Что предприняла главная героиня мороз красный нос. «Мороз, Красный Нос», анализ поэмы Некрасова. Темы, проблемы и настроение

Произведение «Мороз, Красный нос» написано в 1863-1864 годах. В эти годы Николай Алексеевич уже давно находился в положении успешного и не бедного литератора. Но не потерял близости своей с народом, продолжал жить думами о простых людях, хорошо знал их быт и талантливо передавал ту гамму чувств, которые вкладывал в свои стихи.

Это самое мистическое произведение, которое вышло из-под пера писателя. Это изначально народное произведение. Главные действующие лица - простолюдины, простые персонажи с нравами, понятными любому русскому человеку.

Ничего общего с тем, что пропагандировало правительство на тот момент, в творчестве поэта не было. Но сюжет, где жизнь простых крестьян показана и в горе и в радости стали понятны каждому, даже сейчас спустя полтора столетия. Это неслучайность. Николай Алексеевич, будучи сам по рождению дворянином, проникал во все переживания, страдания, чаяния, молитвы своих героев и показывал картину, не всегда приглядную, но всегда правдивую.

При кажущейся простоте сюжета «Мороз, Красный нос» по своему построению - одно из самых сложных у Некрасова.

Идея поэмы

Изначально поэма задумывалась, как драма, где ключевой смысл заложен в смерти крестьянина. Но постепенно рассказ сложился в эпическое произведение, где на первый план вышла жена крестьянина.

В образ Дарьи автор вложил нелёгкую судьбу всех русских крестьянок. Горькие вдовьи слёзы, описанные в конце произведения - это женские слёзы всех женщин, отягощенных тяжёлой работой, и большим горем, с которым справиться, оказывается, не всегда под силу. Трагическая судьба женщины, которая не боится физического труда и готова выполнять любую мужскую работу, обрывается.

Некрасов относится к своей героине с большим уважением и благоговейным трепетом. Этой сильной и смелой женщине он посылает смерть, как избавление от мук.

Известно, что в 1861 году в России произошла реформа, было отменено крепостное право. Оказалось, что реформа не принесла народу того долгожданного облегчения, которое ожидалось. Чтобы соблюдать, хоть какой-то порядок в обществе, была введена жесточайшая цензура. Писателям нелегко было обходить острые углы и «ловушки», расставленные правительством. Но многим это удавалось, благодаря своему таланту.

Николай Алексеевич нашёл свой путь. Кроме юмористических фельетонов и юмористических очерков, которые цензура пропускала, можно было писать о женщине. А в те годы ей была закрыта дорога и в экономику, и в политику. И если цензор видел, что произведение о женщине, он считал, что оно не представляет особой угрозы для существующей власти. Этим обстоятельством и пользовался литератор.

Горе

История начинается невесело. В семье трагедия - смерть. Готовят к погребению Прокла Севастьяныча. Умер кормилец семьи.

Вся семья занята подготовкой к похоронам. Мать занимается доставкой гроба. Самую тяжёлую работу выполняет отец покойного, он готовит могилу. Вдова тоже не сидит без дела - шьёт саван.

Здесь происходит первая вдумчивая оценка, что ждёт Дарью. Какая судьба ей уготована. Доля женская нечасто бывает радостной. Тяжёлая жизнь убивает красоту. Зачем же женщина пришла в этот мир? Работать, страдать и умереть?

Но вот время прокручивается назад. Здесь же даётся и другая оценка. Это пафосное описание русских женщин, где автор буквально выплеснул свою любовь и восхищение. Он не стесняется и сравнивает своих героинь с царицами, описывает простую красоту, ловкость, трудолюбие. Здесь поэт не плачет над горькой судьбой простой селянки. Он поёт ей величавую песнь. Может быть немного идеализируя и преувеличивая, но на то он и поэт. Автор обнаруживает большое знание крестьянского быта и обычаев русского народа. Подробно описана жизнь в доме, в работе на поле, в отдыхе, в обычаях и поверьях.

Такой женщиной была и Дарья, до смерти мужа. Но теперь горе сушит её, и она не может сдержать слёзы, которые катятся из глаз. Этими слезами она поливает саван, который шьёт собственными руками.

Родственники обряжают покойного молча. Время для причитаний будет позже, когда совершаться все обряды.

