Алиса кто такой абу али сина. Персидский ученый Авиценна: биография, поэзия, труды о медицине. Вклад Ибн Сины в физику

Средневековые ученые и писатели с мусульманского Востока были известны в Европе по коротким именам или прозвищам. Вот и персидский Авиценна не исключение. Его настоящее имя в сокращенном варианте можно привести как Ибн Сина.

Детство

Будущий ученый родился в 980 году, недалеко от Бухары, в Средней Азии. С самого раннего детства ребенок отличался умом и сообразительностью. К десяти годам прекрасно знал Коран. В бухарской школе он сначала изучал законодательство, а позже - философию, логику и геометрию. Это была эпоха расцвета мусульманской науки. Восточные ученые оказались на несколько шагов впереди по сравнению с европейскими средневековыми монахами. Один из них - Абу Абдаллах Натили - взялся за обучение многообещающего подростка.

Авиценна, биография которого в дальнейшем ознаменовалась многочисленными самостоятельными открытиями, быстро вышел из-под опеки наставников и стал заниматься в одиночку. Большое влияние на 16-летнего юношу оказала книга Аристотеля «Метафизика».

Философские взгляды

Многие принципы, заложенные древнегреческим философом в его трудах, стали ориентиром для персидского последователя. В своих изысканиях он был не одинок. Подобные взгляды разделяли Аль-Кинди, Ибн Рушд и Аль-Фараби. Эта школа получила название «восточного аристотелизма». Авиценна, биография которого полна различными открытиями, стал ее ключевым сторонником.

В его работах прослеживается строгий стиль изложения, подчиненный логике. В мусульманском богословии он получил название «акль». Согласно взглядам Авиценны, Аллах был вечным двигателем идей и форм. Также он критиковал антропоморфизм. Важным принципом восточного аристотелизма была мира. Согласно ей Земля была сердцем Вселенной, а все остальные небесные тела вращались вокруг нее.

В Бухаре

Юный Ибн Сина стал лекарем бухарского эмира благодаря глубоким познаниям в медицине. Кроме того, он получал доступ ко всем известным тогда литературным трудам на эту тематику. Молодой ученый много общался с местными тюркскими жителями, благодаря чему освоил этот язык. Однако его служба окончилась после того как тюркские племена захватили Бухару и свергли правившую тогда династию Саманидов. Это случилось в 1002 году.

В Хорезме

После этого Авиценна, биография которого в качестве ученого еще только началась, отправился в город Ургенч. Это был центр Хорезма - богатого и важного региона. Здесь философ и врач продолжал оттачивать свое образование. Он получил важное задание - составить свод законов для единого государства Хорезма. Ему удалось справиться со своей задачей. За молодым придворным пристально следил везир, а также шах.

Авиценне пришлось столкнуться с косностью и сервильностью здешних начетчиков из государственного совета. Они жили согласно Корану и резко сопротивлялись любым нововведениям в жизни Хорезма. Молодому ученому пришлось вести долгие споры и диспуты со старейшинами, которые и слышать не хотели о любых реформах. Только благодаря напору молодости и помощи шаха Ибн Сина смог протолкнуть свой проект, добившись широкого признания не только в Хорезме, но и за его пределами.

Однако когда к власти в 1008 году пришел Махмуд Газневи, Авиценна отказался служить при его дворе. Это привело к его изгнанию и долгим скитаниям.

Последние годы

В конце концов ученый прибыл в персидский город Хамадан, где прожил около 10 лет. Ему удалось вылечить местного эмира, за что он получил титул визира. Из-за этого философ часто конфликтовал с различными партиями при дворе правителя и военными. Именно в Хамадане он занялся политикой и стал работать на государственной службе.

Самые плодотворные годы с точки зрения занятий наукой пришлись на жизнь Ибн Сины в Исфаане. Местный эмир предоставил ему все условия для продуктивной деятельности. Именно здесь Авиценна, биография которого известна многочисленными скитаниями и путешествиями, нашел покой и занялся сочинением своих основных книг. Некоторые из них погибли во время нашествия вражеских войск. Тем не менее наследие персидского писателя дошло до наших времен в большом объеме. Оно состоит из множества трактатов по медицине, химии, астрономии, механике.

