Викторина эрудит для начальной школы. Вопросы на эрудицию. Материалы для жюри

Интеллектуальная игра "Конкурс эрудитов"

Цель: активизация познавательной деятельности учащихся, развитие интеллектуальных способностей учащихся.

Задачи:

    вовлечение учащихся в активную практическую деятельность;

    обобщение знаний по различным школьным предметам;

    развитие логического мышления;

    развитие корпоративного духа.

Организационный момент.

Для участия в интеллектуальной игре " Конкурс эрудитов " приглашаются команды 5 классов.

2 команды (по 5 человек) заранее выбирают капитана, придумывают название команды.

Ведущая 1: Здравствуйте дорогие друзья! Сегодня мы собрались на необычном конкурсе. Он называется «Конкурс эрудитов».

Ведущая 2: Но кто же такие - эти эрудиты?

Ведущая 1: Эрудиты - это очень сведущие в различных областях знаний люди, люди, которые знают все и обо всем, это знатоки. Таких людей еще называют
энциклопедически образованными. Есть ли среди наших пятиклассников эрудиты?
Об этом мы сегодня узнаем.

Ведущая 2: Во время подготовки к соревнованиям участники побывали в библиотеках, перелистали много книг, энциклопедий, узнали много нового,
интересного. И пусть в нашем сегодняшнем конкурсе вам потребуется
лишь маленькая частичка этих знаний, вы все равно уже стали богаче,
потому что знания - это то, чего нельзя ни украсть, ни отобрать, ни
потерять.

Ведущая 1: В нашей интеллектуальной игре участвуют две команды 5 классов. И сегодня мы посмотрим, какая из команд заслуживает звания эрудитов.

Ведущая1: Пришло время знакомиться с участниками. Капитаны называют команду и представляют участников.

Ведущая2: Первая команда …

Ведущая1: Вторая команда …

Ведущая1: Оценивать эрудицию будет жюри в следующем составе…

Ведущая1:

Пусть каждый смело
Вступит в бой,
В азарт соревнованья.
Успех придет не сам собой,
Помогут ваши знания.

Начинаем игру!

Вопросы для разминки:

1. Пассажир без билета. (Заяц.)

2. Ее отчество Патрикеевна. (Лиса.)

3. Греки называли его «арктос». (Медведь.)

4. Друг человека. (Собака.)

5. Он всегда в лес смотрит. (Волк.)

6. «А Васька слушает да ест». (Кот.)

7. Ей «где-то Бог послал кусочек сыру». (Ворона.)

8. Кто, «не боясь греха», хвалит петуха. (Кукушка.)

9. Она «в ослепленье бранит науку и ученье». (Свинья.)

10. Он виноват уж тем, что волк хочет кушать. (Ягненок.)

1 этап. Конкурс - разминка «Небо и земля»

Ведущая 2. Каждая команда должна быстро, без обсуждения,
ответить на 5 вопросов, которые имеют отношение к Земле и космосу.

Ведущая 1. Правильный ответ оценивается в 1 балл.

Ведущая 2. Внимание - вопросы для первой команды (название):

    Плавучая ледяная гора. (Айсберг.)

    Воздушная оболочка Земли. (Атмосфера.)

    Белое, Черное, Красное, Желтое - что это? (Море.)

    Прибор для измерения атмосферного давления. (Барометр.)

    Самая большая планета. (Юпитер.)

Ведущая 1.А теперь вопросы для второй команды (название):

1. Участок пустыни с древесной и травяной растительностью.(Оазис).

    Затишье, безветрие. (Штиль.)

    Ветер силой 9-11 баллов. (Шторм.)

    Прибор для наблюдения за планетами и звездами. (Телескоп.) ,

    Планета с кольцом. (Сатурн.)

2 этап. Игра “Черный ящик”

Ведущая1: В ящике спрятаны предметы, которые всем вам хорошо известны. Угадайте по описанию предмета, о чем идет речь. Эта игра не на скорость. Вопросы по очереди адресуются командам. Каждый правильный ответ – 1 балл.

Первой команде - Предмет, который вставляют в электронную машину с экраном и получают информацию. (Дискета, диск или флеш)

Второй команде - Предмет необычной формы, железный, пахнет бензином. Если где-то что-то открутилось, им можно подкрутить. (Гаечный ключ)

Пока жюри подводит итог, поиграем со зрителями.

Игра с болельщиками

Ведущая2: Ответьте правильно на вопросы

1.Назовите национальное дерево России (Береза)

2.Какую обувь носил русский крестьянин? (Лапти)

3.Как называется праздник проводов зимы? (Масленица)

4.Какой зверь любит малину? (Медведь)

5. Назовите полюбившийся всему миру сувенир русской земли (Матрешка)

6. Пять стогов сена и семь стогов сена свезли и сложили вместе. Сколько получилось стогов? (1)

7.Крышка стола имеет 4 угла.Если отпилить один угол,сколько углов останется?(5)

3 этап Викторина по сказкам А.С. Пушкина

Эта героиня одной из сказок Пушкина привыкла петь песни и портить зубы.

Кто жил «у самого синего моря»?

(Старик со своею старухой)

Какая сказка повествует об архитектурных сооружениях, постоянно претерпевающих реконструкцию?

(Сказка о рыбаке и рыбке)

О ком идёт речь?

Полетел и опустился

Между моря и небес

На корабль – и в щель залез

В муху князь оборотился,

Полетел и опустился

Между моря и небес

На корабль - и в щель залез.

Кто это? Назовите героя или героиню и сказку.

не рукавица:

с белой ручки не стряхнёшь

да за пояс не заткнёшь.

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла.

(Царица из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»)

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

(Царевна из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»)

Смолоду был грозен он

И соседям то и дело

Наносил обиды смело.

(Царь Дадон из «Сказки о золотом петушке»)

Что это за красавица?

что не можно глаз отвесть:

Днём свет божий затмевает,

Ночью месяц освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит

(Царевна Лебедь из «Сказки о царе Салтане»)

Перечислите должности и звания, которые занимала старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке»

(Крестьянка, столбовая дворянка, вольная царица)

От кого в «Сказке о царе Салтане» Гвидон спасал царевну Лебедь?