В последний путь конь Савраска, верный помощник во всех делах, везёт своего хозяина в последний путь. Хотя семья боролась за жизнь Прокла всеми известными её способами, он не поднялся, умер. Все соседи вспоминают о нём только хорошее.

Дарья

Это главный образ в произведении. Свою героиню автор поднимает на эпическую высоту, и раскрывает её внутренний мир. Теперь читатель знает что чувствует героиня, о чём думает. Многочисленные образы переданы по-разному, в виде воспоминаний, надежд, мыслей, иллюзий.

Только приехав с кладбища, уставшая женщина хочет приласкать своих осиротевших ребятишек. Но на это у неё нет времени. Обнаруживается, что в доме закончились дрова. И пристроив детей к соседям, на тех же санях, запряжённых верным Савраской, Дарья отправляется в лес за дровами.

По дороге в лес на глаза снова выступают слёзы. И когда героиня въезжает в могильные покои леса из её груди вырывается глухой сокрушительный вой. Жалеть себя некогда, крестьянка начинает рубить дрова. Но все мысли её обращены к мужу. Она зовёт его, говорит с ним, и тут вспоминает свой сон перед Стасовым днём.

Различные ведения крутятся в голове несчастной женщины. На фоне случившейся трагедии, как обрывочные воспоминания, она видит радостную картину семейной гармонии, где все живы и здоровы, муж и детки. Но тут же какая-то рать окружает её. Но она уже не она, а ржаные колосья. И мужа больше не видно нигде, и рожь нужно жать самой.

Дарья понимает, что это был вещий сон. Теперь она одна, без мужа должна выполнять непосильную работу, женскую и мужскую. Ей рисуется её безрадостное существование. Вдруг одолевает страх перед беззаконностью. Страх за своего сына, которого могут отдать в рекруты. Она понимает, что всё переменилось, её ждёт очень тяжёлая жизнь.

За этими мыслями она и нарубила дров. Можно ехать домой. Но взяв топор в руку, крестьянка зачем-то останавливается у сосны.

Стоит под сосной чуть живая,
Без думы, без стона, без слез.
В лесу тишина гробовая -
День светел, крепчает мороз.

Дарья начинает забываться. Подобно скульптуре, стынет женщина в лесу, ставшем сказочным. Она входит в мир природы, и уже не хочет из него выходить.

А Дарья стояла и стыла
В своём заколдованном сне.

Появляется Мороз-воевода, который машет над Дарьей своей булавой. Он добрый старик, готов взять её в свои владения, обеспечить теплом и спокойствием. Крестьяночка покрывается инеем и к ней приходят одно за другим приятные ведения. Лицо больше не искажено муками и страданиями.

Очень чётко писатель показывает сам процесс замерзания. Специалисты говорят, что смерть от обморожения, одна из самых приятных. Замерзая, человек не чувствует холода. Наоборот, замерзающему кажется, что он в тепле, в безопасности, где-то на тёплом море или у тёплого очага.

Картину жизни крестьянки без мужа, которую нарисовал Некрасов, можно назвать страшной. Её смерть - это избавление от множественных страданий и мук.

Значение поэмы

Произведение «Мороз, Красный нос» остаётся актуальным многие десятилетия.

Поэма была хорошо знакома современникам. С приходом Советской власти не утратила своей актуальности, наоборот, это произведение было хрестоматийным.

Да и сейчас, нет русского человека, который желая как можно образнее высказаться о смелой, проворной, ловкой и красивой женщине, не вспомнил бы некрасовский образ:

В игре ее конный не словит,
В беде - не сробеет,- спасет;
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!

Критики и литераторы высоко оценили художественное мастерство, которое Некрасов вложил в своё произведение. Быль, с элементами мистики, превратилась в настоящий современный эпос.

Литератор-француз Шарль Корбэ сравнил некрасовскую поэму с гомеровским эпосом.

Поэма непросто прекрасна. Она необычна и загадочна. И каждое поколение может попробовать найти в ней свою разгадку.

Н. А. Некрасова всегда волновала судьба русского крестьянства, и особенно положение женщины. Этой теме он посвятил немало произведений, в числе которых и опубликованная в 1863 году - уже в пореформенный период - поэма «Мороз, Красный нос». Краткое содержание произведения, конечно, не дает возможности в полной мере оценить его достоинства, но позволяет обозначить круг тех проблем, которые волнуют автора.