Авиценна скончался в 1037 году, после того как переболел желудочной болезнью. Его прах был помещен в мавзолей Исфахана, где также находили последний покой местные эмиры.

Медицинские работы

Биография Авиценны больше всего известна его энциклопедическим справочником «Канон врачебной науки». По нему арабские и персидские врачи учились вплоть до XVII века. Сочинение было разделено автором на пять книг.

Первая из них посвящена теории медицины. Писатель рассмотрел понятия болезней, а также причины их появления. Он определил симптомы таких страшных заболеваний, как холера, чума, оспа и проказа. В последующих книгах рассказывается о разных простейших лекарствах, в том числе о растениях.

Медицинские исследования, которыми полна биография Авиценны, также позволили ему написать и издать разные трактаты по самому широкому кругу вопросов. Они касались здорового образа жизни, сердечных заболеваний, пульса, кровеносных сосудов, правильного питания и т. д. Врач пропагандировал различные физические упражнения, которые, по его мнению, должны были продлить жизнь человека.

Исследования Ибн Сины охватывали не только физическое, но и психологическое состояние человека. Врач в своих работах описал четыре вида характера - горячий, холодный, влажный и сухой. Эта классификация во многом соответствует европейской, где присутствует темперамент холерика, флегматика и т. д.

Также Авиценна описал сложные человеческие натуры. Согласно его теории, характер зависел от того, какая жидкость превалировала в организме - кровь, слизь или желчь.

Разносторонняя деятельность ученого всегда привлекала исследователей к такой фигуре, как Авиценна. Биография, фото его письменных трудов и яркие приключения часто попадают в самые разные учебники.

Филолог и музыкальный теоретик

Персидскии ученый Авиценна, биография которого известна каждому соотечественнику, часто писал свои научные труды и публикации в виде стихотворных поэм. Этот стиль был популярным на мусульманском Востоке. Интересно, что ученый увлекался еще и музыкой. Его перу принадлежит несколько работ по теории композиции. Он относил музыку к математической науке и говорил в своих трудах о закономерности построения музыкальных произведений.

Известные тогда инструменты были описаны и классифицированы в одной из книг, автором которой являлся Авиценна. Ученый (биография перса позволила ему бывать на множестве официальных мероприятий, где проводились концерты) заложил основы музыкальной науки. На родине она не получила распространения, зато в Европе в Новое время переосмыслили многочисленные изыскания средневекового исследователя. Разных теоретиков тогда интересовала биография Авиценны. Кратко говоря, его труды стали фундаментом для музыкальной теории современности.

О ранних годах жизни Авиценны известно немного. О нём до нас дошла лишь скудная информация из автобиографического труда его ученика Джузьяни. И, поскольку других свидетельств не существует, все описания жизни Авиценны основываются на этой автобиографии.

Согласно ей, Авиценна родился около 980 г. н. э. в Афсане, деревушке неподалёку от Бухары, в семье Сетарег и Абдуллы. Мать его была уроженкой Бухары, отец же, почитаемый исмаилистский учёный, происходил из г. Балх в Афганистане.

Когда в семье появился Авиценна, отец его был управляющим в одном из поместий Мансура ибн Нуха из династии Саманидов.

Жадный до знаний, Авиценна обладал незаурядным умом и способностями к наукам. К десяти годам он знал наизусть Коран, а к четырнадцати превосходил своего учителя по элементарной логике. Мальчик искал новые знания, где и у кого только мог. Индийской арифметике он обучается у индуса-торговца, а позже углубляет свои знания по этому предмету с помощью бродячего философа.

После этого Авиценна усердно занимается самообразованием, читая труды эллинистических авторов. Он также изучает исламскую юриспруденцию и учение ханафистской школы. И именно в это время он сталкивается со сложностями понимания работы Аристотеля по метафизике. Юноша учит труд наизусть, но истинный смысл его так и остаётся непонятым, пока, в один прекрасный день, к Авиценне не приходит озарение.

