  • Прогулки на свежем воздухе . Ученые уже давно со всех сторон изучили влияние прогулок на улучшение запоминания материала. Родителям, дети которых учатся во вторую смену, важно следить за количеством времени, которое ученики проводят на свежем воздухе.
  • Учеба . В какую бы смену не учился ученик, не стоит нагружать его дополнительными занятиями сверх меры. Вне всяких сомнений, знания важны, но стоит усвоить одну беспрекословную истину - знания, полученные «из-под палки», никогда не принесут пользы. Они забудутся, как только станут ненужными (после контрольных или экзаменов).

Золотая середина

Если кто-то читал Аристотеля, он наверняка помнит «Принцип золотой середины». Его не стоит даже объяснять (он вполне очевиден), а вот применить к созданию оптимального распорядка дня для учащихся второй смены, очень даже полезно.

Нередко можно встретить ситуации, когда ученики либо вовсе не руководствуются каким бы то ни было распорядком, или их день расписан вплоть до последней минуты, проведенной в ванной.

В первом случае ребенок проявляет свою активность исключительно на уроках, так как они начинаются в определенное время. Выполнение домашних заданий при таком раскладе становится проблемой. Если руководствоваться исключительно обязанностями ученика, и страхом перед плохой оценкой домашнее задание нередко остается невыполненным. А если его и делают, то этот процесс затягивается на долгие 4-5 часов. Ведь у ребенка нет специально отведенного времени на выполнение уроков.

В случае со строгим распорядком дня, который расписан по минутам, на ребенка оказывается слишком высокое давление, что впоследствии может привести к неврозам. Как же тогда быть?

Распорядок дня нужно составлять таким образом, чтобы были обозначены основные, конкретные дела, которые нужно выполнить. К примеру, возьмем такие простые пункты, как сделать уроки, полить цветы и вынести мусор. Если ученик учится во вторую смену, то вполне логично, что часть уроков он будет делать утром, поэтому домашние дела можно перенести на вечер. Проще говоря, нужно обозначить не временные рамки (с 10:30 до 10:40 поливать), а период, когда это нужно сделать (утром или вечером). Таким образом, можно снизить давление на ученика, упорядочить график и сделать обучение во вторую смену даже приятным.

Как учиться?

Еще один вопрос, который стоит рассмотреть, - это время, когда лучше всего делать уроки учащимся второй смены. Бытует мнение, что не стоит делать домашние уроки, вернувшись со второй смены. Вот только задание заданию рознь. В особенности это касается учеников средней и старшей школы. Например, учить стихотворения наизусть лучше вечером, также в это время нужно делать все самые сложные задания или хотя бы часть из них.

Наутро лучше оставить письменные упражнения, переводы и повторение пройденного материала. Такие задания намного проще, они не требуют больших умственных и энергетических затрат. Кроме того, небольшая мозговая активность с утра поможет настроиться на рабочий лад. Если же перед началом занятий загрузить ребенка всеми невыученными материалами, то когда придет время уроков, он уже будет слишком уставшим, чтобы запоминать новый материал.

Поэтому для учеников второй смены намного лучше делать вечером сложные задания, оставляя на утро только самые простые упражнения. В крайнем случае, с вечера необходимо подготовиться к выполнению заданий: найти материалы или подготовить черновые варианты решенных упражнений.

Вторая смена в школе, учиться после обеда - это еще не конец света. Хотя, если послушать отзывы родителей, то учеба во второй половине дня представляется для них настоящей катастрофой. Действительно, в этом мире большинство организаций играют по правилам «жаворонков», невольным «совам» второй смены приходится несколько ущемлять свои потребности. Но так ли это на самом деле? Неважно, в какой смене учится ученик: первой или второй, и у тех, и у других в сутках 24 часа, главное - научится правильно ими пользоваться. Поэтому очень важно составить хороший распорядок дня и следовать ему.