(От коршуна)

Из какой сказки концовка?

Я там был, мёд, пиво пил –

И усы лишь обмочил.

(Сказка о царе Салтане, Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях)

Сказка ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам урок.

(Сказка о золотом петушке)

Узнай сказку по зачину

Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве

Жил-был…

(«Сказка о золотом петушке»)

Что за помещение и из какой сказки?

Светлая горница. « …кругом

Лавки, крытые ковром,

Печь с лежанкой изразцовой»

(Дом семи богатырей)

«…изба со светёлкой,

С кирпичною, белёною трубою,

С дубовыми, тесовыми вороты».

(Изба старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке»)

4 этап Конкурс «Самый-самый»

Ведущая 1. Начинаем третий конкурс. Этот конкурс называется «Самый-самый».

Ведущая 2. Вам предстоит дать ответы на 5 вопросов, которые
касаются различных рекордсменов в природе. Команды могут обсуждать ответ в течение 1 минуты.

Ведущая 1. Правильный ответ оценивается в 1 балл. Но если ответ был дан без обсуждения, он оценивается в 2 балла.

Ведущая 2. Команда (название), слушайте вопросы:

    Самый маленький материк. (Австралия.)

    Самое глубокое озеро на земле. (Байкал.)

    Самая большая река Европы. (Волга.)

    Самое жаркое место на Земле. (Долина смерти, Калифорния.)

    Самый большой остров на Земле. (Гренландия.)

Ведущая 1.А теперь вопросы для команды (название):

    Самое большое озеро в Европе. (Ладожское озеро.)

    Самая высокая гора на планете. (Эверест.)

    Самое высокое дерево. (Эвкалипт.)

    Самый большой цветок в мире. (Раффлезия Арнольди.)

    Самая маленькая птичка. (Колибри.)

Ведущая 2. Слушаем оценки жюри.

5 этап Конкурс «Загадки с подсказками»

Ведущий 1. Четвертый конкурс - это «Загадки с подсказками»

Ведущий 2. Правильный ответ оценивается в 3 балла.

Ведущий 2. Итак, загадка первая. Это- очень распространенное в природе вещество. Какое?

Ведущий 1. Послушайте подсказки:

    Из этого вещества на 2/3 состоит организм человека.

    Оно может быть в 3 состояниях.

    Его называют «соком жизни» на земле.

    Оно может на нас падать прямо с неба.

5. Многословие и пустословие мы тоже связываем с этим веществом. (Вода.)

Ведущий 2. Теперь загадка для соперников. Она - об одном путешественнике. Кто он?

Ведущий 1. Послушайте подсказки.

1.3000 смельчаков хотели поехать в это путешествие, но выбор пал на него.

    Это кругосветное путешествие он совершил в одиночку.

    Он с детства мечтал быть летчиком.

    Его имя известно каждому человеку на земле, потому что он был первым.

    Это он сказал историческую фразу перед началом дороги: «Поехали!» (Ю.А. Гагарин.)

Ведущий 2. Ответы получены. Ждем оценки судей.

6 этап Конкурс «Факты из учебника»

Ведущий 1. Вот и подошло время для домашних заготовок.

Ведущий 2. А значит, для конкурса «Факты из учебника».

Ведущий 1. Напоминаю, что вы должны были подготовить3 вопроса для команды соперников.

Ведущий 2. По условиям этого конкурса, для вопросов нужно было использовать факты из школьных учебников для 5 класса.

Ведущий 1. Время на обсуждение ответов - 1 минута. Оценка за каждый правильный ответ - 1 балл.

Ведущий 2. Итак, слово команде (называет команду).Члены команды по очереди задают вопросы соперникам.

Ведущий 1. Теперь свои вопросы задает команда (называет команду).

Члены команды по очереди задают вопросы соперникам.

Ведущий 2. Судьи скажут нам, кто победил в этом конкурсе. Судья объявляет результат.

7 этап Конкурс «Хитрые вопросы»

Ведущий 1.И наконец самый трудный наш конкурс. Это конкурс «Хитрые вопросы». В нем проверяются не только знания, нои сообразительность, умение логически мыслить.

Ведущий 2. На каждый вопрос - 10 секунд размышлений.

Ведущий 1. Каждый ответ - 1 балл. ™

Ведущий 2. Вопросы команде (называет команду):
1. В какой стране одновременно бывает и день и ночь? (В России)

Может ли арбуз назвать себя ягодой? (Нет: он не умеет говорить)
Если лечь спать в 8 часов вечера, а будильник завести на 9 часов утра,

сколько ты будешь спать? (1 час.)

На руках десять пальцев. Сколько пальцев на десяти руках? (50.)

Как звали Ломоносова? (Михаил Васильевич.)

Ведущий 1.А теперь на хитрые вопросы отвечает команда (называет команду).

    Как называется маленькое количество жидкости? (Капля.)

    Кто говорит на всех языках? (Эхо.)

    На какое число нужно разделить 2, чтобы получить 4? (На 1/2.)

    Как называется самое распространенное вещество в природе?
    (Вода.)

    Одна картофелина варится 10 минут, сколько нужно будет ва-
    рить 10 картофелин? (10 минут.)

8 этап “Вопросы для детей семи пядей во лбу”

1.Эта игра родилась в Австралии. Идея создания игры принадлежит австралийскому математику Питеру Холлорану. Она существует более 15 лет и носит название одного австралийского животного. Назовите эту игру. (“Кенгуру”)

2.В математике есть тупой угол, прямой, острый. А как назывался угол крестьянской избы, где помещалось самое красивое и ценное для души - иконы? (Красный)

3. Вспомните, на каких языках говорили следующие литературные герои:

    Красная Шапочка – французский (Ш. Перро)

    Чиполлино – итальянский (Дж. Родари)

    Карлсон – шведский (Линдгрен)

    Буратино – русский (А. Толстой)

    Бременские музыканты – немецкий (Гримм)

4.Соберите слова, которые спрятались в других словах. За каждое слово 1 балл

1-ой команде. (На карточках)

1) Приставка в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень в слове СНЕЖИНКА, суффикс –ЛЕСНИК, ОКОНЧАНИЕ – УЧЕНИКИ (подснежники )

2) Корень в слове – МОЛОДОЙ, суффикс – ПАЛЬЦЫ, окончание – ТРАВЫ (молодцы)

2-ой команде.