Трудовой путь

В возрасте шестнадцати лет Авиценна сосредотачивает свои усилия на медицине. Этот предмет он изучает не только теоретически, но и активно занимается практикой. Ему удаётся обнаружить новые пути в лечении больных. По его словам, медицина куда проще, чем метафизика и математика.

В Бухаре с Авиценной происходит интересный случай, когда он вылечивает припадок султана, в то время как это оказалось не под силу всем придворным лекарям. Авиценна же с лёгкостью справляется с неведомой, но опасной болезнью.

За его успехи в медицине и удачное лечение эмира, Авиценне дают доступ в библиотеку династии Саманидов. Библиотека открывает перед ним дверь в удивительный мир наук и философии, предоставляя в его распоряжение труды выдающихся учёных и классиков.

Но длится это недолго: враги династии сжигают библиотеку дотла, обвиняя в этом трагическом происшествии Авиценну. Потрясённый таким поведением своих недругов, Авиценна оставляет науку и помогает своему отцу на поприще ведения хозяйства.

Писать Авиценна начинает в 21 год. Его многочисленные ранние работы посвящены вопросам логики, этики, метафизики и проч. Труды, в основном, были написаны на арабском и персидском языках.

После смерти отца и падения династии Саманидов в 1004 г., ему предлагают должность при дворе Махмуда из Газни. Но это предложение Авиценна не принимает, а вместо этого отправляется на запад, в Ургенч – город на территории современного Туркменистана.

Там он за гроши работает у местного визиря. Но денег на жизнь не хватает, и Авиценна перебирается с одного места на другое, от Нишапура до Мерва и до самых границ Хорасана.

После бесконечных странствий, он, наконец, встречает в Гордане, подле Каспийского моря, друга, который пускает его в свой дом и предлагает взять учеников, чтобы обучать их логике и астрономии. Самые известные работы Авиценны будут написаны именно в Гордане. С этим местом связан и один из самых значимых его трудов, «Канон врачебной науки».

Труд этот состоит из пяти томов, каждый из которых посвящён отдельным предметам. Авиценна уделяет внимание всему, от инфекционных заболеваний до венерических. Первый и второй тома книги посвящены физиологии, патологии и гигиене, третий и четвёртый – лечению заболеваний, а в пятом томе описываются составы и способы приготовления лекарств.

Снискав себе славу своими трудами, Авиценна, наконец, оседает в Рае – городе неподалёку от современного Тегерана. Номинальным правителем этих мест является Маджд Аддаула, сын последнего амира династии Бувайхид, а то время как фактически всем в государстве заправляет его мать, Сейеде Хатун.

Здесь Авиценна закончит около трёх десятков своих трудов. Однако его пребывание в этих местах вскоре подходит к концу, из-за ссоры между Мадждом Аддаулой и Шамсом аль-Даулой (его младшим братом).
Какое-то время Авиценна проводит в Казвине, но после отправляется на юг в Хамадан, которым правит Шамс аль-Даула. Там он становится фельдшером, дослужившись со временем до звания визиря.

Однако у Авиценны возникают разногласия с местным эмиром, и тот отдаёт приказ изгнать неугодного лекаря из провинции. Лишь после эпидемии, угрожавшей жизни многих, Авиценну восстановят в правах лечить других. Сорок дней своего изгнания лекарь проводит в доме шейха Ахмеда Фазеля.

После смерти эмира, Авиценна бросает пост визиря и скрывается в доме местного аптекаря, где принимается за написание новых трудов.

Он отправляет письмо Абу Яфару, управляющему городом Исфаханом, намереваясь послужить на благо местных жителей. Однако эта просьба обернётся серьёзной войной между новым эмиром Хамадана и правителями Исфахана. Авиценну заключают в крепость.

После окончания войны, Авиценна снова возвращается на службу к новому эмиру Хамадана, но вскоре, изменив внешность, сбегает из провинции.

Почти всю свою оставшуюся жизнь Авиценна проведёт при дворе Мухаммада ибн Рустама Душманзияра, правителя династии Какуидов. Он становится его придворным лекарем, и занимет пост главного советника по вопросам литературы и науки во время многочисленных военных кампаний.