Вступление

Н. Некрасов посвятил поэму своей сестре, Анне Алексеевне. Уже в обширном вступлении обозначены ее общая тема и настрой. Это признание автора в нелегкой доле поэта, знающего о жизни гораздо больше других людей. Потому и новая песня «будет много печальнее прежней», а в будущем все видится «еще безнадежней».

Воспоминания о родном доме и смерти матери завершаются прямым обращением к сестре: «… поняла ты давно - здесь одни только камни не плачут...».

Часть 1. Смерть крестьянина

Невеселые мысли вызывает у читателя поэма. Вот ее краткое содержание.

«Мороз, Красный нос» Некрасов начинает с описания трагедии в жизни крестьянской семьи. Умер ее глава и кормилец, оставив сиротами родителей, жену и двоих малолетних детей. Отец отправился рыть сыну могилу («Не мне б эту яму копать!»). Мать за гробом пошла. Жена «тихонько рыдает» над саваном - шьет последний наряд мужу. И только «глупые дети» шумят, еще не понимая случившегося.

О тяжкой доле славянки

Рассказ о трудной жизни крестьянки занимает важное место в 1 части поэмы «Мороз, Красный нос». Краткое содержание его таково.

Изначально русской женщине уготованы три горьких доли: и матерью раба, а также до гроба покоряться судьбе. И сколько бы веков не проходило, это положение не меняется. Но никакая суровая жизнь не способна сломить «красивую и мощную славянку» - именно такой видится Дарья из поэмы «Мороз, Красный нос».

Красивая и ловкая во всем, терпеливая и величавая, с походкой и «взглядом цариц», русская женщина всегда вызывает восхищение. Хороша она и в момент, когда косит, и когда лицо ее «гневом горит». Не любит безделья даже по выходным, но если уж появится на лице «улыбка веселья», сменившая на нем «трудовую печать», то ни в песне, ни в пляске нет ей равных.

Она чувствует ответственность за всю семью, потому у нее в хате всегда тепло, детишки накормлены, да и к празднику лишний кусок припасен. А уж когда такая «баба» идет к обедне с ребенком на руках, «всем любящим русский народ» становится «по сердцу» возникшая картина - так завершает рассказ Н.А. Некрасов. «Мороз, Красный нос», таким образом, - это прежде всего поэма о судьбе русской крестьянки.

Крепится гордая Дарья, но слезы невольно катятся, падая на «быстрые руки» и саван.

Прощание с Проклом

Все приготовления закончены: могила вырыта, гроб привезен, саван готов. «Медлительно, важно, сурово» стали Прокла обряжать. Вся жизнь его прошла в работе. Теперь, неподвижный и суровый, лежит он со свечой в голове. Автор отмечает большие, натруженные руки и лицо - «красивое, чуждое муки».

И только когда обрядили умершего, «родные по Прокле завыли». В их плаче и боль от потери любимого человека, и хвала кормильцу, и оплакивание горькой сиротской доли детей, оставшейся вдовой жены, старых родителей…

А утром верный конь Савраска повез хозяина в последний путь. Он долгие годы служил Проклу: летом - в поле, зимой - в извозе. Торопясь в последний свой поход вовремя доставить товар, крестьянин простудился. Вернулся домой - «в теле пожар». Его лечили всеми известными народными способами. Наконец, жена отправилась в дальний монастырь за чудотворной иконой. Но опоздала. Когда воротилась, Прокл, увидев ее, простонал и помер…

Вернулись с кладбища, и Дарья, желая детей обогреть, увидела, что ни полена не осталось. Горька доля вдовы! Оставив сына и дочь у соседки, отправилась она в лес.

Часть 2. Дарья

Оказавшись одна на просторе, среди леса и блестящих алмазами равнин, Дарья уже не может сдерживать чувств. Свидетелями «великого горя вдовицы» стали лес, солнце, птицы… Нарыдавшись вволю, начинает она рубить дрова. А слезы все катятся из глаз, подобно жемчужинам, и все мысли о муже. А еще о том, что теперь ожидает молодую вдову и ее детей. Теперь нужно самой везде поспевать: и в поле, и по хозяйству. Станут подрастать Маша с Гришей, но некому будет их защитить.