А слухи о том, что ученики второй смены лишены возможности посещать кружки - сплошная нелепость. Подобное говорят только те, кто никогда не искал соответствующих внешкольных заведений. Вторая смена - это вовсе не преграда на пути к получению хорошего образования, а скорее препятствие, которое некоторым даже нравится. Так что, при правильном подходе учеба во вторую смену легко может превратиться в самые приятные воспоминания о школьной жизни.

Фотобанк Лори

Некоторые родители бывают недовольными из-за того, что их ребенок полгода будет , но так ли это плохо? Рассмотрим ряд недостатков и приемуществ обучения во вторую смену.

Недостатки обучения во вторую смену

1. Чрезмерно загруженная вторая половина дня и свободная первая половина. Чем это чревато? По утрам школьники подолгу спят, не успевая сделать много дел, зато вторая половина дня перегружена, что приводит к переутомлению.

2. Вынужденный отказ от внешкольного отдыха и хобби. Из-за перегруженности послеобеденного времени дети перестают , гулять с друзьями, мало общаются со сверстниками. Конечно, далеко не все родители считают это минусом, однако для всестороннего развития ребенка это очень важно.

3. Изменение биоритмов организма школьника. Резкая – это серьезный стресс, особенно для детского организма. Учащиеся, привыкшие получать усиленную нагрузку с утра, а вторую половину дня проводить более расслабленно, тяжело переносят смену режима. Организм может тормозить, не сразу приспособится к новым условиям.

4. Ограниченная возможность участвовать во внеклассных мероприятиях. У детей, которые учатся во вторую смену, почти не бывает внеклассных мероприятий. А ведь это немаловажно для гармоничного развития школьника, расширения его кругозора. К сожалению, посещение музеев, театров, кино и прочих культурных мероприятий приходится переносить на выходные или вовсе отказываться от подобного досуга.

5. Проблема встречи детей из школы. К тому времени, когда заканчиваются занятия у учащихся во вторую смену, на улице, как правило, уже темно. Далеко не во всех семьях есть возможность встречать детей после занятий.

6. Отсутствие возможности контролировать времяпровождение ребенка до школы. Утром дети часто остаются дома одни, и собираются в школу самостоятельно. К сожалению, часто это означает, что ребенок может не поесть, забыть закрыть квартиру, оставить включенными электроприборы и т.д.

Придется сократить время прогулок после уроков. Для того, чтобы детский организм получал достаточно свежего воздуха, хватит 30 минут.

Научите ребенка грамотно разделять домашние задания на «вечерние» и «утренние». Вечером рекомендуется выполнять уроки, при выполнении которых может потребоваться помощь взрослых. То, что школьник может выполнить самостоятельно, лучше перенести на утро.

В различных регионах России практикуется обучение школьников во вторую смену. Это вызвано определенным дефицитом мест в школах. Вторая смена в школе для обучения имеет как минусы, так и положительные стороны. Рассмотрим их более детально.

Родители некоторых детей часто высказывают недовольствие тем, что ребенок будет обучаться полгода во вторую смену в школе. Но, может быть это и не так плохо? Рассмотрим недостатки и преимущества при обучении во вторую смену в школе.

Рассмотрим в первую очередь недостатки обучения во вторую смену:

  • Во первых – это загруженность второй половины дня и значительная свобода в первой половине дня. Чем же это плохо? Утром школьники долго спят, не успевают в итоге сделать все запланированные дела, а вот вторая половина дня оказывается перегруженной, а это в свою очередь приводит к переутомлению.
  • Этот режим вынуждает отказаться от внешкольного хобби и отдыха. Перегруженность второй половины дня заставляет детей перестать ходить в секции, кружки, совершать прогулки с друзьями. Это приводит также к уменьшению общения со сверстниками. Не все родители относят это к отрицательной стороне, но в целом это влияет негативно на всестороннее развитие ребенка, а это очень важно.
  • Такой режим, вторая смена в школе, приводит к изменению биоритмов в организме ребенка. Смена режима дня приводит к серьезному стрессу, к которому очень чувствительный детский организм. Если школьники привыкли усиленно работать в первую половину дня, вторая половина дня проходит в более щадящем режиме, то они очень тяжело переносят такую смену распорядка дня. Организм начинает тормозить, приспособление требует определенного времени.
  • Вторая смена в школе ограничивает участие во внеклассных мероприятиях. Дети, которые занимаются во вторую смену, практически не участвуют во внеклассных мероприятиях. Но, эти мероприятия необходимы для гармонического развития ребенка, необходимы для расширения кругозора. Также это влияет и на посещение театров, музеев, кино и проведение других культурных мероприятий. Все это приходиться переносить на выходные дни, либо отказаться от части их.
  • Необходимость встречать детей, которые возвращаются из школы. В это время, особенно зимой уже темно, поэтому желательно встречать детей после занятий, а вот возможности такой у всех родителей может не быть.
  • Отсутствует возможность контролировать времяпровождение школьника до занятий в школе. Дети, оставшиеся дома одни могут не поесть, при выходе из квартиры, дома забыть закрыть дверь на замок, могут оставить включенными электроприбор, газовую плиту и совершить, а точнее не совершить аналогичные поступки, что может привести к непредсказуемым последствиям.
  • Трудности выполнения домашних заданий. Делая уроки вечером, после второй смены, школьник сильно утомлен, поэтому качество выполняемой домашней работы может оказаться далеко от хорошего качества. Выполнение же домашнего задания утром, когда ребенок один и ему некому помочь, может привести к невыполнению задания, при встретившейся трудности, из-за отсутствия взрослых дома.

Преимущества обучения во вторую смену следующие:

  • Школьники, которые учатся во вторую смену, высыпаются лучше по сравнению со школьниками, обучающимися в первую смену. Особенно это заметно в зимне-осенний период, когда приходиться подниматься в темное время суток, а это сказывается негативно на работоспособности.
  • Утром домашние задания выполняются «на свежую голову». Мозг большинства детей более активно работает с утра, в первую половину дня, следовательно, уроки с утра делаются с большей эффективностью.
  • Также улучшаются навыки самоорганизации. При таком режиме школьник может не торопясь собираться в школу. Не торопясь умыться, одеться и позавтракает. Делать все это не торопясь особенно для детей младшего школьного возраста очень важно для него. Ребенок быстрее и эффективней приобретает навыки самостоятельности – это и собирание портфеля без помощи, одевание и тому подобное.
  • Интересный факт – школьники, обучающиеся во вторую смену в школе, меньше болеют. Объяснение очень простое – они меньше контактируют с заболевшими людьми.
  • Повышение дисциплины. Замечено, при обучении во вторую смену снижается количество опозданий, а это приводит к улучшению общей дисциплины. Также положительной стороной можно считать более качественное восприятие учебного материала, так как школьники приходят выспавшимися.
  • Уменьшаются травмы и случаи потери вещей. Это возможно связано с меньшим количеством школьников, которые учатся во вторую смену по сравнению с первой сменой, что приводит к более свободному пространству в коридорах.

Помощь ребенку в адаптации к обучению во вторую смену в школе

Переход на новый режим дня необходимо производить постепенно для снижения стресса у ребенка. Нельзя разрешать школьнику спать до обеда, даже если он и учится во вторую смену. Необходимо время подъема смещать постепенно, необходимо сохранять время необходимое для выполнения домашнего задания.

Необходимо сократить время, отводимое на прогулку после уроков. В общем-то для получения достаточного количества свежего воздуха детским организмом достаточно 0,5 часа.

Необходимо научить ребенка правильно делить домашнее задание, которое выполняется вечером или утром. Для вечерних занятий рекомендуется задания, при выполнении которых может потребоваться помощь родителей. На выполнение утром надо оставлять те задания, которые школьник может выполнить самостоятельно, без помощи взрослых.

Необходимо составить режим дня, особенное внимание уделить первой половине дня. Надо определить время на завтрак, уроки, сборы в школу. Соблюдение его, поможет ребенку все успеть и сделать, даже обходясь без контроля родителей. Это также приучает к дисциплине, улучшит также навыки самоконтроля.