1) Приставка в слове ЗАХОД, корень - ГОРОДА, суффикс – СТОРОНКА, окончание – ЗИМА (загородка )

2) Корень в слове – ДВОРНИК, суффикс – СТОЛОВАЯ, окончание – ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый )

5. Составьте предложение, выполнив предварительные действия:

    Из предложения «Стеной стоят желтые колосья пшеницы» возьмите определение.

    Прибавьте подлежащее из предложения «Листья падают».

    Из предложения «Пушкин очень любил осень» возьмите дополнение.

    Добавьте обстоятельство из предложения «Осень щедро одаривает леса краской».

    Добавьте сказуемое из предложения «Весна выстлала на лугу разноцветный ковер».

    Из предложения «Куда ведете нас, дороги?» возьмите существительное, которое является обращением.

Слово предоставляется жюри.

9 этап. “Реши ребусы”

Ведущая 1: Команды займутся разгадыванием ребусов. Каждый правильный ответ – 1 балл.

Ведущая 2:

И наконец, решающие результаты и награждение.

Положение о проведении игры

Цель:

  • выявление интеллектуального потенциала младших школьников;
  • стимулирование познавательной деятельности;
  • развитие творческой активности;
  • поощрение детских инициатив.

Конкурс состоит из трех туров и проводится по следующей схеме:

  1. Участники рассаживаются по одному за парту, каждому присваивается свой номер.
  2. На парте у участников лежат три таблички с цифрами 1, 2, 3. Отвечая на вопрос, участники поднимают карточку с верным вариантом ответа.
  3. Вопрос и варианты ответов прочитываются дважды и сразу участники дают ответ на вопрос. Учитываются ответы тех участников, которые сразу подняли карточку с вариантом ответа.
  4. Первый тур состоит из 10 обязательных вопросов с тремя вариантами ответов. В случае, если участники набрали одинаковое количество баллов, задаются дополнительные вопросы дл определения 12 участников, которые перейдут во второй тур.
  5. Перед вторым туром определяется очередность ответов участников. Для этого у каждого на парте лежит «разрезанное» слово. Ведущий задает вопрос, участники собирают слово, которое является ответом на вопрос. Кто собрал первым, тот отвечает первым и т. д. если участник собрал слово неправильно, то он может повторить попытку. Результаты контролирует ведущий, жюри фиксирует.
  6. Далее каждый участник (по ранее установленной очередности) выбирает область знаний, названия которых вывешиваются на доске. Каждый участник выбирает для ответа одну область и отвечает на пять вопросов. (Каждая область будет состоять из 10 вопросов, поэтому одну область могут выбирать 2 участника). В третий тур выходят 6 человек.
  7. В третьем туре каждый участник должен ответить на наибольшее количество заданных вопросов за 1 минуту. Время и правильность ответов контролирует жюри.
  8. Жюри состоит из 6-ти человек. В первом туре каждый фиксирует результаты только 3-х определенных человек. Жюри выдается таблица, в которой написаны номера участников. Если участник ответил правильно, то ему ставится любой знак, который затем превращается в балл. Если ответил неправильно, то ему ничего не ставится. В каждом туре используется своя таблица для фиксирования результатов. По окончании каждого тура жюри определяет участников. Которые переходят в следующий тур.

Первый тур.

  1. Какие мыши живут в тундре?
    1. лесные
    2. летучие
    3. лемминги
  2. Город Владивосток находится на берегу…
    1. Моря Лаптевых
    2. Северного моря
    3. Японского моря
  3. Саша и Арина решили задачу за 10 минут. Сколько времени потратила на решение задачи каждая девочка?
    1. 5 минут
    2. 10 минут
    3. 20 минут
  4. Где восходит солнце?
    1. на западе
    2. на юге
    3. на востоке
  5. Какого из этих героев придумал не Э. Успенский?
    1. Врунгеля
    2. Печкина
    3. Шапокляк
  6. Кто из богатырей новгородских былин играл на гуслях и бывал у морского царя?
    1. Садко
    2. Святогор
    3. Микула Селянинович
  7. Сколько звуков (о) в слове головоломка?
    1. четыре
    2. один
  8. Кто не является птицей?
    1. филин
    2. пингвин
    3. летучая мышь
  9. С какой частью речи не употребляются предлоги?
    1. имя прилагательное
    2. глагол
    3. имя существительное
  10. Какие краски необходимо смешать, чтобы нарисовать зеленую траву?
    1. желтую и синюю
    2. желтую и коричневую
    3. фиолетовую и коричневую
  11. Кто похож на сказочного единорога?
    1. нарвал
    2. тюлень
  12. Сколько подвигов, как принято считать, совершил Геракл?
  13. Какого моря не существует?
    1. Сиреневого моря
    2. Красного моря
    3. Белого моря
  14. Что Винни-Пух считал лучшим подарком?
    1. сахар
    2. шоколад
  15. С какого расстояния назначают пенальти в футболе?
    1. с 12 метров
    2. с 11 метров
    3. с 10 метров

«Разрезанное слово». Название, какого растения говорит, где оно живет? (Подорожник).

Второй тур.

Математика.

  1. Индюк весит 4кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу? (4 кг )
  2. Сколько получится, если число 1 умножить само на себя тысячу раз? (1 )
  3. Человек ехал в Москву в такси. По дороге ему навстречу двигались 7 грузовиков и 5 автомашин. Сколько машин шло в Москву? (одна – такси )
  4. Папе, маме и сыну вместе 70 лет. Сколько лет будет им вместе через 4 года? (на 12 лет больше -82 )
  5. Назови следующий после 2002 год, который можно читать как слева направо, так и справа налево. (2112 )
  6. Вероника спросила своего брата: «Если сейчас я старше тебя на 4 года, то на сколько лет я буду старше тебя через 5 лет?» (на 4 года )
  7. Половина диаметра окружности. (радиус )
  8. Емеля пилил дрова. Сколько распилов должен сделать Емеля, чтобы получить 8 поленьев? (7 распилов )
  9. Чему равно число, если двенадцатая его часть равна 2? (24 )
  10. Назови пять дней подряд, не называя ни чисел, ни дней недели. (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра )
  11. У трех маляров был брат Поликарп, а у Поликарпа братьев не было. Как это могло случиться? (Маляры – сестры )

Русский язык.