Последние свои годы Авиценна посвящает изучению литературы и филологии. За всю свою жизнь Авиценна написал множество работ по философии, науке, медицине, астрологии, астрономии: “Kitab al-shif” («Книга лечения»), “Kitab al-najat” («Книга освобождения»), “Reslafieb alakam al-nojum”, «Канон врачебной науки» и проч.

Последние годы жизни и смерть

Последний период жизни Авиценны омрачает хроническая болезнь, которая с годами становится только хуже. Сердце его остановилось в июне 1037 г. в священный месяц Рамадан. На тот момент ему исполнилось пятьдесят восемь лет.

Похоронили Авиценну в иранском городе Хамадан.

Этот персидский философ, представитель «золотого века» ислама, написал книгу «Канон врачебной науки».

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

За его славу бьются несколько мусульманских стран. Иран считает его своим потому, что здесь расположена могила Ибн Сины. Арабы гордятся им, ведь он писал на их языке. Таджики не сомневаются, что он был из их племени, так как он родился на территории их древнего государства. Даже узбеки по праву гордятся им как подданным бухарского эмира, владение которого является частью современного Узбекистана. Для европейцев Авиценна – продукт эллинизма и провозвестник эпохи Возрождения. Коран и труды Аристотеля он читал с одинаковым упоением, а жизнь его полна удивительных событий. Он не был женат и не имел детей, но каждый человек на земле мог бы назвать его своим отцом и учителем, а сам он был сыном античной культуры.

Бухара

Абу Али Хусейн ибн Абдуллах ибн аль-Хасан ибн Алиибн Сина родился в селении Афшана, расположенном в 30 км на северо-восток от Бухары, 16 августа 980 года. С младых ногтей судьба была к нему благосклонна. Во-первых, ему достался замечательный отец, который заметил природные дарования мальчика и постарался их максимально развить. Хусейн был отдан в школу мусульманского правоведения, в 10 лет знал наизусть Коран, а в 12 – был известным в округе мудрецом, к которому приходили советоваться взрослые люди. Когда в Бухару приезжает знаменитый ученый Абу Абдаллах Натили, отец сделал все, чтобы тот остановился в его доме.

Постижение музыки, астрономии и геометрии дается ему без труда, а вот «Метафизика» Аристотеля вызывала непонимание до тех пор, пока Хусейн не взял в руки комментарии к «Метафизике» Аль-Фараби. Известно, что великий греческий философ не только рассуждал о категориях бытия, но и лечил людей, будучи сам сыном врача. Мусульманская культура переживала расцвет, благодарно впитывая все, что могла дать эллинистическая мудрость. В странах ислама весьма чтили Аристотеля, переводили и комментировали его. Именно через арабские переводы великий грек попал в средневековую Европу, чтобы стать учителем Запада.

Предание называет разный возраст Ибн Сины, когда того пригласили лечить эмира Бухары – от 16 до 18 лет. Юноша исцелил правителя, а в награду попросил пустить в его библиотеку. Здесь он поглощал знания по самым разным направлениям наук, причем медицина была для него одной из форм познания человека и мира. Недолго он наслаждался мудростью древних, так как библиотека была сожжена мусульманскими фанатиками как источник ереси. Сам Ибн Сина прослыл еретиком и всю жизнь испытывал неудобство от соприкосновения с религиозными невеждами.

Крохотные демоны болезней

Год 1002 – очень знаковый в жизни ученого. Захваченная тюркскими кочевниками, Бухара прекращает существование, и светоч высокой восточной культуры уже никогда не запылает здесь с такой яркостью. Эмир убит, библиотека сожжена, дома мирных жителей разграблены. Умирает отец Ибн Сины, а сам он подвергается нападкам за отступление от ислама. Вместе с братом Махмудом он пускается в бегство, а это означает верную смерть, поскольку между городами лежала безводная пустыня. Махмуд умирает от жажды, а самого Хусейна подбирает караван, который и доставляет его в город Ургенч, столицу правителей Хорезма. По легенде, одним из спасителей оказался его будущий ученик Джурджани, который сопровождал учителя до конца его дней.