Вспоминается Дарье и недавно приснившийся сон. Заснула она в поле, и показалось, что колосья, как воинская рать, обступают ее со всех сторон. Стала звать на помощь. Все прибежали, кроме милого дружка. Принялась она за работу, а зерна все сыпятся - не управиться одной. Пророческим оказался сон: «жать теперь буду одна». Ждут ее долгие и одинокие зимние ноченьки. Наткет она полотна на свадьбу сыну, но вот уже ждут Гришу рекруты - староста на руку нечист, а вступиться некому. Так за горькими мыслями нарубила дров, что не увезешь.

Но не торопится домой героиня произведения «Мороз, Красный нос».

Краткое содержание встречи с величественным воеводой лесов и полей

Поразмыслив, прислонилась Дарья к высокой сосне, стоит «без думы, без стона, без слез». Истомившаяся душа вдруг обрела покой, страшный и невольный. А мороз все крепчает. И вот появляется склоняется над головой несчастной, приглашает ее в свое царство. И вдруг Проклушкой Мороз обратился, зашептал ласковые речи.

Все больше холодеет Дарья, а перед глазами возникает картина. Жаркое лето. Она копает картошку, рядом свекровь и Маша. Вдруг появляется муж - рядом с Савраской шагает, из горохового поля выскакивает Гриша. А под сердцем у нее - ребенок, который должен родиться по весне. Затем Прокл встал на телегу, посадил Машутку с Гришей - и «воз покатил». А на лице глядящей им вслед Дарьи появляется «улыбка довольства и счастья». Сквозь сон слышит она прелестную песню, и душа все больше погружается в долгожданный покой. Прыгнувшая на сосне белка роняет на героиню снег, а Дарья стоит и стынет «в своем заколдованном сне». Так заканчивается поэма «Мороз, Красный нос».

В крестьянской избе страшное горе: умер хозяин и кормилец Прокл Севастьяныч. Мать привозит гроб для сына, отец едет на кладбище, чтобы выдолбить могилу в промёрзлой земле. Вдова крестьянина, Дарья, шьёт саван покойному мужу.

У судьбы есть три тяжкие доли: повенчаться с рабом, быть матерью сына раба и до гроба покоряться рабу - все они легли на плечи русской крестьянки. Но несмотря на страдания, «есть женщины в русских селеньях», к которым словно не липнет грязь убогой обстановки. Красавицы эти цветут миру на диво, терпеливо и ровно вынося и голод, и холод, оставаясь красивыми во всякой одежде и ловкими ко всякой работе. Они не любят безделья по будням, зато в праздники, когда улыбка веселья сгоняет трудовую печать с их лиц, такого сердечного смеха, как у них, не купишь за деньги. Русская женщина «коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт!». В ней чувствуется и внутренняя сила, и строгая дельность. Она уверена, что все спасенье состоит в труде, и поэтому ей не жалок убогий нищий, гуляющий без работы. За труд ей воздаётся сполна: семейство её не знает нужды, дети здоровы и сыты, есть лишний кусок к празднику, хата всегда тепла.

Такой женщиной была и Дарья, вдова Прокла. Но теперь горе иссушило её, и, как ни старается она сдержать слезы, они невольно падают на её быстрые руки, сшивающие саван.

Сведя к соседям зазябнувших внуков, Машу и Гришу, мать и отец обряжают покойного сына. При этом печальном деле не говорится лишних слов, не выдаётся наружу слез - как будто суровая красота усопшего, лежащего с горящей свечой в головах, не позволяет плакать. И только потом, когда последний обряд совершён, наступает время для причитаний.

Суровым зимним утром савраска везёт хозяина в последний путь. Конь много служил хозяину: и во время крестьянских работ, и зимой, отправляясь с Проклом в извоз. Занимаясь извозом, торопясь в срок доставить товар, и простудился Прокл. Как ни лечили кормильца домашние: окатывали водой с девяти веретён, водили в баню, продевали три раза сквозь потный хомут, спускали в прорубь, клали под куриный насест, молились за него чудотворной иконе - Прокл уже не поднялся.