  1. Слова противоположные по значению. (антонимы )
  2. Какие местоимения самые чистые? (вы-мы-ты )
  3. Замени словосочетание наречием. На пустой желудок. (натощак)
  4. Закончи пословицу: Ученье – свет, … (а неученье – тьма ).
  5. Разгадай метаграмму:
    Со звуком (С) я не вкусна,
    Но в пище каждому нужна.
    С (М) – берегись меня, не то
    Я съем и платье и пальто. (соль - моль )
  6. Начальная форма глагола это? (неопределенная форма )
  7. Закончи пословицу: Где много слов, там… (мало дела ).
  8. Как называются устаревшие и вышедшие из употребления слова? (архаизмы )
  9. Какое местоимение требует уборки? (мой )
  10. Разгадай метаграмму:
    С (К) я в школе на стене,
    Горы, реки есть на мне.
    С (П) – от вас не утаю –
    Тоже в школе я стою. (карта - парта )

Литературное чтение.

  1. Кто написал сказку «Каменный цветок»? (Бажов )
  2. Назовите самую знаменитую няню одного из известных поэтов. (Арина Родионовна )
  3. Как звали царя в «Сказке о золотом петушке»? (Дадон )
  4. Назовите автора сказок: «Каша из топора», «У страха глаза велики». (народ )
  5. Закончи поговорку: пойди туда – не знаю куда,… (принеси то, не знаю что )
  6. Свои первые рассказы этот писатель издавал под псевдонимом Антоше Чехонте. Назови настоящее имя этого автора. (Антон Павлович Чехов )
  7. Базарная баба с оторванным носом.
  8. Продолжи стихотворение А.Барто.
    Дело было в январе,
    Стояла ёлка на горе,
    …. . . . . . . . . . . . . . . .
    (А возле этой ёлки
    Бродили злые волки
    .)
  9. Сколько братьев было у Элизы, героини сказки Г.Х.Андерсена “Дикие Лебеди”? (11 )
  10. Так называется и рассказ Николая Носова, и стихотворение Корнея Ивановича Чуковского. («Телефон» )

Естествознание.

Спорт.

  1. Чем играют в водное поло? (мячом )
  2. Ранее эта игра называлась «корзина-мяч». Что это за игра? (баскетбол )
  3. Сколько минут длится футбольный тайм? (45 минут )
  4. На олимпийском флаге нарисовано пять колец. Что они символизируют? (пять континентов Земли )
  5. Какое максимальное количество очков можно заработать в баскетболе, сделав один бросок? (3 очка )
  6. Какие игры, известные с древних времен, объединяют спортсменов всех стран? (олимпийские игры )
  7. Что означает в шахматах понятие «ничья»? (никто не выиграл )
  8. Назовите вид спорта, в котором самый легкий мяч. (теннис )
  9. Как называется дистанция в лыжных гонках? (трасса )
  10. Что такое биатлон? (бег на лыжах на большие дистанции и стрельба из винтовки )

«Обо всем на свете».

  1. Фамилия циркового артиста, знаменитого своими номерами с кошками. (Куклачёв )
  2. Из плодов, какого растения делают изюм? (виноград )
  3. На каком дереве сидит ворона во время дождя? (на мокром )
  4. Какая страна занимает первое место в мире по численности населения? (Китай )
  5. Какой известный писатель заставил цвести подснежники зимой? (Маршак «12 месяцев» )
  6. Какая птица самая маленькая в мире? (колибри )
  7. Кто мог при езде обходиться половиной лошади? (Мюнхаузен )
  8. У какой геометрической фигуры такое же название как и у шляпы? (цилиндр )
  9. Где у кузнечика ухо? (На ноге. )
  10. У какого из транспортных средств имеется стоп-кран? (поезд )

Третий тур.

  1. Простынка для самых маленьких. (пеленка )
  2. глагол )
  3. . Что легче: 1 кг пуха или 1 кг железа? (равно )
  4. Самое глубокое озеро в мире. (Байкал )
  5. На какое число нельзя делить? (ноль )
  6. Промежуток времени в 100 лет. (век )
  7. Как написать "сухая трава" четырьмя буквами? (Сено )
  8. Капустный лист с завернутым в него фаршем? (голубец )
  9. В каком фрукте обнаружили Чебурашку? (в апельсинах )
  10. Как называется самая главная площадь в Москве? (Красная )
  11. Назовите национальное дерево России. (Береза )
  12. Какую обувь носил русский крестьянин? (Лапти )
  13. Какое угощение обязательно на Масленице? (Блины )
  14. Сколько ушей у 5 мышей? (10 )
  15. Кто первым позвонил К. Чуковскому по сказочному телефону? (Слон )
  16. Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно. После первого - это уже не натощак ).
  17. Может ли страус назвать себя птицей? (нет, не говорит )
  18. Кто говорил волшебные слова: “Сим, Сим, открой дверь”? (Али-Баба )
  19. Учёный, который занимается раскопами? (археолог )
  20. Суп на основе кваса. (окрошка )
  21. Часть речи, которая обозначает действие, называется… (глагол )
  22. Какой материк самый холодный? (Антарктида )
  23. Сколько месяцев в году, кроме летних? (9 )
  24. Назовите героя сказки с красивой богатой шубой, пожелавшего взять Дюймовочку в жены. (Крот )
  25. Сколько гномов у Белоснежки? (7 )
  26. «Синенький овощ». (баклажан )
  27. . Как называется древний предок слона? (мамонт )
  28. Друг доктора Ватсона. (Шерлок Холмс )
  29. . У каких животных восемь ног? (Пауки, клещи, скорпионы и т. п. ).
  30. Как называется самое распространённое вещество, встречающееся на земле в трёх видах? (вода )
  31. Аппарат, на котором Баба Яга совершала полет. (ступа )
  32. Ящик для ручек и карандашей. (пенал )
  33. Самый большой в океане. (кит )
  34. Слепыми или зрячими родятся зайчата? (зрячими )
  35. Кто пишет стихи? (поэт )

Викторина «Эрудит» для учащихся начальных классов.