В Ургенче Ибн Сине удается остановить свирепствовавшую чуму. Правителю он рекомендует запретить людям собираться на базаре и в мечети, а для подкрепления своей правоты, использует солнечное затмение. Деньги он советует передавать, опустив их в уксус, а в рацион питания включить чеснок. Ибн Сина выражает догадку, что причиной заболеваний могут быть крохотные демоны, прилипающие к телу, одежде и волосам. Тем самым он уже в 11 веке предвосхитил открытие бактерий. Он никогда не брал денег с пациентов, которые интересовали его с точки зрения практического опыта. Чтобы пополнить недостающие знания, он препарировал трупы.

Годы скитаний

В 1008 году султан Махмуд Газневи приглашает ученого к своему двору. Это был надменный и необразованный правитель, взлетевший к вершине власти из самых низов. Ибн Сина понимает, что его приглашают в придворные холуи, поэтому отказывается от милостивого предложения султана. С этого времени он обречен на годы странствий, спасаясь от гнева мстительного деспота.

В Хамадане он не только лечит эмира Шамс ад-Давла, но и пробует давать советы политического свойства. Благодарный правитель назначает его визирем. Ибн Сина пытается организовать управление государством согласно учению Аристотеля, по которому вся власть должна быть сосредоточена в руках благородных философов. Это не нравится придворным эмира. Они вынуждают его оставить высокий пост и покинуть пределы государства. Но вскоре эмир болезнь эмира дает о себе знать, и ученого просят вернуться, восстановив его в должности министра.

Ибн Сине пришлось побывать в заточении за попытку перейти на службу к правителю Исфахана. Спустя четыре месяца он все же попадает в Исфахан, где проводит самые плодотворные годы своей жизни. На службе у исфаханского правителя Ала ад-Давла он и оканчивает свои дни в возрасте 56 лет. Прах великого мыслителя Востока покоится в мавзолее эмира в Исфахане на территории современного Ирана.

Сокровищница знаний

Медицина была не единственным увлечением Ибн Сины, хотя ей он посвятил свой энциклопедический труд «Канон врачебной науки». Здесь он не только предрек открытие бактерий и вирусов, но и описал особенности и отличия таких болезней, как оспа, холера, чума и проказа. В «Каноне» ученый дает множество рецептов изготовления лекарственных снадобий, которые с успехом применялись в средневековой Европе.

Основываясь на практическом опыте, описывает лечение вывихов и переломов. Он был первым, кто провел трепанацию черепа. В третьем тома «Канона» ученый рассматривает вопросы патологии и терапии заболеваний, вызывающих лихорадку, опухоли и гнойные воспаления. Описание заболеваний сопровождают анатомические пояснения. С поразительной точностью и глубиной он объясняет устройство мышц человеческого глаза.

Не имея теоретической базы и инструментов, он догадался о бактерицидных свойствах чеснока и полыни. Ибн Сина знал о полезных свойствах пчелиного меда, который вошел в состав многих его рецептов. Он уделяет внимание правилам сбора лекарственных трав и дыхательным упражнениям. Именно Авиценна дал детальное описание симптомов и признаков сахарного диабета, а также проанализировал такие болезни как менингит и язва желудка.

Другой капитальный труд «Книга исцеления», как ни странно, посвящен скорее философской проблематике. Здесь автор делится своими рассуждениями о музыке, астрономии, логике, арифметике, геометрии, психологии, биологии и физике. От его пытливого ума не укрылись и фундаментальные вопросы бытия, которые он излагает в «Книге знаний».

Ибн Сина стал первооткрывателем перегонки эфирных масел, знал о процессе добычи азотной, серной и соляной кислоты, гидроксидов натрия и калия. Вслед за Аристотелем он утверждал, что Земля круглая. Авиценна был в курсе последних достижений в области астрономии и даже написал Компендиум Альмагеста на труд Птолемея. Он определял долготу города Гургана, пользуясь правилами сферической тригонометрии, и развивал теорию движения, предложенную Аристотелем.