Соседи, как водится, плачут во время похорон, жалеют семью, щедро хвалят покойника, а после с Богом идут по домам. Воротившись с похорон, Дарья хочет пожалеть и приласкать осиротевших ребятишек, но времени на ласки у неё нет. Она видит, что дома не осталось ни полена дровишек, и, снова отведя детей к соседке, отправляется в лес все на том же савраске.

По дороге через блестящую от снега равнину в глазах Дарьи показываются слезы - должно быть, от солнца... И только когда она въезжает в могильный покой леса, из груди её вырывается «глухой, сокрушительный вой». Лес равнодушно внимает вдовьим стонам, навеки скрывая их в своей нелюдимой глуши. Не отерев слез, Дарья начинает рубить дрова «и, полная мыслью о муже, зовёт его, с ним говорит...».

Она вспоминает свой сон перед Стасовым днём. Во сне обступила её несметная рать, которая вдруг обернулась ржаными колосьями; Дарья взывала к мужу о помощи, но он не вышел, оставил её одну жать переспевшую рожь. Дарья понимает, что сон её был вещим, и просит у мужа помощи в том непосильном труде, который её теперь ожидает. Она представляет зимние ноченьки без милого, бесконечные полотна, которые станет ткать к женитьбе сына. С мыслями о сыне приходит страх за то, что Гришу беззаконно отдадут в рекруты, потому что некому будет за него заступиться.

Сложив дрова на дровни, Дарья собирается домой. Но потом, машинально взяв топор и тихо, прерывисто воя, подходит к сосне и застывает под нею «без думы, без стона, без слез». И тут к ней подбирается Мороз-воевода, обходящий свои владенья. Он машет над Дарьей ледяной булавой, манит её в своё царство, обещает приголубить и согреть...

Дарья покрывается сверкающим инеем, а снится ей недавнее жаркое лето. Ей видится, что она копает картофель на полосах у реки. С нею дети, любимый муж, под сердцем у неё бьётся ребёнок, который должен появиться на свет к весне. Заслонившись от солнца, Дарья смотрит, как все дальше уезжает воз, в котором сидят Прокл, Маша, Гриша...

Во сне она слышит звуки чудесной песни, и последние следы муки сходят с её лица. Песня утоляет её сердце, «в ней дольнего счастья предел». Забвенье в глубоком и сладком покое приходит к вдове со смертью, её душа умирает для скорби и страсти.

Белка роняет на неё ком снега, а Дарья стынет «в своём заколдованном сне...».

Пересказала

Крестьянская тема красной нитью проходит через все творчество Николая Алексеевича Некрасова . Жизнь простого народа, его быт, радости и несчастья, тяжелая работа и короткие мгновения отдыха были хорошо известны русскому гуманисту. Не отошел Некрасов от своих литературных предпочтений и в поэме «Мороз, Красный Нос» , которую написал в 1863 году и посвятил любимой сестре Анне.

Шестидесятые годы XIX века – сложный период в истории Российского государства. Обстановка в стране оказала свое влияние и на литературную жизнь. Революционное движение пошло на спад, в рядах демократов преобладали скепсис и уныние, вера в народные силы и крестьянский бунтарский дух серьезно пошатнулась, русская интеллигенция испытывала растерянность и мощное давление реакционных сил.

Скорее всего, эти обстоятельства и подвигли Николая Алексеевича к созданию поэмы, в которой были показаны лучшие черты людей из народа и четко обозначен огромный нравственный потенциал русской женщины.

Структура произведения «Мороз, Красный Нос» предельно проста, как и жизнь крестьянской семьи. В первой части поэмы Некрасов в деталях описывает похороны Прокла и горе его родственников в связи с потерей кормильца. Вторая часть поэмы полностью посвящена жене Прокла Дарье, которая и является главной героиней произведения.

Николай Алексеевич глубоко и детально изучил крестьянский быт, что особенно ярко продемонстрировал в первой части поэмы. Вечер накануне похорон Прокла и скорбная крестьянская процессия утром следующего дня отчетливо предстают перед глазами читателя. Становится понятно, что так приходилось хоронить многих крестьян. Особенно было тяжело проводить похороны зимой, что хорошо видно на примере отца Прокла. Убитый горем старик вынужден с огромным трудом копать в мерзлом грунте могилу для любимого сына.