Цели: формировать умения учащихся полно и точно отвечать на поставленные вопросы; развивать устную речь, творческие способности и логическое мышление детей, умение работать в коллективе.

Ход мероприятия.

Звучит аудиозапись песни «Чему учат в школе». Ребята входят в кабинет, рассаживаются по местам.

Ведущий.

Здравствуйте, ребята! Не за морями, не лесами, не за высокими горами раскинулась прекрасная страна Начальная Школа. Четыре года назад отправились мы все в страну Знаний. За эти годы мы многому научились. Вы изучали серьезные науки. Сегодня мы узнаем, кто из вас был более внимательным на уроках, добросовестно выполнял домашние задания, много читал.

Кто станет самым эрудированным. Желаю вам удачи! За работу, в добрый час!

1.Отборочный тур.

1.1. Формирование команды.

Пришло время узнать участников викторины. Я сейчас буду задавать вопросы учащимся каждого класса. Ученик, который дал правильный ответ, становится участником викторины.

1. Как звали собаку из мультфильма «Простоквашино»?

2. Какое дерево сбрасывает на зиму хвою?

3. В каком месяце меньше всего дней?

4. Цапля, стоящая на одной ноге, весит 10 кг. Сколько весит цапля, стоящая на двух ногах?

5. Что убаюкивало елочку в новогодней песенке?

6. Судя по поговорке, за сколькими зайцами не стоит гнаться?

7. Как называется картина с изображением человека?

8. В детском саду на батарее сушатся 12 варежек. Сколько это пар?

9. Какое полное имя у Риты?

10. Эти грибы растут дружной семейкой на пне?

1.2. Представление жюри.

Оценивать наших конкурсантов-участников будет компетентное жюри (ведущий называет фамилию, имя, отчество, должность членов жюри ).

1.3. Представление участников (ребенок называет имя, фамилию, класс ).

Поприветствуем участников громкими аплодисментами.

2. Задания и вопросы.

Каждому участнику будут заданы вопросы по различным предметам. После каждого конкурса выбывают 3 участника, набравшие меньшее количество баллов. За правильный ответ 5 баллов.

Конкурс № 1 ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ.

Ученик:

Чтение – прекрасный урок:

Много полезного в каждой из строк,

Будь это стих или рассказ,-

Вы учите их, они учат вас.

Все взрослые и дети любят сказки. Как вы их знаете, я и проверю.

1. Голова его набита опилками (Вини-Пух )

2. У него на голове зеленый хохолок, подергав за который, наплачешься вдоволь. (Чиполлино )

3. Девочка, волосы которой были необычного, голубого цвета. (Мальвина )

4. Полосатый свирепый хищник, ненавидящий Маугли. (Тигр Шер -Хан )

5. Кто из русских богатырей обладал не силой, а смекалкой (Алеша Попович )

7. В сказке «Гуси-лебеди» была молочная река, и какие берега? (Кисельные )

8. Назовите музыкальный инструмент Папы Карло (Шарманка )

9. Какой предмет всегда носил с собой Оле-Лукойе? (Зонтик )

10. Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок )

Слово жюри. Выбывают 2 человека. Остается 8 человек.

Конкурс № 2. Русский язык.

Ученик:

Люблю тебя, грамматика,

Ты умная и строгая,

Тебя, моя грамматика,

Осилю понемногу я!

1.Сколько слогов в слове аист? (2 )

2. Сколько звуков в слове ежик? (5 )

3. Это гласная никогда не может стоять в начале слова. (ы )

4. Я часть речи, которая обозначает предмет. (Имя существительное )

5. С буквой У- на нем сидят, с буквой О – за ним сидят. (Стул-стол )

6. С глухим – траву он срезает, со звонким – листья объедает. (Коса-коза )

7. Назови всегда твердые согласные. (Ш, Ж, Ц )

8. Главный член предложения, который отвечает на вопрос что делает? (Сказуемое )

Слово жюри. Выбывают 2 человека. Остается 6 человек.

Конкурс № 3 Математика.

Ученик:

Математику, друзья,

Не любить никак нельзя!

Очень строгая наука, очень точная наука,

Интересная наука – это математика!

1. Собрали вместе 7 стогов сена и еще 11 стогов. Сколько стогов получилось? (Один )

2. В какую фигуру превратится квадрат, если его высоту увеличить втрое? (В прямоугольник )

3. Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно )

4. Он давно знакомый мой, каждый угол в нем прямой. Все четыре стороны одинаковой длины. (Квадрат )

5. Проживают в трудной книжке хитроумные братишки. Десять их, но братья эти сосчитают все на свете. (Цифры )

6. Сколько орехов в пустом стакане? (0 )

Слово жюри. Выбывают 2 человека. Остается 4 человека.

Конкурс № 4 Окружающий мир.

1. Для какой цели городской ласточке требуется глина? (Для строительства гнезда )

2. Как называется второй по яркости объект на небе Земли? (Луна )

3. Зачем тигру полоски, а жирафу пятна? (Для маскировки )

4. Кого на свете больше всех: зверей, людей, насекомых, птиц. (Насекомых )

Слово жюри. Выбывают 2 человека. Остается 2 человека.

Конкурс № 5 «Самый умный». Финал.

Этот конкурс состоит из двух заданий «Доскажи пословицу» и «Самый артистичный».

1 задание «Доскажи пословицу ».

Утро вечера …… (мудренее ).

Труд кормит,…..(а лень портит ).

Не спеши языком, торопись….(делом ).

Не учись разрушать, а учись …. (строить ).

Нет друга ищи, а нашел ….(береги ).

2 задание «Самый артистичный».

Изобрази:

Человека, которому жмут ботинки.

Человека, который сыто пел.

Человека, который случайно пнул кирпич.