Мир после Авиценны

Пятьдесят шесть лет прожил он на земле. Спасая многих от смерти, себя лечить он отказался, когда понял, что пришел его смертный час. Магом и чародеем считали его те, кто лишь слышал об этом человеке. Но труды Авиценны кочевали из библиотеки в библиотеку, переводились и давали пищу для размышлений. Мусульманские и христианские мыслители вдохновлялись его идеями и открытиями. Великий поэт Востока Омар Хайям зачитывался поэзией Ибн Сины, а Микеланджело восхищался его анатомическими познаниями.

Он был интеллектуальным чудом исламского мира. Это было то время, когда мусульманские страны были более образованными и более культурными, чем европейский запад. Теперь все поменялось. Но Авиценна в одинаковой мере облагодетельствовал как мусульман, так и христиан. Точнее сказать, и те и другие взяли от него столько, сколько смогли унести.

Ибн Сина впитал все лучшее из античной культуры и философии. Он помог вернуть античность в христианскую цивилизацию. В наше непростое время его жизненный путь может послужить еще одним аргументом к примирению двух религий, вышедших из одной книги – Библии.

Какой вклад Авиценны в развитие медицины, средневекового персидского ученого, философа и врача, представителя восточного аристотелизма изложен в этой статье.

Абу Али Ибн Сина вклад в медицину

Авиценна вклад в науку медицина просто огромен и изложен на страницах его труда «Канон врачебной науки». Работа ученого сформировала мышление у многих поколений врачей. Еще в ХІІ столетии она переводилась на латынь в больших экземплярах и расходилась рукописями по всему свету. Кроме того, «Канон» был одной из первых книг в книгопечатании. Но как бывает со многими учеными, его идеи и положения были признаны только спустя несколько веков.

Авиценна выступал за естественную, научную сущность медицины, настаивал на взаимной связи окружающей среды и организма, а также психического и телесного. Ибн Сина являлся ярым противником суеверий, которые бытовали в медицине в то время.

Ученый много времени уделили изучению окружающей среды на организм человека, изучая больных и недуги. Также особое внимание отводил телосложению. К своим больным он подходил индивидуально. Его идеи сегодня актуальны в терапии и хирургии.

Большой вклад Авиценна внес в изучение и исследование таких недугов как чума, туберкулез, проказа и оспа. Он был первым, кто рекомендовал в профилактических целях кипятить воду, прежде чем ее употреблять. В труде «Канон врачебной науки» есть главы, которые описывают методики лечения ран и травм, ход хирургических операций.

Считается, что Ибн Сина заложил фундамент для развития педиатрии. Он является создателем новых лекарств как из трав, и полученных в ходе химических опытов. Некоторые из них используются и теперь.

Ибн Сина жил в неспокойную эпоху, и такой же переменчивой была его жизнь: годы благополучия сменялись годами скитания. В силу гениального дарования в различных областях и, прежде всего, медицины, он пользовался благосклонностью власть имущих, был видным государственным деятелем и советником крупнейших правителей, а при переменах во власти и политических потрясениях вынужден был спасаться от преследований то пешком, то верхом, и скитаться в поисках убежища по различным городам Средней Азии и Ирака; порой он кормился только врачеванием. Многие свои работы он писал в седле во время долгих переездов. Не раз его бросали в тюрьму, где он также написал часть своих сочинений.

В жизнеописании Ибн-Сины приводится история о пребывании его в заточении в крепости Фарджан, возведенной на высокой скале неподалеку от Хамадана для защиты подступов к столице. Комендант крепости страдал от глухоты, и глухота его все усиливалась. На третий день заключения Ибн-Сина осмотрел его уши, промыл их и вытащил серные пробки, после чего старик стал различать привычные звуки. В благодарность за исцеление он приказал освободить ученого от цепей, даже принес узнику бумагу из собственной канцелярии, чернильницу и тростниковое перо, и в заключении Ибн-Сина написал «Книгу о правильном пути», переделал «Книгу о коликах».

Ибн Сине пришлось побывать при дворах нескольких султанов и эмиров того времени, он был придворным врачом саманидских и даилемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане, поселился затем в Исфахане, но нигде не знал полного покоя, безопасности и умиротворения.