Но в целом все персонажи поэмы, включая покойного Прокла, выписаны Некрасовым сдержанно, без особых эмоций. Они не должны были затмить образ главной героини произведения – «величавой славянки» Дарьи . Для этой женщины писатель не пожалел ни красок, ни сравнений, ни восторгов.

Во внешнем облике крестьянки воплотились представления народа о настоящей красавице, ее удивительно правильных чертах лица и крепком здоровом теле. Но героиня поэмы обладает также огромным душевным потенциалом. Верность, трудолюбие, стойкость, любовь к своей семье и готовность жертвовать ради здоровья и счастья родных – естественные и неотъемлемые качества Дарьи. Достаточно вспомнить, что эта женщина темной морозной ночью пошла за десять верст в монастырь, чтобы на последние средства выпросить у монашек чудотворную икону для спасения мужа.

Даже в самых сложных жизненных ситуациях Дарья не теряет надежду изменить жизнь к лучшему, сопротивляется невзгодам до последних сил. Но силы эти, к сожалению, не беспредельны. Поэтому судьба героини предопределена заранее, она очень типична для русских крестьянок девятнадцатого века: замужество, рождение и воспитание многочисленных детей, работа в поле и по дому, самый тяжелый и черный труд.

Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая – быть матерью сына раба,
А третья – до гроба рабу покоряться.

Дарье повезло лишь в том, что она избежала обязанности «до гроба рабу покоряться» . Отношения с мужем Проклом сложились на удивление счастливо. Супруг любил Дарью сдержанно и немного сурово, что характерно для большинства крестьянских семей того времени. В тяжелой работе Дарья всегда была не только помощницей, а и верным другом, опорой, на которой держалась вся родня. В семье росли сын и дочка, а весной Дарья должна была родить третьего ребенка. Супруги мечтали о том, как красиво будут женить старшего сына.

Тяжелый труд и многие жизненные неурядицы переносить было легче, когда в семье царили искренние чувства и взаимопонимание. Дарья свято верила, что трудолюбие – залог счастливой жизни. Но тяжелая болезнь, которая настигла Прокла, унесла его в могилу. Похоронив любимого мужа, женщина не пала духом и не сломалась. Она взвалила на себя гораздо больше тяжелой работы, чем раньше. Проводив Прокла в последний путь, Дарья хотела приголубить осиротевших детей, но нужно было ехать в лес за дровами, чтобы ребята не замерзли в холодной избе.

Кульминацией поэмы является ее вторая часть, в которой погибает сама героиня. Здесь Некрасов больше места уделяет воспоминаниям Дарьи о прошлой жизни с любимым мужем, ее душевным переживаниям. Явь, сны и видения героини переплетаются и сливаются в одно целое. Лишь заехав в лес и оставшись наедине с собой, Дарья дала волю своим чувствам. Она звала мужа, голосила, говорила с ним, словно Прокл был жив. Женщина вспомнила летний сон и поняла, что он был вещим. Во сне Дарья оказалась среди огромного поля ржи. Сколько не звала она мужа на помощь, Прокл не пришел, как и сейчас.

Но Дарья не сдавалась. Она нарубила полную повозку дров и уже собралась уходить, как столкнулась с силой мистической – Морозом-воеводой . Хозяин зимы предлагал ей невиданные дары, свое царство, дворец, а также прекращение страданий, забвение, небытие и спокойствие. Но Дарья, замерзая до потери сознания, огромным усилием воли воскрешала воспоминания о прожитой жизни. Какой бы тяжкой она не была, но все же очень дорогой для женщины. В последнем жизненном бою Дарья не утратила силы духа, она проиграла битву со стужей с достоинством русской женщины. С той же покорностью, с которой крестьянка переносила все житейские удары, она вела свой последний диалог с Морозом–воеводой.

Вспоминая прожитую жизнь, Дарья пеклась не о себе, а о любимых детях, которых оставила в доме соседки. Полная отдача и самопожертвование ради родных – еще одна важная черта русской крестьянки. В образе Дарьи автор поэмы в полной мере раскрыл потенциал славянской женщины. Эта внутренняя и внешняя красота главной героини является идеей поэмы «Мороз, Красный Нос». Торжественный гимн простой русской женщине Некрасов исполнил блестяще.