Двоечника, получившего пять.

Подведение итогов.

Все были молодцы! Отвечали великолепно. Но конкурс есть конкурс. В конкурсе всегда есть победители.

Пока наше жюри подводит итоги. Ребята покажут вам сценку «Веселый урок русского языка».

Сценка.

Учитель: Я вам дам слова, а вы из них должны будете составить рассказ интересный и веселый.

Запомните эти слова: метро, пальто, кино, кашне, кенгуру, шоссе, шимпанзе, домино, фортепиано, пенсне, кафе.

1 ученица : Тут и запоминать нечего!

2 ученица: И сейчас из этих слов мы не только рассказ, поэму в стихах напишем!

1 ученица: Правильно! Слушайте!

Как-то рано по утру с другом сели мы в метру.

2 ученица: И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре .

Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашна .

1 ученица: А вернее, я и ты без кашны и без пальты .

2 ученица:

Любит кина детвора, Если в кинах кенгура Ходит-бродит по шоссу, Носит в сумках шимпанзу

1 ученица:

Кенгуру в кафе зашел

Занял там свободный стол.

2 ученица:

И сидит там с доминой ,

с шимпанзой и какадой .

1 ученица:

Вдруг, огромный обезьян

стал играть на фортепьян .

2 ученица:

Тут и взрослый, сняв пенсню

Хохотал на все киню.

Интересное кино.

1 ученица:

Жаль, что кончилось оно!

В гардероб пора бежать

Будут польта выдавать.

Учитель: Ну что друзья, у вас поучилось как раз про то, как не надо говорить.

1 и 2 ученица: Почему?

Учитель: Да потому, что все эти слова не изменяются по падежам.

Ученицы:

Сколько правил! Правил сколько! С непривычки бросит в дрожь. Будь внимательней и только, Все запомнишь, все поймешь!

Слово предоставляется жюри: подведение итогов, награждение.

Ученик:

Грядущее оно не за горами,

Становятся реальностью мечты.

Мы в школе силу набираем,

Которая нужна для высоты.

Да будем мы серьезнее с годами,

Созреет разум, окрылится мысль,

И эти годы будут, как фундамент,

Тот самый, на котором строят жизнь.

Всем спасибо!

Выполнила:

учитель

химии и биологии

Интеллектуальная игра - викторина: «Эрудиты»

В игре участвуют 3 команды.

Цель игры : углубление знания по биологии и экологии знаний учащихся, воспитание гуманного отношения к природе, чувство ответственности ко всему живому развивать их внимание, сообразительность.

Подготовка и оформление :

Диск – вертушка со стрелкой. На диске три сектора: животные, растения, охрана природы .

Каждое поле обозначено определенным цветом. По 15 вопросов прикрепляем на каждом поле.

Правила игры.

По, итогам жеребьевки начинается игра.

Играют 3 команды, каждая отвечает по 5 вопросов, если команда не отвечает, то может ответить другие команды, получая дополнительный балл. А если никто на знает, ведущий называет ответ. Команда если не ответила, уступает другой команде, если отвечает, то до 5 раз крутит диск. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

По ходу игры жюри фиксирует баллы.

В качестве вставок прокручивается фрагменты дискофильма «человек и окружающая среда» при подведении итогов.

Вопросы.

Растения (первое поле)

1. Какое дерево одевается позже всех? (Дуб)

Какое дерево цветет летом? (Липа) Назовите любимое дерево на Руси (Береза). Плоды какого ягодного кустарника называют северным виноградом . (крыжовник) «Мушка на ту травку села и трава ту мушку съела». Назовите это растение? (росянка) Какое распространенное древесно – кустарниковое растение нашей местности называют «снежный шар» (калина)

7. Почему березы белые?.(в коре вещество, бетулин).


8. Из какого дерева делают спички? (осина)

9. Назовите кустарник старинных дворянских усадеб (сирень)

10. Из какого дерева строили раньше сваи (лиственница, много смолы, поэтому не гниет).

11. Какое у нас дерево каучуконос (бересклет, ветви и корни содержат гута вещество, сходное по свойствам с каучуком).

12. Почему в лесу только листья ландыша (ландыш цветет на 7 год, а к 12 года утрачивает способность цвести).

13. Почему зверобой так называют? (в растении есть красный пигмент, вызывающий повышенную чувствительность белых участков кожи к солнечному свету. возникают раны и оно может погибнуть)

14. Какое растение с красивыми цветами является хорошим удобрением (люпин)

15. Что в хлебе родится, а есть не годится? (василек)

(на каждый ответ показываем презентацию с растениями)

Животные (второе поле).

1.Какая хищная рыба предпочитает, держаться в глубоких ямах? (сом).

2. За что зайца прозвали косым (глаза выпуклые и по бокам головы, что дает ему обозрение на 360 градусов).

3. Где зимуют раки? (в яма на дне реки)

4.. Какая птица возит гнездо на себе (чомга)

5. Какой грызун строит плотины на реках? (бобр)

6. Сколько лет живет щука (200 – 300 лет)

7. Какую птицу назвали пернатой кошкой? (иволга, кричит как, когда кошке наступили на хвост)

8. Какую птицу называют лесной полицейский? (сойка, дает знак скрипучим звуком о появлении человека)

9. Какая птица крадет блестящие предметы? (сорока)

10 Какую птичку люди называют «драгоценный камень » (зимородок).

11.Назвать жемчужину Сибири? (соболь)

12. Животное которое отлучили от церкви (крыса)

13. Почему у многих хищных птиц птенцы разного возраста? (легче прокормить)

14. Что такое мотыль? (личинка комара – дергуна).

15. На латинском языке это насекомое «сверчок – крот» оно все умеет: копает, бегает, летает, плавает и даже поет. (медведка).

(на каждый ответ показываем презентацию с животными)

Охрана природы (третье поле).