Так, в 1030 году, после захвата Исфахана Масудом Газневи все вещи Ибн-Сины были разграблены. Исчезла огромная энциклопедия, озаглавленная Китаб аль-Инсаф («Книга беспристрастных суждений», 28000 вопросов и ответов в двадцати томах), где он противопоставлял свою собственную философию, назаванную им «восточной философией» (хикмат машрикийа) произведениям других мыслителей, изобилующим трудностями и неувязками. Ему удалось восстановить лишь несколько фрагментов этого колоссального труда.

Преследуемый до конца жизни врагами и завистниками, он не имел семьи, и с подорванным здоровьем нашел смерть в пути – во время похода эмира Алаед-Дауда – в Хамадане в 1037 году, в возрасте 57 лет. Перед смертью он приказал раздать все свое имущество беднякам. Похоронен в Хамадане (Иран), где и сейчас находится его могила .

Трактаты Ибн-Сины были необычайно популярны на Востоке и на Западе. Всего произведений Ибн Сины насчитывается более двухсот.
Основной труд Ибн-Сины – энциклопедия теоретической и клинической медицины «Канон врачебной науки» (в 5 книгах) – обобщение взглядов и опыта греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей, где изложена его система медицины, в главных чертах имеющая много общего с системой Галена.
«Канон врачебной науки» – одна из самых знаменитых книг в истории медицины. Этот капитальный труд, включающий в себя около 200 печатных листов, уже в двенадцатом веке был переведен с арабского языка на латинский и разошелся во множестве рукописей. Когда был изобретен печатный станок, «Канон...» оказался среди первых печатных книг, и по числу изданий соперничал с Библией. Латинский текст «Канона врачебной науки» был издан впервые в 1473 году, а арабский – в 1593 году (в 4-х томах в Риме). Существует множество переводов «Канона…» на латинский язык. Самый тщательный из них принадлежит Племию (Львов, 1658).
«Канон…» много веков был обязательным руководством для врачей, в том числе – в средневековой Европе, и выдержал около 30 латинских изданий.
Точная дата завершения работы над «Каноном...» не установлена. Предположительно, это 1020 год.

Свои медицинские открытия Ибн Сина изложил и в стихотворной форме в виде поэмы, причем сделал это с умыслом: в форме стиха наставления лучше воспринимаются и запоминаются потомками.
«Поэма о медицине» (Урджуза) , написанная рукой Ибн Сины, жива и сегодня. Она находится в Институте востоковедения Академии наук Узбекистана (г. Ташкент). Это второй по объему и значимости медицинский труд Ибн Сины после знаменитого «Канона врачебной науки».

Из «Поэмы о медицине»: О пище и питье
« Хвалы достойна пища, если вновь
Она заменит и очистит кровь.
Полезна рыба непременно тем,
Кто обессилен, истощен совсем.
Остры и терпки лук, чеснок, горчица,
Но польза в них великая таится».

В «Трактате о пульсе» Ибн-Сина описывает боле 60 разновидностей простого и 30 видов сложного пульса, а также говорит об их диагностическом значении.

Любая книга, написанная Авиценной, содержит отдельные главы, посвященные вопросам частной и общей фармакологии. Он рассматривает свыше 3000 простых и сложных лекарственных средств, более 80% из них – растительные.

Ибн-Сину и поныне называют «бессмертным великим мыслителем Востока». Его открытия относятся не только к медицине, но и к философии, математике, поэзии и литературоведению.

В латинском переводе изданы и его философские сочинения. Особенное внимание схоластиков обратило на себя сочинение Авиценны о метафизике (служащее комментарием к метафизике Аристотеля). Основные философские сочинения – «Книга исцеления», «Книга указаний и наставлений» и другие – содержат также естественнонаучные воззрения, музыкально-теоретические положения Ибн Сины.

Афоризм Авиценны: «О мудрости твердят: она бесценна,
Но за нее гроша не платит мир».

И еще один афоризм: «О том, что у тебя болит живот,
Больному говори – здоровый не поймет».


Об Ибн-Сине слагают легенды, рассказывают сказки, передают из уст в уста притчи.
Мы приводим здесь некоторые из них, напоминая на всякий случай, что народные сказания и предания обычно имеют мало общего с реальностью и не могут использоваться как факты биографии великого Учителя...