Назвать водяной орех растет у нас? И где он растет?(чилим) Где сохранились вековые дубы в Брянске? Назовите заповедник в Брянской области и где он находится? Почему озеро «Бечино» назвали заказником? Назовите лесное карстовое озеро в Жуковском районе? Назвать редких животных из семейства кошачьих обитающих на территории Брянской области? Назвать 5 редких растений произрастающих в нашей местности? Объясните значение старых дуплистых деревьев в природном сообществе?. На каких животных запрещена охота в Брянской области? Что влечет за собой быстрое сокращение лесов? Назовите животных – индикаторов водной среды? Назовите 5 птиц которые занесены в красную книгу, в 1 категорию.? Что такое музей – заповедник? Имеется ли он в Жуковском районе? Какими правилами нужно пользовать при оборудовании костра в лесу? Почему необходимо сохранять болота?

(показываем презентацию на ответы)

Используемая литература:

«География Брянской области»- издательство «Дебрянск»

Брянск. 1995г.- с196.

« Растения» детская энциклопедия - издательство ТКО «Аст»

М. 1996г – с510.

«Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни» - издательство «Учитель». Волгоград. 2001г. – с160.

«Редкие и охраняемые животные и растения Брянской области»

(вариант Красной книги). Брянск. 1993г – с244.

«Животные» детская энциклопедия - издательство ТКО «АСТ»

М. 1994г – с520.

«Тематические игры и праздники по биологии. – М. 2004г

«Экология» детская энциклопедия - издательство ТКО «АСТ» М. 1994г – с520.

Интеллектуально-логическая викторина

«Эрудит»

для учащихся 5-7 классов

Цель: Развитие познавательной и коммуникабельной сфер воспитанников.
Задачи:
развивать познавательный, творческий потенциал коллектива учащихся;

Активизировать личностные качества учеников;
воспитание чувства коллективизма, умения работать в команде.

Форма организации работы – коллективно-групповая.
Методы организации : творческо-игровой метод, метод обмена информацией в детском коллективе.
Кол-во игроков : 3 команды по 4 человека в каждой команде.

Ведущий: Добрый день уважаемые участники, члены жюри и наши зрители!!! Сегодня у нас состоится интеллектуально-логическая викторина под названием «Эрудит», в которой вам необходимо показать свою смекалку, логику, общую осведомленность, творческую начинку каждого из вас! Свою неповторимость и индивидуальность! У нас будут две команды, которые будут иметь следующие названия: первая команда «Знатоки», вторая команда «Эрудиты», третья команда «Всезнайки». Нам нужно распределить участников по командам, сейчас мы это сделаем.

Примечание: Ребята распределяются в команды по доставшемуся жребию. Полосками нарезаны названия всех трёх команд, по очереди каждый учащийся вытягивает себе полоску и соответственно распределяется по командам.

Мы желаем вам собранности и удачи! В первую очередь оговорим правила проведения викторины .

Для зрителей:

    Не шуметь, не подсказывать!

Для участников:

    Вести себя спокойно, быть собранным и внимательным!

    Не кричать, не перебивать ведущего и участников команд - соперников.

Давайте познакомимся с нашем жюри в лице: (называются члены жюри).

Итак, самое время перейти к нашей викторине!

Примечание: Ведущий начинает говорить задания.

Задание №1

Каждый участник команды рисует открытку, он вкладывает в неё свою фантазию, но главное, чтобы при соединении всех открыток у вас получился плакат, который представит вашу команду, как целое! У вас получатся четыре пазла, при соединении получим плакат. Максимум 4 балла.

Задание №2

В этом задании 10 вопросов, каждый вопрос оценивается в 1 балл. Максимум команда может заработать 10 баллов.

Вопрос 1. Нужно ответить на вопрос:

Вопрос 2. Закончите изречение:

Вопрос 3.

Вопрос 4.

Вопрос 5.

Вопрос 6.

Вопрос 7.

Вопрос 8.

Вопрос 9.

Вопрос 10.

Задание №3

Пословицы

Варианты ответа

Семь раз отмерь, а

вылетит - не поймаешь.

Что можно сделать сегодня,

Любишь с горочки кататься,

надо в воду лезть.

Чтобы рыбку съесть,

люби и саночки возить.

Друг познаётся

не откладывай на завтра.

Слово не воробей,

один раз отрежь.

Ответы:1-6,2-5,3-4,4-3,5-2,6-1.

Задание №4 .

В этом задании команды из длинной нитки должно выложить на парте очертание звезды. Задание на время. Команда, выполнившая задание правильно и быстрее, получает 2 балла. В зависимости от выполнения задания распределяются баллы, жюри самостоятельно может решить.

Задание № 5

В данном творческом задании, обе команды получают две шоколадки в белой обертке, они ДОЛЖНЫ: придумать название данной шоколадки (которое нигде ранее не звучало) придумать марку нового шоколадного продукта, (слоган!). Вы можете заработать в этом задании сразу 4 балла!

Задание 6.

Какому времени года Афанасий Афанасьевич Фет посвятил строки:

Чудная картина, как ты мне родна:

Белая равнина, полная луна,

Свет небес высоких, и блестящий снег,

И саней далеких одинокий бег.

Правильный ответ 1 балл.

Задание №7

Сейчас вашему вниманию будут представлены картинки, они разделены на 7 категорий , у каждой категории свой общий смысл, какой вам нужно определить. За каждый правильный ответ 1 балл!

Общий объединяющий признак

Форма - треугольник

Спортивный инвентарь

Состав (сделано) из стекла

Искусство

Форма зданий

Цвет - зеленый

Изображены натюрморты

Изображены хищники

Общий признак высота, все предметы очень высокие

Задание №8 .

Вам необходимо написать: кто или что изображено на картинках? Количество представленных картинок 10. Максимально возможно набрать 10 баллов. За каждый правильный ответ по 1(одному) баллу.

Картинка 1. Поэт Есенин

Картинка 2. Растение - Алое

Картинка 3. Строительный инструмент - шуроповёрт

Картинка 4. Природное явление – Северное сияние

Картинка 5. Страна - Италия

Картинка 6 . Торжество - бал

Картинка 7. Поэт и писатель Пушкин

Картинка 8. Природное явление-цунами

Картинка 9. Дуэль

Картинка 10. Стив Джобс – основатель apple.

Задание №9.

1) Благодаря этому предмету, сегодняшнее поколение узнаёт об опыте прошлых поколений. Получение информации происходит путём зрительного контакта. На сегодняшний момент этот предмет является отличным подарком, для тех людей, которые им пользуются. Этот предмет несёт главную функцию-обучение и развитие. Производство данного предмета очень негуманно. Ответ: книга

2)Одно из лучших средств поднятия настроения является этот предмет. Его любят, как дети, так и взрослые. На все времена это замечательное угощение. Этот предмет может менять форму, цвет и состав. Но не стоит забывать и об отрицательном действии: он может в переизбытке вызвать аллергию и прибавить лишние килограммы для фигуры. Ответ: шоколад

Задание №10

Вашему вниманию будут представлены кадры из фильмов. Из какого фильма кадры? Правильный ответ оценивается в 1 балл.

1 кадры из фильма

Пираты карибского моря

2 кадры из фильма

Звездные войны

3 кадры из фильма

4 кадры из фильма

Гарри Поттер

5 кадры из фильма

Легенда 17

Задание №11. Отгадать мелодии из детских песен:

Примечание: Включаются по очереди детские мелодии из мультфильмов без слов. Можно использовать мелодии, которые предложены в конспекте данной викторины. Можно скачать свои.

1) вместе весело шагать по просторам. 2)два веселых гуся

3)голубой вагон 4)облака 5) Антошка

Правильный ответ 1 балл.

Задание №12. Нужно угадать, о чём идет речь? За правильность и точность ответа 2 балла.

Вечнозеленые кустарники или деревья высотой до 100 метров произрастают в лесах Австралии, Новой Зеландии и в меньшей степени в других лесах. Это растение способно обеззараживать воздух, а также осушать болотистые местности. Это растение быстро растет. Древесина этого растения идёт на постройку судов, на шпалы, и на производство бумаги. В медицине используют листья для производства настоек, масел, мазей. Листья этого растения любят поедать сумчатые медведи - коалы. Ответ: Эвкалипт

Правильный ответ 1 балл.

Задание №13

Завершающим этапом в нашей викторине будет вопрос: Какие события изображены?Правильный ответ 1 балл.

1 событие

Первый полет человека в космос 12 апреля 1961 года, им был летчик-космонавт Юрий Гагарин.

2 событие

Ледовое побоище 1242 года. Воевода был Александр Невский.

3 событие

Великая Отечественная Война

4 событие

Карнавал в Бразилии

Ведущий: Всех благодарим за активность и участие! Сейчас жюри подсчитает количество набранных баллов за правильные ответы команд участников и определит команду победителя, а также команду, занявшую второе и третье места. По распределенным местам команды получат не только почетные грамоты, но и сладкие призы.

Примечание: Для награждения напечатаны грамоты за первое, второе и третье места. Отдельно, напечатаны грамоты самым активным участникам, можно по номинациям:

«Самому активному», «Самому сообразительному», «Грамота зрительских симпатий».

Спасибо! До свидания!

Приложение №1.

Материалы для жюри.

Интеллектуально-логическая викторина «Эрудит».

Дата проведения _____________

ФИО представителя жюри_____________________________________________________

Участники: учащиеся 5-7 классов

участников п.п.

Команда №1 «Знатоки»

Команда №2 «Эрудиты»

Команда №3 «Всезнайки»

Всего 12 заданий

задания викторины

Команда №1

«Знатоки»

Команда

«Эрудиты»

Команда

«Всезнайки»

Примечание

Задание №1. Нарисовать открытку, а в целом получится плакат команды.

Max= 4 балла

Задание №2. 10 вопросов. За правильный ответ 1 балл.

Задание №3 . Продолжи пословицу. За правильный ответ 1 балл.

Ответы: 1-6,2-5,3-4,4-3,5-2,6-1

Задание №4. Выложить из нитки звезду. Максимально 2 балла.

Задание №5. «Шоколадка» Максимально 4 балла.

Задание №6. Угадать время года.

За правильный ответ=1 балл

Задание №8. Что изображено на картинках? 10 картинок, максимум 10 баллов.

Задание №9. Нужно угадать, о чём идёт речь? Елена Васильевна будет читать. За правильный ответ 2 балла.

Задание №10. Кадры из фильмов, определить из какого фильма? Правильный ответ оценивается в 1 балл.

Задание №11. Отгадать мелодию детских песен. За правильный ответ 1 балл.

Задание №12. Отгадать, о чём идёт речь? Ответ (Эвкалипт)

Задание №13. Завершающий этап. Какие события на слайдах? Правильный ответ 1 балл.

Итого (сумма баллов)

По результатам всех конкурсов побеждает команда

______________________________________________

Призом зрительских симпатий награждается участники викторины:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение №2.

Для задания №3.

Эрудиты

Задание №3

Продолжить пословицу, подобрав правильный вариант ответа. За правильный ответ 1 балл.

Пословицы

Варианты ответа

Семь раз отмерь, а

вылетит не поймаешь.

Что можно сделать сегодня,

Любишь с горочки кататься,

надо в воду лезть.

Чтобы рыбку съесть,

люби и саночки возить.

Друг познаётся

не откладывай на завтра.

Слово не воробей -

один раз отрежь.

Пословицы

Варианты ответа

Знатоки

Задание №3

Продолжить пословицу, подобрав правильный вариант ответа. За правильный ответ 1 балл.

Пословицы

Варианты ответа

Семь раз отмерь, а

вылетит не поймаешь.

Что можно сделать сегодня,

Любишь с горочки кататься,

надо в воду лезть.

Чтобы рыбку съесть,

люби и саночки возить.

Друг познаётся

не откладывай на завтра.

Слово не воробей -

один раз отрежь.

Пословицы

Варианты ответа

Всезнайки

Задание №3

Продолжить пословицу, подобрав правильный вариант ответа. За правильный ответ 1 балл.

Пословицы

Варианты ответа

Семь раз отмерь, а

вылетит не поймаешь.

Что можно сделать сегодня,

Любишь с горочки кататься,

надо в воду лезть.

Чтобы рыбку съесть,

люби и саночки возить.

Друг познаётся

не откладывай на завтра.

Слово не воробей -

один раз отрежь.

Пословицы

Варианты ответа